Запасной аэродром

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Запасной аэродром » История » История как точная наука. Возможна при установке фильтра.


История как точная наука. Возможна при установке фильтра.

Сообщений 1201 страница 1211 из 1211

1201

#p505260,svis написал(а):

Сообщение от Andrew_Raev

    Штамп "Москва - Третий Рим" - где-то в этом ряду. Хотя до какой степени он овладел хотя бы элитой, не говоря уж о простом народе, мне не понятно.

Не думаю, что это штамп, по крайней мере в моем понимании штампа. Хотя бы потому что сейчас мало кто знает, что он означал.
Но если "Третий Рим" - заезжено, могу предложить другой из тех времен, менее сейчас известный - "Великая Россия - Новый Израиль".  :suspicious:
https://cyberleninka.ru/article/n/vtoro … rim/viewer
Не обращайте внимания там на умозаключения автора, обращайте внимание на фактологию
А по поводу - владел/не владел мы как то с вами общались, у меня сейчас текстов писем Курбского монахам нет , откуда я его патриотические высказывания цитировал.

Почитать интересно. Но не убеждает. "Иван Грозный отказал теории "Москва-Третий Рим" в официальном характере и принял теорию "Русь - второй(новый) Израиль". Ага, и после этого провёл всю свою жизнь в завоевательных войнах и увеличил территорию Московского Царства вдвое. А в чём тогда выразился отказ?

1202

#p505483,Andrew_Raev написал(а):

Почитать интересно. Но не убеждает. "Иван Грозный отказал теории "Москва-Третий Рим" в официальном характере и принял теорию "Русь - второй(новый) Израиль". Ага, и после этого провёл всю свою жизнь в завоевательных войнах и увеличил территорию Московского Царства вдвое. А в чём тогда выразился отказ?

Да я же вам говорил - не смотрите вы на эти бредни автора, смотрите на фактологию я только из-за нее ссылку дал. Этот источник мне просто вчера под руку подвернулся, есть много где рассказывается о популярности в 16 веке у нас лозунгов и про "второй Константинополь" и про "Новый Израиль" и про "Третий Рим". В том числе и чисто научных статей, где расписывается откуда и в каком обьеме это до нас дошло.
Меньще статей, где пишут о том, куда все это подевалось. О том что через сотню-полторы лет за эти же лозунги можно было вполне на плаху загреметь. Или на костер. Но я подвожу не к этому, а к тому - почему эти лозунги вообще появились и что они означали. В идеологическом и политическом смыслах.

1203

#p505268,Andrew_Raev написал(а):

Из жизни наверное. После Ивана II московская держава росла экспоненциально. Так что при Иване III этого уже сложно было не заметить. А экспоненциально росла только Русь.
"Московская держава образовалась в XIV веке, как государство размером с Бельгию. После чего, непрерывно ведя справедливые и оборонительные войны, заняло 1/6 часть земной суши." (это фраза 1960-х лет одной европейской социал-демократки)

Эти европейские социал-демократки надо сказать, положа лапу на сердце, ни хрена в русской истории не понимают.
Это получается такой переклад "Трактата о двух Сарматиях"  поляка Меховского начала 16 века, где вниманию просвещенных европейцев предлагаются диковинные моски - жители Московии, "открытой миру силой оружия короля польского".
И это при всем при том, что построенный итальянцами Кремль в Москве - давно стоит. А римские папы успели как признать московского князя королем, так и уже отказаться от этого.  :suspicious:

Что - моски (жители Москвы) отдельно, русские - отдельно? Сейчас мне иногда кажется, что так и есть, пропаганда опять же не спит.  :suspicious:
Однако сейчас - это не тогда.
Вот известный задолго до Ивана Третьего список русских городов, ближних и дальних.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_русских_городов_дальних_и_ближних
Легко видеть, что Московское государство при всем его росте, занимало мЕньшую часть русских земель. А бОльшую часть, по количеству городов,
занимала Литва в унии с Польшей. Так что по сравнению с Киевской Русью - расти еще и расти. И про это знали - летописи читали, в том числе и те, которые до нас не дошли. Не в размерах дело.

