#p413462,Лиза написал(а):При частной собственности, если совсем уж упростить схему, владелец предприятия накажет сам себя потерей дохода или банкротством.
То есть, не хочешь жёсткости государственных законов - переходи на частную собственность. Так?
В чьих руках собственность - это не главный вопрос рыночной экономики. Государственные предприятия есть практически в любой стране мира, даже в самых что ни на есть рыночных. Не важна и доля государственных предприятий на рынке. А что главное?
В рыночной экономике существуют не одна, как это принято считать, а две цены на каждый товар. Вопрос о реальном существовании в рыночной экономике не одной, а двух цен на каждый товар в мировой экономической науке до сих пор широко не освещен. Это лишний раз подтверждает справедливость утверждения о ее несостоятельности.
Цена продавца. Это цена, по которой продавец хотел бы продать свой товар. Цены всех непроданных или неоплаченных товаров (будь то цены на товары в магазине, на оптовых рынках, цены, установленные на какое-либо оборудование, величина оплаты труда наемных работников и администрации предприятий, которую они хотят получать за свою работу при найме), - то есть цены, объявленные собственниками товара, но не оплаченные покупателями - относятся к ценам продавцов. Цена товара, отданного в долг или в кредит, но не оплаченного потребителем, также относится к цене продавца, поскольку неизвестно, отдаст ли долг или погасит ли кредит покупатель товара. Конечно, тот, кто отдавал товар в долг или в кредит, надеется, что долг вернут или кредит будет погашен, иначе бы он не поступал таким образом. Но и все производители товаров надеются, когда производили товар, что они продадут их по цене, на которую они рассчитывали, исходя из получения соответствующего дохода для себя. Однако в большинстве случаев требования продавцов не удовлетворяются покупателями товара (владельцами денег). До тех пор, пока товар не оплачен деньгами, цена товара будет оставаться только ценой продавца, его желанием, чтобы покупатель таким, а не меньшим количеством денег оценил бы результат его деятельности. Но между желанием и действительностью большая дистанция. Главное в рыночных (денежных) отношениях - согласится ли с этим желанием продавца покупатель, сможет или согласится он оплатить таким количеством денег товар.
Реальная (признанная покупателем) цена – это такая цена, по которой товар был оплачен в действительности. Реальную цену товаров нельзя вычислить каким-либо образом. Ее можно лишь узнать при реализации товара.
В рыночной экономике цены продавцов всегда выше реальных цен, что обеспечивает наличие всех товаров в свободной продаже, независимо от их количества (включая и трудовые ресурсы на рынке труда). Если цены продавцов оказываются ниже реальных, то неотвратимо образуется их дефицит, и денежное распределение производимой продукции и наемного труда становятся невозможными из-за их отсутствия в свободной продаже.
ОСНОВНОЙ ЗАКОН РЫНКА
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ СУЩЕСТВУЕТ НЕОТВРАТИМАЯ СИЛА - ИНТЕРЕС СОБСТВЕННИКОВ ТОВАРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОДАВЦОВ ЗА ИХ РЕАЛИЗАЦИЮ, ПРИНУЖДАЮЩАЯ ПРОДАВЦОВ СНИЖАТЬ СВОИ ЦЕНЫ ДО УРОВНЯ ПРИЗНАНИЯ ИХ ПОКУПАТЕЛЯМИ.
Если такой силы нет, то экономика страны не может быть признана рыночной. В такой экономике цены либо “свободные” (и от государства, и от покупателей), либо кем-то (в том числе и государством) назначаются независимо от спроса покупателей.
Эта сила - интерес собственников товаров и ответственность продавцов за их реализацию, принуждающая цены продавцов снижаться до уровня признания их покупателями, аналогична подъемной силе в аэродинамике. Она заставляет продавцов признать, что интересы покупателя выше их собственных, если они стремятся получить максимальный доход от своей деятельности.
Такая сила приводит реальные цены на все товары к равенству спроса и предложения. Эта сила заставляет продавцов, в конце концов, объявлять не те цены, по которым они хотели бы сначала продать товар, чтобы получить больше денег, а только такие, по которым покупатели могут оплатить товары продавцов. Цена реализации товара становится результатом главного процесса рыночных отношений, приводящего к согласию продавцов и покупателей (гласного - в процессе торговли или подписания контракта или негласного, когда продавец корректирует свою цену в зависимости от активности реализации своего товара).
