Запасной аэродром

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Запасной аэродром » История » Краткая история человеческой цивилизации #4


Краткая история человеческой цивилизации #4

Сообщений 1771 страница 1800 из 1838

1771

#p765959,Andrew_Raev написал(а):

"Ну, если не считать канализации и водоснабжения, образования и здравоохранения, то что ещё дали нам римляне?"

Да вообще почти все дали, если считать греков-ромеев тоже римлянами, как они сами себя считали.
В том числе, как стали выражаться позднее и экстенсивный путь развития. То что потом докумекали - завоевывать можно не государства, а их рынки и не столько пистолетом, сколько добрым словом - это уже не так принципиально.
Но в свете нынешнего, а более грядущего дефицита дешевых ресурсов на земном шарике - опыт Рима не так актуален, как скажем опыт Древнего Китая. Который умудрился просуществовать многие сотни лет в замкнутом состоянии, с одним и тем же ВВП на душу населения. Но про опыт Древнего Китая знают разве что китайцы. И то - не факт.

Отредактировано svis (07-11-2025 22:00:40)

1772

#p765957,The loyal liberal написал(а):

Обзор от ИИ
Торговля Римской империи шелком осуществлялась через «Шёлковый путь» и была связана с огромным спросом на эту ткань в Риме и соответствующим экспортным потенциалом для Китая
. Римляне импортировали шелк из Китая, который поступал по суше и морю, в то время как Рим, в свою очередь, экспортировал свои товары, такие как золото, стекло и вино. Эта торговля была организована через цепочку посредников, таких как индийские и бактрийские торговцы, а затем согдийцы, что способствовало не только обмену товарами, но и культурными ценностями.
Как осуществлялась торговля

    Сложная сеть маршрутов: Торговля не была прямым путем из конца в конец. Римская империя соединялась со «Шёлковым путём» через индийские порты, такие как Барыгаза, а затем товары шли через Индию.
    Цепочка посредников: Товары перевозились от одного посредника к другому, которые проходили только часть маршрута и торговали на крупных рынках.
    Сменяющиеся торговые группы: В разные периоды основными посредниками были индийские, бактрийские, согдийские, арабские и персидские купцы.

Товары и их обмен

    Шёлк и другие товары из Китая: Китай экспортировал не только шелк, но и чай и фарфор.
    Римский экспорт: Римская империя экспортировала золото, серебро, вино, стекло, ковры и драгоценности.
    Взаимный обмен: Римское стекло, например, экспортировалось в Китай.

Ну раз уж обзор от ИИ, пусть тогда назовет ежегодный объём этой торговли Рима с Китаем в долларах США 1990 года, как это принято у классиков экономической истории. И сравнит его с годовым бюджетом Римской империи в тех же долларах. Утверждаю, что это доли одного процента от бюджета. Оценочное суждение.

1773

#p765793,Andrew_Raev написал(а):

Это неправда.

Гладиус - железный римский меч. Видно стальной. Чугун вроде как не  куётся.

У викингов были очень лёгкие суда. При приближении шторма они причаливали, быстренько выносили всю поклажу, а потом вытаскивали судно на берег. А о том, чтобы поднять римскую галеру и речи быть не могло. Если она не успела доплыть до бухты, то в шторм ей конец. Зато по грузоподъёмности она превосходила драккары на пару порядков.

Андрей, может я и неправ, но в моей голове стальная вещь отличается от простого изделия из железа содержанием углерода. Если верить Алисе, гладиусы древних римлян были сделаны из низкоуглеродистого железа обычно это было 0,1–0,4% в сердечнике и до 0,7% по кромке. Например, гладиус из Чичестера имеет содержание углерода 0,25–0,4%. В мечах викингов содержание углерода могло быть разным: например, в мечах с клеймом «Ульфберт» оно составляло от 0,8% до 2% и более. По современным меркам сталь считается высокоуглеродистой уже при содержании углерода более 0,6%.
Изделия из низкоуглеродистого железа у меня язык не поворачивается назвать стальными. Некорректно сравнивать экономики Древнего мира и Средневековья по выплавке свинца. Новые времена - новые материалы.
Корабли викингов могли бороздить открытое море, в Древнем Риме возможно было только каботажное судоходство, только поэтому я упомянул викингов, как пример растущего мореходного искусства. Если же сравнивать тоннаж грузовых судов Древнего Рима и Средневековья, то следует брать коги и нефы.
В то же время, грузоподъемность средневековых грузовых судов — когов Балтики и нефов Средиземноморья составляла от от 200 до 1000 тонн https://dzen.ru/a/Xa7txOT_8ACtDydv
Тоннаж античных торговых судов https://strator.livejournal.com/42791.html Данные археологических исследований позволяют говорить о том, что транспортировка грузов осуществлялась судами, грузоподъемность которых составляла от 25 до 500 т.