Жилы власти во всех странах тогда были одинаково устроены

Или совершенно по разному, смотря на что смотреть. То есть понятно, что есть правители, есть народ, есть государственные институты везде, есть какие-то ресурсы. Везде можно найти общее. А можно найти и сильные отличия.
Вот здесь
Древняя Русь
мы как то поднимали тему о национальных государствах раннего Нового времени. Во всех них национальная идентичность имела характер религиозной исключительности, в отличии от более поздних времен. И все они со временем стали империями. Тема эта, кстати продолжает обсуждаться в западных источниках. Сейчас бы я в том списке убрал бы излишнее наукообразие, добавил к испанцам, англичанам и русским еще и осман. И сейчас меня больше интересуют отличия.
"Господь бог - англичанин" - ведь до такой формулировки еще дойти надо! Кстати, тема национальной принадлежности господа бога и его отношения к разным народам, обсуждалась в Западной Европе и до 16 века, недавно читал материалы суда над Жанной ДАрк - один из вопросов обвинения - "считаете ли вы что бог ненавидит англичан?". Вопрос был с подвохом.

Отредактировано svis (25-11-2023 22:32:12)

1204

#p505556,svis написал(а):

Вот известный задолго до Ивана Третьего список русских городов, ближних и дальних.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_ру … _и_ближних
Легко видеть, что Московское государство при всем его росте, занимало мЕньшую часть русских земель. А бОльшую часть, по количеству городов,
занимала Литва в унии с Польшей. Так что по сравнению с Киевской Русью - расти еще и расти. И про это знали - летописи читали, в том числе и те, которые до нас не дошли. Не в размерах дело.

Я всё понимаю. Но вот на карту взгляните, пожалуйста. Московское княжество 1300 года - тёмно-зелёным обозначено.
https://ieducations.ru/wp-content/uploads/6/f/1/6f148c0b8746d63b3582ea1918df73ac.jpeg
Вы не находите, что тут рост раз в 50 имел место быть? Да, до раздербанивания Польши ещё далеко, но Казанскому, Астраханскому и Сибирскому ханствам недолго уже жить осталось. И так ли уж важно, что там новое? Рим или Иерусалим?

1205

#p505629,Andrew_Raev написал(а):

Я всё понимаю. Но вот на карту взгляните, пожалуйста. Московское княжество 1300 года - тёмно-зелёным обозначено.
https://ieducations.ru/wp-content/uploa … f73ac.jpeg
Вы не находите, что тут рост раз в 50 имел место быть? Да, до раздербанивания Польши ещё далеко, но Казанскому, Астраханскому и Сибирскому ханствам недолго уже жить осталось. И так ли уж важно, что там новое? Рим или Иерусалим?

Это вообще никак не связано, ни на миллиметр. Титул - государь всея Руси был у московского князя еще в те времена когда Московское княжество было обозначено темно-зеленым.
Причем здесь Третий Рим или Новый Израиль? Вообще не причем. Кроме того, Третьим Римом в "Легенде о Белом клобуке" уже называлась не территория, которую контролировало Московское княжество, а русская земля вообще. " И только в Третьем Риме, то есть на русской земле, благодать Святого духа воссияет".

Отредактировано svis (26-11-2023 10:33:51)

1206

В те времена идеологические, культурно-просветительские, научные (или лженаучные) функции в государствах исполняла церковь.

Вот например довольно хорошая и старая работа Иоанна Мейендорфа, после прочтения которой становится очевидным - не будь митрополита Киприана с его проектом обьединения Руси - никакой Куликовской битвы не было бы.
ttps://predanie.ru/book/71911-vizantiya-i-moskovskaya-rus/

При этом сам Киприан также был выразителем одной из политических групп внутри самой Византии, за которыми в свою очередь стояли либо Венеция, либо Генуя. Сама Византия давно уже перестала быть самостоятельным игроком, зависела от итальянских торговых республик и от османского султана. Но для Руси Византия продолжала оставаться митрополией. Точно так же, как Рим был до Реформации митрополией для западноевропейских стран.

