#p387356,Улисс написал(а):на Днепре у хазар тоже была фактория, и звалась она Куяба...
Естественно, не у одних только русов были торговые фактории в то время.
В каирской синагоге‚ в ее генизе‚ было найдено письмо на пергаменте, которое написали киевские евреи. Современные ученые определили‚ что письмо написано не позднее 930 года‚ и если их заключения верны‚ это означает‚ что самый ранний обнаруженный достоверный документ‚ относящийся к истории Киева‚ написан на иврите и исходит от еврейской общины города. https://vkozinsky.livejournal.com/1296309.html
В своем письме евреи Киева оповещали все общины рассеяния‚ что некий Яаков бар Ханука – “сын добрых людей, тот, кто дает, а не тот, кто берет” – “стал жертвой жестокой судьбы: его брат пошел и взял ссуду у иноверцев‚ а Яаков стал его поручителем. Брат отправился в дорогу‚ но пришли разбойники и убили его (брата)‚ и забрали его деньги. Тогда пришли кредиторы и взяли Яакова‚ на шею его наложили железные оковы и сковали ноги его. И там (у них) пробыл он целый год. А потом мы взяли его на поруки и заплатили шестьдесят монет‚ а еще осталось долгу – сорок монет…”С этим сопроводительным письмом Яаков бар Ханука отправился по еврейским общинам мира‚ чтобы собрать недостающие деньги‚ и‚ возможно‚ дошел даже до Каира. “Господа наши… – написано было в письме. – Последуйте доброму обычаю… И Всевышний благословит вас и восстановит Иерусалим в ваши дни‚ и принесет избавление вам‚ и нам вместе с вами”.
В нижнем углу письма имеется пометка тюркскими рунами‚ которую сделал‚ по всей видимости‚ хазарский чиновник: “Хокурум” – “Я прочитал”. На основании этого письма можно предположить‚ что в первой половине десятого века в Киеве уже существовала община евреев‚ и в сопроводительном письме указаны их имена – как традиционно еврейские: глава общины Авраам га-парнас, Ицхак, Реувен, Иегуда‚ так и имена хазарские: Кьябар‚ Саварта‚ Манас‚ Манар и Кофин.
Евреи приходили в Киев не только с востока или из Крыма‚ но и из европейских стран. Известно, что с девятого века проходили через славянские земли купцы-евреи‚ которых арабские историки называли раданитами; они вели основную торговлю Европы с Азией. Сказано о них в “Книге путей и государств” арабского географа Ибн-Хордадбха: “Путь купцов-евреев раданитов‚ которые говорят по-персидски‚ по-румски‚ по-арабски‚ по-франкски‚ по-андалузски‚ по-славянски: они путешествуют с запада на восток и с восток на запад морем и сушей.
Они возят евнухов‚ служанок‚ мальчиков‚ шелк‚ меха и мечи… На обратном пути они берут мускус‚ алоэ‚ камфару‚ корицу и другие произведения восточных стран…” Раданиты везли товары разными путями‚ в том числе и через славянские земли‚ к хазарам в Итиль‚ а оттуда через Каспий – в Индию и Китай. Киев был узловой станцией на торговом пути‚ и в еврейских источниках этих купцов называли “голхей русия” – идущие в Русь.Так встретились на территории Киевской Руси евреи из Европы и Хазарии. В Киеве было два квартала‚ один из которых назывался Козары‚ а другой – Жидове. Возле второго квартала находились одни из ворот города‚ Жидовские ворота‚ которые упоминаются в русской летописи за 1151 год: защищая Киев от половцев‚ “Изяслав Давыдович стал меж Золотых ворот и Жидовских‚ а Ростислав перед Жидовскими вороты”.Евреи в Киевской Руси составляли группу свободных людей‚ которые занимались транзитной торговлей‚ что было чрезвычайно выгодно киевским князьям. Они пользовались свободой передвижения‚ но жили преимущественно в городах‚ в особых кварталах. В.Татищев отмечал‚ что в Киеве существовала синагога‚ в которой евреи заперлись во время смуты 1113 года и выдержали осаду до прихода Владимира Мономаха.
Отредактировано Прагматик (07-09-2022 06:48:08)