1774

#p765823,The loyal liberal написал(а):

Возвратись к своим рассуждениям о высосаности  Италии и Западной Европы вообще.))
Земля , которая родит виноград всегда будет на вес золота.

На Западе некуда вести захватнические войны, там только океан. Все последние войны Древнего Рима были на Востоке империи, там еще было что захватывать, вплоть до Китая.

Отредактировано Прагматик (08-11-2025 07:31:08)

1775

#p765967,svis написал(а):

Сообщение от The loyal liberal

    Обзор от ИИ
    Торговля Римской империи шелком осуществлялась через «Шёлковый путь» и была связана с огромным спросом на эту ткань в Риме и соответствующим экспортным потенциалом для Китая
    . Римляне импортировали шелк из Китая, который поступал по суше и морю, в то время как Рим, в свою очередь, экспортировал свои товары, такие как золото, стекло и вино. Эта торговля была организована через цепочку посредников, таких как индийские и бактрийские торговцы, а затем согдийцы, что способствовало не только обмену товарами, но и культурными ценностями.
    Как осуществлялась торговля

        Сложная сеть маршрутов: Торговля не была прямым путем из конца в конец. Римская империя соединялась со «Шёлковым путём» через индийские порты, такие как Барыгаза, а затем товары шли через Индию.
        Цепочка посредников: Товары перевозились от одного посредника к другому, которые проходили только часть маршрута и торговали на крупных рынках.
        Сменяющиеся торговые группы: В разные периоды основными посредниками были индийские, бактрийские, согдийские, арабские и персидские купцы.

    Товары и их обмен

        Шёлк и другие товары из Китая: Китай экспортировал не только шелк, но и чай и фарфор.
        Римский экспорт: Римская империя экспортировала золото, серебро, вино, стекло, ковры и драгоценности.
        Взаимный обмен: Римское стекло, например, экспортировалось в Китай.

Ну раз уж обзор от ИИ, пусть тогда назовет ежегодный объём этой торговли Рима с Китаем в долларах США 1990 года, как это принято у классиков экономической истории. И сравнит его с годовым бюджетом Римской империи в тех же долларах. Утверждаю, что это доли одного процента от бюджета. Оценочное суждение.

Торговля Китая шелком -40 т в год. 10 т. доходило до Рима.

1776

#p765996,Прагматик написал(а):

Сообщение от The loyal liberal

    Возвратись к своим рассуждениям о высосаности  Италии и Западной Европы вообще.))
    Земля , которая родит виноград всегда будет на вес золота.

На Западе некуда вести захватнические войны, там только океан. Все последние войны Древнего Рима были на Востоке империи, там еще было что захватывать, вплоть до Китая.

Отредактировано Прагматик (Сегодня 11:31:08)

  Однако войны на западе не прекращались до последнего императора. Борьба мелких честолюбий  +  напор германцев с севера.

1777

#p766067,The loyal liberal написал(а):

Торговля Китая шелком -40 т в год. 10 т. доходило до Рима.

А что Рим мог предложить Китаю взамен? Кроме золота и серебра конечно. Только стекло, которое не было таким дорогим и не пользовалось в Китае таким спросом, как шелк. Это отрицательный торговый баланс, утечка валюты - золота и серебра.
Вот позднее уже Византия успешно торговала с соседями текстилем, например. В том же Китае еще в римские времена были популярны парфянские ковры и халаты.То есть парфяне и византийцы получали какую то прибыль от торговли. А тут прибыль получали только китайцы и транзитные перекупщики.