Подменять вопросы веры, идеологии, культуры - кто и как их определяет, рассмотрением на карте тысяч километров новгородских лесов, ИМХО весьма близоруко.

Отредактировано svis (26-11-2023 13:10:02)

1207

Вот две противоположные точки зрения на события и причины появления этих идеологем (Третий Рим, Второй Израиль)
Одна, как я понимаю, официальная РПЦ из "Очерков по истории Русской Церкви" профессора Сорбонны Карташева, том первый
https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartas … kvi-tom-1/
Читать с главы "Церковное самоуправление Москвы по изгнании м. Исидора"
Другая - противоположная ей раскольническая (Не старообрядцы! Современные раскольники - это важно), профессора ВШЭ Лурье
https://esxatos.com/basil-lourie-prekra … go-raskola
Оба этих изложения не рассказывают о довольно большом списке важных событий которые происходили в то время и которые имели прямое отношение к теме, потому что это не вписывается, ни в ту ни в другую концепцию.

Лурье вообще не отвечает на вопрос - почему это вдруг Москва решила стать самостоятельной. Видимо моски это сделали исключительно по причине свой злобности и моральной испорченности.  Карташев объясняет довольно пространно, но ни фига не понятно. И тому тоже есть свои причины.

Константинопольского Патриархата Римской курии - что это было такое и с чем его едят ни для одного ни для другого не существует.
Кто такой Виссарион Никейский - второй человек в Риме после папы и чем он известен - оба молчат. 
Оба они молчат об очень многом.

Отредактировано svis (26-11-2023 20:03:15)

1208

#p505734,svis написал(а):

В те времена идеологические, культурно-просветительские, научные (или лженаучные) функции в государствах исполняла церковь.

Вот например довольно хорошая и старая работа Иоанна Мейендорфа, после прочтения которой становится очевидным - не будь митрополита Киприана с его проектом обьединения Руси - никакой Куликовской битвы не было бы.
ttps://predanie.ru/book/71911-vizantiya-i-moskovskaya-rus/

При этом сам Киприан также был выразителем одной из политических групп внутри самой Византии, за которыми в свою очередь стояли либо Венеция, либо Генуя. Сама Византия давно уже перестала быть самостоятельным игроком, зависела от итальянских торговых республик и от османского султана. Но для Руси Византия продолжала оставаться митрополией. Точно так же, как Рим был до Реформации митрополией для западноевропейских стран.

Подменять вопросы веры, идеологии, культуры - кто и как их определяет, рассмотрением на карте тысяч километров новгородских лесов, ИМХО весьма близоруко.

Как быть с тем, что Куликовская битва состоялась в 1380 году, а Киприан стал митрополитом в 1390 г?

1209

#p505834,Andrew_Raev написал(а):

Как быть с тем, что Куликовская битва состоялась в 1380 году, а Киприан стал митрополитом в 1390 г?

Для начала внимательно прочитать текст по ссылке.
2 декабря 1375 года Вселенский патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского, а патриарший собор постановил, что после смерти митрополита Алексия Киприан должен быть «одним митрополитом всея Руси».
Но еще до этого Киприан был доверенным представителем Патриарха Филофея, которого Филофей в 1373 году отправил в Литву и в Москву для примирения  Ольгерда и митрополита Алексия.

1210

#p505797,svis написал(а):

Вот две противоположные точки зрения на события и причины появления этих идеологем (Третий Рим, Второй Израиль)
Одна, как я понимаю, официальная РПЦ из "Очерков по истории Русской Церкви" профессора Сорбонны Карташева, том первый
https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartas … kvi-tom-1/
Читать с главы "Церковное самоуправление Москвы по изгнании м. Исидора"
Другая - противоположная ей раскольническая (Не старообрядцы! Современные раскольники - это важно), профессора ВШЭ Лурье
https://esxatos.com/basil-lourie-prekra … go-raskola
Оба этих изложения не рассказывают о довольно большом списке важных событий которые происходили в то время и которые имели прямое отношение к теме, потому что это не вписывается, ни в ту ни в другую концепцию.