Если цены кто-то назначает (государство или люди, контролирующие рынки сбыта), то рыночные отношения между продавцами и покупателями исчезают, поскольку в этих случаях отсутствует сам процесс оценки покупателем товара продавца. Следовательно, денежные отношения будут умирать или перемещаться в другие места, где свободной купле и продаже ничто не мешает.
В отличие от многих экономистов граждане с древнейших времен признают существование двух цен на каждый товар или услугу и, соответственно, вытекающую из них результирующую цену (или равновесную, реальную, окончательную). Об этом свидетельствует самая распространенная и живучая поговорка наших базаров и рынков: “На рынке два дурака: один - продавец, другой - покупатель. Один хочет как подороже, а другой - как подешевле”.
Рыночные отношения не могут возникнуть, если отсутствует сила - интерес собственников и ответственность продавцов за реализацию товаров - принуждающая их снижать цены до уровня признания покупателями.
Итак, центральный вопрос для экономики государства, желающего строить жизнь своих граждан по рыночным (денежным) правилам - откуда появляется сила, принуждающая продавцов снижать цены до уровня признания их покупателями? То есть до уровня, который устанавливает равенство спроса и предложения на все товары? (никаких “свободных” цен, согласно основному закону рынка, в рыночной экономике не существует).
Такой силой является интерес собственника товаров в производстве доходов для себя и своей семьи. Если собственник товара не будет снижать цены до уровня признания их покупателями, он будет нести максимальный убыток из-за нереализации товара. Эта сила - страх нанести себе максимальный ущерб из-за неоплаты товара. Она заставляет продавца порой снижать цену даже ниже себестоимости, так как вариант вернуть хотя бы часть затраченных денег предпочтительнее варианта полного отсутствия оплаты товара. Конечно, если реальная цена товара оказалась ниже затрат его собственника или принесла ему слишком маленький доход, то он будет вынужден после продажи товара изменить свою деятельность. Он либо найдет другие рынки сбыта, либо прекратит производство, либо найдет пути уменьшения затрат на производство и реализацию, либо найдет способы повышения качества продукции или ее рекламы, что должно повысить спрос на товар. Но уже имеющийся товар собственник вынужден продать по ценам, признаваемыми покупателями, чтобы не нанести себе максимальный ущерб.
Сила, которая принуждает продавцов товара снижать свою цену до уровня признания их покупателями, не появится, если у товара будет отсутствовать ответственный собственник в виде частных лиц или органов государственной власти, ответственных за наполнение бюджета от продажи принадлежащих государству товаров.
В связи с этим необходимо пересмотреть роль собственника и собственности в рыночной экономике. Собственник предприятий - это в первую очередь ответственность и риск потерять свое имущество из-за неправильно принятых решений. Для того чтобы собственник получал доходы от работы предприятий, он должен много и ответственно работать, чтобы получать доходы. Ответственность собственника за результаты работы предприятий является главной силой управляющей работой всего народного хозяйства в рыночной экономике. Именно ответственность собственника, его страх нанести себе максимальный ущерб из-за высоких цен, приводящих к нереализации произведенных товаров, заставляет цены снижаться до уровня признания их покупателями, и они начинают правильно оценивать результат деятельности предприятий на пользу общества.
Необходимо пересмотреть и сложившееся представление о ценности предприятий для общества. Средства производства сами по себе не представляют богатство для общества. Они всего лишь инструмент по его производству. Будут или не смогут они производить богатство для общества - это большой вопрос. Ставить знак равенства между собственником и богатым человеком, эксплуататором труда наемных трудящихся, как это делают коммунисты - большая ошибка. Предприятие только при определенных условиях может приносить доход собственнику. Стоимость предприятия должна определяться, его способностью приносить доход, а не его размерами и оснащенностью. Но самая главная роль собственника в экономике - это его ответственность за цены, которые назначаются на производимые товары в обществе. Его ответственность приводит все цены на товары в порядок, и они дают основную экономическую информацию для принятия правильных решений всеми хозяйствующими субъектами, в том числе и государственными деятелями. Без ответственности собственника за результаты работы предприятий цены не смогут подчиниться платежеспособному спросу покупателей и не смогут правильно оценивать результаты работы предприятий на пользу общества. Основной закон рынка работать не будет.
Вот так вот рыночную экономику сегодня описывает информационная экономическая теория.
Отредактировано Прагматик (18-12-2022 08:28:56)