1778

#p765995,Прагматик написал(а):

Андрей, может я и неправ, но в моей голове стальная вещь отличается от простого изделия из железа содержанием углерода.

Александр, я не вижу, зачем нужно множить сущности. "Сталь (от нем. Stahl)[1] — сплав железа с углеродом (и другими элементами периодической таблицы), содержащий не менее 45 % железа и в котором содержание углерода находится в диапазоне от 0,02 до 2,14 %, причём содержанию от 0,6 % до 2,14 % соответствует высокоуглеродистая сталь."

1779

#p765995,Прагматик написал(а):

В то же время, грузоподъемность средневековых грузовых судов — когов Балтики и нефов Средиземноморья составляла от от 200 до 1000 тонн https://dzen.ru/a/Xa7txOT_8ACtDydv
Тоннаж античных торговых судов https://strator.livejournal.com/42791.html Данные археологических исследований позволяют говорить о том, что транспортировка грузов осуществлялась судами, грузоподъемность которых составляла от 25 до 500 т.

Да не видно по вашим ссылкам больших судов. В Античности самые большие 130 тонн. А в Лондонском порту в 1567г более 100 тонн - 4%, а в 1812г - 2%.  Причём что-то мне подсказывает, что эти большие суда в Средневековье предназначались для океанского плавания, где требования к судам несколько иные. А в Античности океанским плаванием не занимались.

1780

#p766118,svis написал(а):

Сообщение от The loyal liberal

    Торговля Китая шелком -40 т в год. 10 т. доходило до Рима.

А что Рим мог предложить Китаю взамен? Кроме золота и серебра конечно. Только стекло, которое не было таким дорогим и не пользовалось в Китае таким спросом, как шелк. Это отрицательный торговый баланс, утечка валюты - золота и серебра.
Вот позднее уже Византия успешно торговала с соседями текстилем, например. В том же Китае еще в римские времена были популярны парфянские ковры и халаты.То есть парфяне и византийцы получали какую то прибыль от торговли. А тут прибыль получали только китайцы и транзитные перекупщики.

Золото римляне добывали сотнями тонн. Солить его что ли надо было?

1781

а

#p766189,The loyal liberal написал(а):

Золото римляне добывали сотнями тонн. Солить его что ли надо было?

Ну почему сразу солить. Разве золото когда нибудь солили?
Оплачивать государственные расходы. Прежде всего - содержание и снабжение армии на которую уходила половина. Затем все эти стройки века и так далее.

Плиний Старший писал -
« Minimaque computatione miliens centena milia sestertium annis omnibus India et Seres et paeninsula illa imperio nostro adimunt: tanti nobis deliciae et feminae constant. »
Gaius Plinius Secundus, Naturalis Historia 12.82.1

«Минимум 100 миллионов сестерций ежегодно, то, что берут у нашей Империи Индия, Китай и этот полуостров: вот, чего нам стоят наши женщины и наши сладости»

Понимал человек что в дефиците внешней торговли ничего хорошего для государства нет. Причем понимал еще задолго до того как все стало сыпаться и казна опустела.

1782

#p766295,svis написал(а):

а
Сообщение от The loyal liberal

    Золото римляне добывали сотнями тонн. Солить его что ли надо было?

Ну почему сразу солить. Разве золото когда нибудь солили?
Оплачивать государственные расходы. Прежде всего - содержание и снабжение армии на которую уходила половина. Затем все эти стройки века и так далее.

Плиний Старший писал -
« Minimaque computatione miliens centena milia sestertium annis omnibus India et Seres et paeninsula illa imperio nostro adimunt: tanti nobis deliciae et feminae constant. »
Gaius Plinius Secundus, Naturalis Historia 12.82.1

«Минимум 100 миллионов сестерций ежегодно, то, что берут у нашей Империи Индия, Китай и этот полуостров: вот, чего нам стоят наши женщины и наши сладости»

Понимал человек что в дефиците внешней торговли ничего хорошего для государства нет. Причем понимал еще задолго до того как все стало сыпаться и казна опустела.

Рабам , которые  трудились на стройках века нужно было золотом платить? ))  А шелк нужен был тем же легионерам на исподнее, чтоб вши не водились.))