Лурье вообще не отвечает на вопрос - почему это вдруг Москва решила стать самостоятельной. Видимо моски это сделали исключительно по причине свой злобности и моральной испорченности.  Карташев объясняет довольно пространно, но ни фига не понятно. И тому тоже есть свои причины.

Константинопольского Патриархата Римской курии - что это было такое и с чем его едят ни для одного ни для другого не существует.
Кто такой Виссарион Никейский - второй человек в Риме после папы и чем он известен - оба молчат.
Оба они молчат об очень многом.

Странно. Про другие события вы утверждаете, что люди теории берут из жизни. Т.е. не жизнь строится по теории, а наоборот.
А тут почему иной подход? Писал я уже, что религия в те времена заменяла людям социальные теории. И в вашем примере люди примеряются к обстоятельствам. Константинопольский патриархат вот-вот окажется под властью иноверцев, вот он и ищет союза с латинянами. Русской митрополии иноверцы не угрожают, вот она и не переваривает униатов. Латиняне им уж 4 века, как враги. С чего бы они без самой крайней нужды стали с ними мириться? Великий князь хочет иметь своё патриаршество, но раскольником быть не хочет.  Под влиянием всего этого события и развиваются. Причём крайне медленно. Дмитрий Донской поставить на митрополию Митяя самочинно пытается впервые в 1375г. А патриаршество утверждается в 1589г. Больше 2-х веков. И за это время Русь успела превратиться из небольшого княжества в огромную державу (от моря Балтийского до моря Каспийского). Причём единственную православную державу того времени в мире. Причём, что несомненно подтверждают события следующих веков, готовую поддержать православие огнём и мечом. Очень тяжёлым мечом. Русская армия 3 км не дошла до беззащитного уже Стамбула. И конечно восстановила бы там православие, если бы не поганые латиняне. И православные грузины и армяне своим существованием обязаны России.

1211

#p506956,Andrew_Raev написал(а):

Странно. Про другие события вы утверждаете, что люди теории берут из жизни. Т.е. не жизнь строится по теории, а наоборот.
А тут почему иной подход? Писал я уже, что религия в те времена заменяла людям социальные теории. И в вашем примере люди примеряются к обстоятельствам. Константинопольский патриархат вот-вот окажется под властью иноверцев, вот он и ищет союза с латинянами. Русской митрополии иноверцы не угрожают, вот она и не переваривает униатов. Латиняне им уж 4 века, как враги. С чего бы они без самой крайней нужды стали с ними мириться? Великий князь хочет иметь своё патриаршество, но раскольником быть не хочет.  Под влиянием всего этого события и развиваются. Причём крайне медленно. Дмитрий Донской поставить на митрополию Митяя самочинно пытается впервые в 1375г. А патриаршество утверждается в 1589г. Больше 2-х веков. И за это время Русь успела превратиться из небольшого княжества в огромную державу (от моря Балтийского до моря Каспийского). Причём единственную православную державу того времени в мире. Причём, что несомненно подтверждают события следующих веков, готовую поддержать православие огнём и мечом. Очень тяжёлым мечом. Русская армия 3 км не дошла до беззащитного уже Стамбула. И конечно восстановила бы там православие, если бы не поганые латиняне. И православные грузины и армяне своим существованием обязаны России.

Из какой, в данном конкретном случае, жизни и что, в данном конкретном случае, за теории, можно поконкретнее? Непонятно.

Дальнейшее ваше логическое построение понятно, только оно неверно, может чуть менее, чем полностью. Тут буквально каждую фразу надо комментировать.

Константинопольский патриархат вот-вот окажется под властью иноверцев, вот он и ищет союза с латинянами

Переговоры об обьединении церквей Рима и Константинополя проходили регулярно и раньше. Я по памяти знаю о трех таких попытках, но наверное их было больше.
В 12 веке при императоре Мануиле
https://cyberleninka.ru/article/n/popyt … vsa/viewer
В 13 веке, при папе Иннокентии, в Никее. Причем этот папа, в зависимости от успехов и неудач в этих переговорах, которые тянулись не один год, то призывал паству захватывать земли схизматиков, то не призывал. Кстати, в один из таких приливов, Данила Галицкий принял корону от папы и пообещал креститься в католичество, а когда
стало ясно, что в Никее не договоряться - отказался от своего обещания (корону правда папе не вернул).
В 14 веке
https://www.sedmitza.ru/lib/text/443003/

Русской митрополии иноверцы не угрожают, вот она и не переваривает униатов.

