Олег Пермский
Олег, я не буду их слушать, один раз послушала мне не понравилось.
А потом как сравнивать, как живут рабочие сейчас и как жили тогда...это смешно.
Сравнивать надо с тем периодом, о котором мы говорим, а вот сухая статистика.
1. По темпам развития промышленного производства Российская Империя к 1914 году вышла на 1-е место в мире. По ВВП Российская Империя занимала 3-е место в мире, уступая только Великобритании (с колониями) и США. По объёмам промышленного производства наша страна занимала 4-е место в мире.
2. В XX век Российская Империя вступила с крупнейшей и лучшей в мире нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью с очень высокой степенью переработки сырья: 94% всей нефти перерабатывалось внутри страны. На каждую вывезенную тонну сырой нефти приходилось 1 288 тонн нефтепродуктов. Иными словами практически вся нефть перерабатывалась внутри страны и только потом экспортировалась. Это был результат целенаправленной политики правительства: в 1896 году Николай II своим указом запретил экспорт сырой нефти, что послужило мощным стимулом для развития нефтепереработки и нефтяного машиностроения.
Характерный штрих: в начале 20 века на таре компании "Стандарт ойл", мирового лидера нефтедобычи того времени, размещался такой рекламный слоган - "Качество русских масел". Российские нефтепродукты тогда славились во всем мире превосходным качеством. А термический крекинг нефти впервые в мире был изобретен русским инженером Шуховым.
3. Сеть железных дорог в Российской Империи покрывала 74000 вёрст (одна верста равняется 1,067 км), из которых Великий Сибирский путь (8000 вёрст) был самым длинным в мире. Самые выдающиеся: Транссибирская магистраль, вошедшая в книгу рекордов Гиннеса, и Мурманская железная дорога. Первая построена в рекордно сжатые сроки, соединив Дальний Восток с Центральной Россией, вторая проложена специально для военных нужд – приёма военных поставок союзников, в неимоверно трудных климатических и географических условиях Заполярья. Обе неоднократно побили мировые рекорды. Мурманская, длинною в 1500 километров, была построена всего за 20 месяцев, став к тому же самой северной в мире «железкой». Транссиб стал самой длинной в мире дорогой, протяженностью почти 10 тысяч километров. К 1917 году Россия - крупнейшая железнодорожная держава: построено 74 железные дороги, скорость постройки железных дорог – 5,5 км в сутки.
Для сравнения: протяжённость самого амбициозного советского полуаварийного долгостроя – Байкало-Амурской магистрали, составляла всего 3819 км.
4. Годовое потребление электроэнергии Российской Империи 1917 года в 4,7млрд кВт/ч в Советской России было достигнуто только через 11 лет, в 1928 году 5млрд кВт/ч. "За 8 лет общее количество электростанций в Российской империи увеличилось в 1,7 раза, а количество произведённой ими электроэнергии выросло в 3,8 раза. В процентном отношении сокращается доля выработки электроэнергии на нужды освещения и транспорта и почти до 70% увеличивается доля выработки электроэнергии на технические цели, что определенно свидетельствует об ускорении электрификации производственных процессов». (монография доктора исторических наук Н.С. Симонова «Развитие электроэнергетики Российской Империи: предыстория ГОЭЛРО») Сам «план гоэлро», нагло присвоенный большевиками, был разработан в Российской Империи под руководством русского инженера-энергетика Генриха Графтио в 1903. Тогда были построены ГЭС на Вуоксе (1905) и Волхове (1911), и запроектированы каскады ГЭС на Волге и Днепре. В 1913-1916 годах Российская Империя по показателю производства электроэнергии входила в первую пятёрку индустриально развитых стран мира.
6. В Российской Империи в период с 1880 по 1917 гг., т.е. за 37 лет, было построено 58.251 км. дорог. За 38 лет советской власти при к концу 1956 г. было построено всего лишь 36.250 км. дорог.
7. Всего одно предприятие Российской Империи, "Товарищество Русско-Французских Заводов Резинового, Гуттаперчевого и Телеграфного производств под фирмой "Проводник", в мировой резиновой промышленности занимало по размерам производства четвертое место, а по производству шин - второе. Российские покрышки хорошо продавались по всему миру и даже в странах с собственным производством автомобильной резины они успешно конкурировали и с французской маркой Michelin, немецкой Continental и британской Dunlop.
8. Финансовая система Российской Империи была одной из самых развитых и устойчивых в мире.
Расходы государственного бюджета России в 1913 году составили 3382,9 млн. рублей, а доходы – 3431,1 млн. рублей. Быстро росли расходы, но доходы бюджета росли ещё быстрее, за предвоенное пятилетие 1909-1913 годов превышение доходов бюджета над расходами достигло 178 млн. рублей. Из всех бюджетов великих держав, Российский был самым быстрорастущим в мире. При этом бюджет возрастал без введения новых налогов и без повышения старых, отражая рост народного хозяйства. . Бремя прямых налогов при Николае II в России было в четыре раза меньше, чем во Франции и Германии, и в восемь с половиной раз меньше, чем в Англии. Российский червонец был одной из основных мировых свободно конвертируемых валют. У России был самый большой золотой запас в мире. Российский кредит, выданный США и "прощённый" коммунистами, позволил Штатам сформировать свою Федеральную Резервную Систему.