1783

#p766297,The loyal liberal написал(а):

А шелк нужен был тем же легионерам на исподнее, чтоб вши не водились.))

А восточные сладости - Плинию. Глюкоза для мозга чтобы лучше думал и не писал всякую ерунду.  :D

1784

#p766302,svis написал(а):

Сообщение от The loyal liberal

    А шелк нужен был тем же легионерам на исподнее, чтоб вши не водились.))

А восточные сладости - Плинию. Глюкоза для мозга чтобы лучше думал и не писал всякую ерунду.  :D

Плиний мог себе это позволить.

1785

#p766131,Andrew_Raev написал(а):

Александр, я не вижу, зачем нужно множить сущности. "Сталь (от нем. Stahl)[1] — сплав железа с углеродом (и другими элементами периодической таблицы), содержащий не менее 45 % железа и в котором содержание углерода находится в диапазоне от 0,02 до 2,14 %, причём содержанию от 0,6 % до 2,14 % соответствует высокоуглеродистая сталь."

Так привычнее. За бронзовым веком следует железный, но не стальной. Сталь ассоциируется с веком чугуна, стали и пара. https://ru-static.z-dn.net/files/d93/ce591f70bbbba318cc9a0ca0c817f6f7.jpg Это конечно шедевр античного зодчества.https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/82/Ironbridge_2014.jpg/1920px-Ironbridge_2014.jpg
Ну а это уже шедевр инженерной мысли.

1786

#p766174,Andrew_Raev написал(а):

Да не видно по вашим ссылкам больших судов. В Античности самые большие 130 тонн. А в Лондонском порту в 1567г более 100 тонн - 4%, а в 1812г - 2%.  Причём что-то мне подсказывает, что эти большие суда в Средневековье предназначались для океанского плавания, где требования к судам несколько иные. А в Античности океанским плаванием не занимались.

А каков процент 100 т судов в античности, что то мне подсказывает, что основная масса имела гораздо меньшую грузоподъемность. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/84/Ladies_should_visit_the...SS_Great_Eastern_%288204773855%29.jpg/1280px-Ladies_should_visit_the...SS_Great_Eastern_%288204773855%29.jpg
​Great Eastern, самый большой корабль 19-го века Пароход «Грейт Истерн» ознаменовал начало эпохи железного судостроения. Он был задуман как самый большой корабль в мире, способный обогнуть планету без пополнения запасов угля.
Пароход оказался настоящим гигантом: длина 210,4 м, ширина 34,8 м, высота борта 17,7 м, максимальная грузоподъемность — 6 тысяч тонн, максимальная численность пассажиров — 4000 плюс 550 человек экипажа.
Но спуск «Грейт Истерн» на воду (1858 год) растянулся на три месяца и обанкротил своего прежнего владельца — компанию «Истерн Стим Навигейшн Компани». В руках новых владельцев корабль эксплуатировался на трансатлантической линии. Но, так и не снискав коммерческого успеха (загруженность корабля не превышала 20%), был продан с аукциона и переоборудован в кабелеукладчик.
Некогда величественное водное судно успело послужить площадкой для цирка в Ливерпуле и угольным хранилищем, после чего в 1888 году было продано на лом и в 1890 окончательно разобрано. https://ok.ru/myneskache/topic/153468796084248

Славным ребятам античности и не снилось.

1787

#p766097,The loyal liberal написал(а):

Однако войны на западе не прекращались до последнего императора. Борьба мелких честолюбий  +  напор германцев с севера.

Оборонительные войны не дают новых рабов. Они разоряют. Рабовладельческая модель экономики работает только если есть возможность поддерживать на должном уровне поступление новых рабов.

1788

#p766067,The loyal liberal написал(а):

Торговля Китая шелком -40 т в год. 10 т. доходило до Рима.

Из Китая привозили не только готовую шелковую ткань, но и шелк-сырец и нити, на территории Римской империи производство шелка было в Дамаске. При Юстиниане в 553-554 гг. несторианские монахи контрабандой завезли яйца тутового шелкопряда и началось производство римского шелка. Императоры имели монополию.https://i.pinimg.com/736x/b7/f0/ca/b7f0caec950520744b2bb3f96b1f3c6c.jpg

Это римское шёлковое полотно с изображениями квадриг найдено в гробнице Карла Великого
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cc/Shroud_of_Charlemagne_manufactured_in_Constantinople_814.jpg/1024px-Shroud_of_Charlemagne_manufactured_in_Constantinople_814.jpg

1789

#p766319,Прагматик написал(а):

Сообщение от The loyal liberal

    Однако войны на западе не прекращались до последнего императора. Борьба мелких честолюбий  +  напор германцев с севера.

