Проезжаем мимо укрепления линии "Суровикина" (или как многие называют линии "Фаберже"). В процессе переодически останавливаемся и осматриваем её, при этом замечаем ряд интересных фактов.
Строят её в основном гражданские, стараются качественно и вкладывают в постройку душу (видели, как бульдозерист потратил лишних минут 40 делая аккуратный выход с опорного пункта чтоб:
- "Ребятам было удобнее дооборудовать")
Однако, на многих участках заметили нюансы:
Первый из них - линия строится явно по карте (причём старой) и местами просто не учитывается рельеф местности.
То есть, противотакновый ров и линия бетонных "зубов дракона" на обратном скате (метрах в 300 от гребня) от направления ожидаемого удара, а окопы чуть ли не в низине.
Противник ,заняв высоту и не двигаясь дальше, может спокойно укрываясь за обратным для нас скатом накапливаться там и мы даже его визуально не будем наблюдать.
Второй нюанс - противотакновый ров, идущий перед "зубами дракона" . Почва вырытая при его прокладке аккуратно сложнаа с нашей стороны в 2.5 метровую насыпь, которая часто просто перекрывает весь сектор стрельбы и наблюдения для позиций. То есть мало того, что подход со стороны противника ко рву не прикрыт заграждениями, дно не заминировано, так ещё и подходы не прикрыты огнём оружия обороняющихся. Противник просто сосредоточится на дистанции броска, а в отсутствие прикрытия, заложит взрывчатку и подорвет все инженерные заграждения.
Третий нюанс - зачастую слабые и недостаточно толстые перекрытия на блиндажах в один накат досок (не брёвен), засыпаных тонким слоем земли. Такой накат не выдерживает ничего крупнее 82 мм мины. Гражданские строители старались создать комфорт, и это у них получилось, но они не подумали о безопасности.
Четвёртый момент - дно траншеи, в котором нет водоотводной канавы, нет водосборных ям, а местами и нет ни пола, ни одежды крутости (надеемся кончено это устранят) очень малый % траншеи имеет перекрытие (что очень актуально, особенно с использованием снарядов с воздушным разрывом и квадрокоптеров, кидающих небольшие СВУ).
Ну и конечно, позиции никак не замаскированы, а трава на выротой земле за сезон сама не прорастает. Что облегчает работу противника по выявлению наших позиций и корректировке.
Пятое - отсутствие вдоль линии хороших грунтовых дорог для быстрого подъезда техники и для удобства подвоза или эвакуации (на камазе средняя скорость движения вдоль линии у нас получилось 35 км/ч, на легковом автомобиле порядка 20 км/ч (после дождя, даже пикап вязнет в колеях грязи) Подразделения, занимающие опорные пункты, не сделали просто разметку, чтобы быстро ориентироваться днем и ночью. Чтобы боеприпасы и воду водитель, который едет первый или второй раз, быстро привёз на 7 участок, который он должен быстро найти, а не на 3, откуда личному составу придется это к себе перетаскивать.
В целом, наблюдаем огромную трату средств на эту линию обороны. Привлечение гражданских строителей и техники позволяет возводить эти сооружения достаточно быстро, но отсутствие участия в планировании военных инженеров и пехотинцев, которым эти позиции потом держать, приводит к тому, что существенная часть этих позиций не имеет смысла.
Крайней неприятно, что деньги и ресурсы, выделенные на это строительство, часто уходят в пустоту. Не по причине коррупционной составляющей(её вопрос мы не затрагиваем), а просто из-за некомпетентности и/или импотенции людей, которые строят её на местах и боятся доложить начальству о необходимости переноса строительства.
Такое наплевательское отношение ещё дорого нам обойдется.
Чего стоит начать копать не в низине, а на 500 метров дальше или ближе, что бы занять одну из высот? Почему не убирают землю, закрывающую сектора? Или не используют ее для дополнительного укрепления позиций?
Если вы боитесь сказать высокому начальнику, что его красивую красную полосочку необходимо перенести на пару сантиметров в сторону - грош вам цена, как военным и как людям!https://t.me/strelkovii/4226