9. Перед первой мировой войной Российская Империя производила хлеба примерно столько же, сколько США, Канада и Аргентина вместе взятые, а они сами были в этой отрасли ведущими. Стадо Российской империи к 1914 году было на первом месте в Европе по численности крупного рогатого скота и на втором в мире после США. Российская Империя поставляла в Европу 50% от мирового ввоза яиц и производила льна и изделий из него 80% от общемирового объёма. Благодаря реформе Столыпина, если в 1894 на внешних рынках было реализовано всего 400 пудов сибирского масла, то через 10 лет в 1904г. – 2 млн. пудов, а в 1913 г. – около 5,7 млн пудов. В 1909-1913 Сибирь поставляла 16% мирового экспорта сливочного масла и 60% российского. В 1913 году Россия находилась на первом в мире месте по производству ржи, ячменя и овса, стала главным экспортером сельскохозяйственной продукции, на её долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта сельхозпродукции.
10. Индустриализация Николая II превосходила по темпам и объёмам советский период. Только на Донбассе за время правления Николая II было запущено семь крупнейших металлургических заводов. В целом новых заводов тяжёлого машиностроения, основы любой индустриальной экономики, при Николае II было построено в полтора раза больше, чем при Сталине.
К началу Первой мировой войны в обрабатывающей промышленности Российской Империи было около 400 крупнейших обрабатывающих заводов с числом рабочих больше тысячи, примерно столько же было в Германии и Великобритании, а во Франции и Австро-Венгрии, не говоря уже о других странах, – гораздо меньше. Примерно половина из русских индустриальных гигантов были созданы или достигли такого уровня именно в царствование Николая II. Причем значительная часть из них принадлежала к наукоемким отраслям – машиностроению, электротехнике, радиотехнике, химической промышленности, кораблестроению, авиастроению.
11. "Механический завод Людвиг Нобель" с 1862 года выпускал широкий ассортимент двигателей для промышленности. Когда Дизель изобрел свой мотор, Нобель купил у него лицензию и организовал производство дизелей на своем заводе. Причём внес в конструкцию двигателя изменения, позволившие ему работать на сырой нефти. В Европе за такими моторами закрепилось название "русский дизель". Факт производства дизелей на заводе Нобеля помог Дизелю получить Гран-При Парижской выставки 1900 года. Коломенский машиностроительный завод в 1907 - 1917 годах вместе с петербургским заводом "Людвиг Нобель" был лидером мирового дизелестроения. Здесь построен первый в мире реверсивный и первый оппозитный дизель, первые речные и морские теплоходы.
Факт постройки первого русского автомобиля конструкции Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе в 1896 году ставит Российскую Империю в ряды стран–пионеров автомобилестроения. В 1916 году правительством России была принята комплексная программа развития автомобилестроения в стране, были заключены контракты на строительство 7 автозаводов.
12. Ракеты и реактивные двигатели, теория космических полётов, расчёт траектории полёта на Луну, стратегические бомбардировщики, гидросамолёты, самолёты гражданской авиации, сверхтяжёлые танки, плавающие танки, подводные лодки с электрическим двигателем, полярные ледоколы, танкеры, миноносцы и крейсеры, электрические трамваи, гусеничные трактора, бензиновый карбюраторный восьмицилиндровый двигатель с электрическим зажиганием и водяным охлаждением, автомобили, телеграф и телефон, фотокамера для морских съёмок, фотоэлементы, радиоуправляемые механизмы, дуговая электросварка, парашют, противогаз, киноаппарат, цветная фотография, телевидение, индукционная печь, геофизическая электроразведка, аэродинамика, иммунология, вирусология, онкология, синтетический каучук и синтетические моющие средства, хемосинтез, термический крекинг, аэросани, гирокар... – всё это изобретено в Российской Империи при Государе Императоре Николае II, который дал мощнейший импульс отечественной науке и изобретательству, в том числе Высочайшим покровительством и пожертвованиями из личных средств.
13. К 1913 году в России – самый большой в мире речной флот. С нуля создана отечественная авиация и авиация морского базирования, выпущено 5600 самолётов за 6 лет, в том числе первая в мире эскадрилья тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец». С нуля построено 78 подводных лодок за 14 лет. Построен ледокол "Ермак" - первый в мире ледокол арктического класса.
Из доклада заместителя председателя Госплана СССР И.Т.Смилги 5 мая 1931г.: «Мы получили в наследство от царской России мощную военную промышленность».
14. От политики «растворенных настежь ворот», при которой дешевая европейская продукция беспошлинно проникала в Россию, правительство перешло к политике протекционизма, покровительственной по отношению к своей промышленности и запретной для товаров иностранного производства, что было достигнуто благодаря введению в 1877 году «золотых пошлин» (взимание пошлин по прежней ставке, но в золотой валюте, вследствие чего ввиду низкого курса бумажного рубля размер пошлин увеличился на 50%), последующее повышение пошлин на 10% в 1881 году и на 20% в 1885 году. Этот шаг российского правительства вынудил французских поставщиков стали и чугуна создать ряд акционерных компаний, целью которых было переоборудование и строительство российских металлообрабатывающих заводов. Эта же таможенная политика положила начало производственной деятельности в России немецких химических компаний.
15. Перед началом Первой мировой войны французское Правительство решило оценить экономические возможности своего союзника - Российской Империи, и послало в Россию группу исследователей во главе с Эдмоном Тьери, которые несколько месяцев ездили по всей стране собирая необходимую информацию. В своей книге «Экономическое преобразование России», вышедшей в 1914 году, Тьери даёт подробную картину экономического развития Российской империи, подкреплённую огромным количеством статистических данных. Общий вывод таков: если тенденции развития страны при Николае Втором будут продолжаться, то через 30 лет Российская Империя станет абсолютным мировым лидером.