Оборонительные войны не дают новых рабов. Они разоряют. Рабовладельческая модель экономики работает только если есть возможность поддерживать на должном уровне поступление новых рабов.

Как это не дают рабов?  Можно сделать рабами побежденных.

1790

#p766318,Прагматик написал(а):

А каков процент 100 т судов в античности, что то мне подсказывает, что основная масса имела гораздо меньшую грузоподъемность.
​Great Eastern, самый большой корабль 19-го века Пароход «Грейт Истерн» ознаменовал начало эпохи железного судостроения. Он был задуман как самый большой корабль в мире, способный обогнуть планету без пополнения запасов угля.
Пароход оказался настоящим гигантом: длина 210,4 м, ширина 34,8 м, высота борта 17,7 м, максимальная грузоподъемность — 6 тысяч тонн, максимальная численность пассажиров — 4000 плюс 550 человек экипажа.
Но спуск «Грейт Истерн» на воду (1858 год) растянулся на три месяца и обанкротил своего прежнего владельца — компанию «Истерн Стим Навигейшн Компани». В руках новых владельцев корабль эксплуатировался на трансатлантической линии. Но, так и не снискав коммерческого успеха (загруженность корабля не превышала 20%), был продан с аукциона и переоборудован в кабелеукладчик.
Некогда величественное водное судно успело послужить площадкой для цирка в Ливерпуле и угольным хранилищем, после чего в 1888 году было продано на лом и в 1890 окончательно разобрано. https://ok.ru/myneskache/topic/153468796084248

Славным ребятам античности и не снилось.

Да снилось им все. Причем еще до нашей эры.
https://pikabu.ru/story/megakorabli_ant … i_6813930?
Ко временам имперского Рима гигантоманией уже переболели. Да и не были римляне пионерами в морском деле. Пионеры - это финикийцы, греки, позже арабы. Арабы потом правда тоже в свой золотой век гигантоманией увлекались, но тоже совсем не долго.

1791

#p766318,Прагматик написал(а):

Сообщение от Andrew_Raev

    Да не видно по вашим ссылкам больших судов. В Античности самые большие 130 тонн. А в Лондонском порту в 1567г более 100 тонн - 4%, а в 1812г - 2%.  Причём что-то мне подсказывает, что эти большие суда в Средневековье предназначались для океанского плавания, где требования к судам несколько иные. А в Античности океанским плаванием не занимались.

А каков процент 100 т судов в античности, что то мне подсказывает, что основная масса имела гораздо меньшую грузоподъемность. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/84/Ladies_should_visit_the...SS_Great_Eastern_(8204773855).jpg/1280px-Ladies_should_visit_the...SS_Great_Eastern_(8204773855).jpg
​Great Eastern, самый большой корабль 19-го века Пароход «Грейт Истерн» ознаменовал начало эпохи железного судостроения. Он был задуман как самый большой корабль в мире, способный обогнуть планету без пополнения запасов угля.
Пароход оказался настоящим гигантом: длина 210,4 м, ширина 34,8 м, высота борта 17,7 м, максимальная грузоподъемность — 6 тысяч тонн, максимальная численность пассажиров — 4000 плюс 550 человек экипажа.
Но спуск «Грейт Истерн» на воду (1858 год) растянулся на три месяца и обанкротил своего прежнего владельца — компанию «Истерн Стим Навигейшн Компани». В руках новых владельцев корабль эксплуатировался на трансатлантической линии. Но, так и не снискав коммерческого успеха (загруженность корабля не превышала 20%), был продан с аукциона и переоборудован в кабелеукладчик.
Некогда величественное водное судно успело послужить площадкой для цирка в Ливерпуле и угольным хранилищем, после чего в 1888 году было продано на лом и в 1890 окончательно разобрано. https://ok.ru/myneskache/topic/153468796084248

Славным ребятам античности и не снилось.