Весьма странная логика - "не переваривает, потому что никто не угрожает существованию"  :suspicious: 

Кто же тогда была Софья Палеолог, вторая жена Ивана Третьего?  :dontknow:
Ее воспитатель, Виссарион Никейский был не только Вселенским Патриархом Римской курии, но еще и деканом Коллегии кардиналов Рима.
Он возглавлял орган, который избирал римских пап - второй человек в католической иерархии после самого папы.

А откуда, москвич, преподобный Иосиф Волоцкий мог хорошо знать испанского инквизитора Томаса Торквемаду? Он называл его Иваном Торквемадой и советовал брать с него пример. Да просто это имя должно было быть хорошо известно и самой Софье и ее спутникам. Ведь Виссарион Никейский был преемником его дяди, тоже Торквемады, на посту кардинала Сабины. Это пригород Рима, обычно этот титул шел в довесок к должности председателя коллегии римских кардиналов.

А почему это Иван Третий вообще пошел на этот второй брак, при живых детях-наследниках от первого брака? Ведь он же должен был отлично понимать, чем все закончится.
Он же сам со своими родными братьями поступил, мягко говоря, не лучшим образом. А тут вообще братья сводные.   
 
И откуда же взялись итальянцы, увековечившие знак гиббелинов на стенах московского Кремля? И гораздо более интригующий вопрос - а почему это они все вдруг так резко исчезли?  :rolleyes:

Латиняне им уж 4 века, как враги.

В политике нет друзей и врагов, но существуют интересы.

Великий князь хочет иметь своё патриаршество, но раскольником быть не хочет.  Под влиянием всего этого события и развиваются. Причём крайне медленно. Дмитрий Донской поставить на митрополию Митяя самочинно пытается впервые в 1375г.

Во времена Дмитрия Донского и Митяя о патриаршестве и мыслей не было. Видимо вы книжку по моей ссылке так и не прочли.
В Константинополе боролись две группировки, за которыми стояли Венеция и Генуя, о чем и в тогдашней Москве были наслышаны.
Если представители одной из них, условно говоря венецианской, выступали за единую Русскую митрополию, то представители другой - генуэзской выступали за ее разделение, поскольку их приоритетом были торговые дела в Орде. В Москве тоже было их немало сторонников, не персонально за Геную, конечно, а за мир с Ордой.
Представителем первых был Киприан, вторых - Митяй.
Про патриаршество тогда и намеков ни у кого не было, никто не думал об этом - Митяй как и положено поехал в Византию за утверждением, это было обычное дело и задолго до него. А знаете когда это появилось? Это ведь очень интересный и важный вопрос.  :suspicious:
   

Причём, что несомненно подтверждают события следующих веков, готовую поддержать православие огнём и мечом.

Если вы про Стамбул/Константинополь - то тому нет ни единого свидетельства. А вот наоборот - свидетельства есть. Как отвечал Иван Грозный папскому послу Поссевино (по словам последнего) -"он верит не в греков, а во Христа. Что касается власти над Востоком, то это божья земля и ее по своему соизволению господь даст, кому захочет"
И вообще - крестовые походы, это знаете, чисто Римская фишка. Термин - "Третий Рим" не был связан с этим никак. На Руси Рюриковичей греков уважали, но не считали их веру и свою веру тождественными. Тому были причины, как есть причины тому, почему сейчас об этом не знают.

И православные грузины и армяне своим существованием обязаны России.

У османов была система миллетов, вы же знаете. В османской империи вопрос уничтожения православия не ставился никогда, на то она и империя была.
Ставился вопрос лояльности и уничтожения внутренних врагов, это да.

Отредактировано svis (30-11-2023 00:12:36)


Вы здесь » Запасной аэродром » История » История как точная наука. Возможна при установке фильтра.