Механизм представляет собой календарь, а также астрономическое, метеорологическое, образовательное и картографическое устройство. Это самый древний образец аналогового вычислительного устройства, первая известная механическая Солнечная система, планетарий и астрономические часы.

Механизм создавался с тщательно разработанными и изготовленными бронзовыми шестернями с зубьями треугольной формы, созданными для выполнения определённых математических расчётов, позволяющих пользователю найти положение небесных тел на небе. Фактические размеры шестерней оптимизированы для минимизации трения, давая необходимую прочность, позволяющую использовать прибор без прерывания работы и без использования подшипников. При изготовлении механизма были использованы разные сплавы меди с оловом и свинцом. Шестерни сделаны из более твёрдого сплава, зубья закалены. Пластины же механизма, на которых написаны инструкции, были сделаны из более мягкого материала.
Основные функции механизма

    Отображение положения Солнца
    Отображение положения Луны (включая фазу)
    Определение солнечных и лунных затмений
    Определение даты важнейших греческих игр и празднеств: Олимпиады, Наайские игры, Пифийские игры, Немейские игры и Истмийские игры[26]
https://ru.wikipedia.org/wiki/Антикитерский_механизм#Реконструкция_Прайса
Это первая треть20 века.))

1792

#p766351,The loyal liberal написал(а):

Сообщение от Прагматик 
Сообщение от The loyal liberal

    Однако войны на западе не прекращались до последнего императора. Борьба мелких честолюбий  +  напор германцев с севера.

Оборонительные войны не дают новых рабов. Они разоряют. Рабовладельческая модель экономики работает только если есть возможность поддерживать на должном уровне поступление новых рабов.

Как это не дают рабов?  Можно сделать рабами побежденных.

Битва на Каталаунских полях. 451 г н.э.
"По сведениям Иордана, в битве пало 165 тысяч воинов с обеих сторон, не считая погибших в предыдущую ночь 15 тыс. франков и гепидов. Идаций сообщил даже о 300 тысячах убитых[~ 17]. Аттила не был разгромлен, но вынужден был покинуть Галлию."
https://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_на_ … твия_битвы

1793

#p766353,svis написал(а):

Да снилось им все. Причем еще до нашей эры.
https://pikabu.ru/story/megakorabli_ant … i_6813930?
Ко временам имперского Рима гигантоманией уже переболели. Да и не были римляне пионерами в морском деле. Пионеры - это финикийцы, греки, позже арабы. Арабы потом правда тоже в свой золотой век гигантоманией увлекались, но тоже совсем не долго.

Честно говоря,это удивляет. Дерево - недостаточно прочный конструкционный материал.

1794

#p766364,Andrew_Raev написал(а):

Сообщение от The loyal liberal

    Сообщение от Прагматик
    Сообщение от The loyal liberal

        Однако войны на западе не прекращались до последнего императора. Борьба мелких честолюбий  +  напор германцев с севера.

    Оборонительные войны не дают новых рабов. Они разоряют. Рабовладельческая модель экономики работает только если есть возможность поддерживать на должном уровне поступление новых рабов.

    Как это не дают рабов?  Можно сделать рабами побежденных.

Битва на Каталаунских полях. 451 г н.э.
"По сведениям Иордана, в битве пало 165 тысяч воинов с обеих сторон, не считая погибших в предыдущую ночь 15 тыс. франков и гепидов. Идаций сообщил даже о 300 тысячах убитых[~ 17]. Аттила не был разгромлен, но вынужден был покинуть Галлию."
https://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_на_ … твия_битвы

Подпись автора

    Никогда не было, чтобы никак не было. Всегда как-нибудь да было.

Это пример отражения внешней агрессии.

1795

#p766366,Andrew_Raev написал(а):

Честно говоря,это удивляет. Дерево - недостаточно прочный конструкционный материал.

Ну так человеческое "эго" границ не знает, только волю дай. Не случайно самые крупные корабли античности строились по заказам местных деспотов и тиранов. Любой каприз за ваши деньги.

1796

#p766317,Прагматик написал(а):

Так привычнее. За бронзовым веком следует железный, но не стальной. Сталь ассоциируется с веком чугуна, стали и пара.

Александр, это на вас пропаганда капиталистов подействовала. Как впрочем, и на всех нас. Включая Хазина, у которого новая эра начинается с появления капитализма и ссудного процента. Между тем примерно с середины XVI века в мире капиталистических государств было 3. Швейцария, Нидерланды и Англия. Успехи их спустя целых 2 века были относительны. Швейцария была одной из беднейших стран Европы. Нидерланды неплохо держались, но уже приходили в относительный упадок. Англия продолжала сражаться за Индию. Но "В 1740-50-е годы основным конкурентом британцев стала Французская Ост-Индская компания с центром в Пондишери. Французский генерал-губернатор Дюпле набрал значительную армию, и взял Мадрас." А в 1783г году Англия лишилась северо-американских колоний (кроме Канады). Стали не было (still), поскольку Англия не умела её плавить. Вся оружейная сталь завозилась из Швеции и России. Знаменитой Дамасской стали уже не было. А знаменитая золингеновская сталь была о-очень дорогой.
И вот тогда-то, примерно в 1770 году, случилась в Англии промышленная революция. Там был такой феодальный пережиток, как патентное право. Т.е. интеллектуальная собственность. Ну а революция - это всегда помешательство. Патентовать стали все. И в 1783г некий Генри Корт запатентовал пудлингование. В чугун суёшь мешалку, потом достаёшь  и вращаешь. Чугун растекается по поверхности мешалки тонким слоем, и углерод из него выгорает. Повторяешь процедуру, пока на конце мешалки не образуется крица весом 40-60 кг. И это уже сталь. А потом партнёр Корта оказался казнокрадом. А деньги-то на патент он давал. И Корта патента лишили. Так все английские металлурги стали плавить сталь, ничего за это и никому не платя. А английская монархия и английская буржуазия получили оружейную сталь в неограниченном количестве для ограбления мира.

1797

#p766366,Andrew_Raev написал(а):

Честно говоря,это удивляет. Дерево - недостаточно прочный конструкционный материал.

Если не знать свойств дерева. У нас на заводе 60-тонный паровой молот стоял на фундаменте из поставленных вертикально стволов лиственницы. Когда его сняли и пытались цех перестроить этот фундамент так и не смогли удалить. Он и сейчас стоит, только залитый бетоном. Дома в Венеции тоже стоят на сваях из пермской лиственницы.
Просто нужно знать деревья, их породы и свойства их стволов в зависимости от времени года и места произрастания.

1798

#p766416,Олег Пермский написал(а):

Если не знать свойств дерева в зависимости от времени года и места произрастания.

Плавать то они наверное плавали, почему нет. Только пользы от них было мало, только потешить самолюбие владельцев. Поэтому и не прижились огромные корабли в те времена, не потому что не могли построить - строили. Но они нафиг не нужны были.

1799

#p766174,Andrew_Raev написал(а):

Сообщение от Прагматик

    В то же время, грузоподъемность средневековых грузовых судов — когов Балтики и нефов Средиземноморья составляла от от 200 до 1000 тонн https://dzen.ru/a/Xa7txOT_8ACtDydv
    Тоннаж античных торговых судов https://strator.livejournal.com/42791.html Данные археологических исследований позволяют говорить о том, что транспортировка грузов осуществлялась судами, грузоподъемность которых составляла от 25 до 500 т.

Да не видно по вашим ссылкам больших судов. В Античности самые большие 130 тонн. А в Лондонском порту в 1567г более 100 тонн - 4%, а в 1812г - 2%.  Причём что-то мне подсказывает, что эти большие суда в Средневековье предназначались для океанского плавания, где требования к судам несколько иные. А в Античности океанским плаванием не занимались.

Подпись автора

    Никогда не было, чтобы никак не было. Всегда как-нибудь да было.

Пишут , что были суда в 90 метров длиной.

1800

#p766547,The loyal liberal написал(а):

Пишут , что были суда в 90 метров длиной.

Дык. Там также написано, что эти огромные суда могли заходить лишь в самые крупные порты, которые можно было пересчитать по пальцам одной руки.


Вы здесь » Запасной аэродром » История » Краткая история человеческой цивилизации #4