ВСУ пытаются справиться с трудностями, вызванными разнообразием артиллерийских систем. Запоздалое признание очевидного сделал подполковник ВСУ Юрий Пацкан на прошедшей в Лондоне выставке DSEI 2023. Специалисты обращали внимание на проблему начиная с лета 2022 года, однако к настоящему моменту она переросла все мыслимые границы.
Каково состояние артиллерийского парка ВСУ?
Если коротко — это кошмар.
За полтора года боевых действий было поставлено 40 различных моделей и модификаций ствольной и ракетной артиллерии калибра от 70 до 227 мм.
Одних только систем калибра 155 мм поставили 16 (!) вариантов. Даже такие распространённые и многочисленные САУ, как М109, представлены в пяти вариантах: M109L (Италия), M109A5Ö (Австрия), M109A3GN (Норвегия), M109A4BE (Бельгия) и M109A6 Paladin (США).
Если к этому зоопарку прибавить имевшуюся на вооружении ВСУ артиллерию советских типов, то видовое разнообразие увеличится до 53 (!).
Экзотику типа античных КС-19 образца 1947 года, мелкосерийную украинскую «Богдану» и миномёты, так и быть, считать не будем, хотя и отметим, что там такой же зоопарк. Известно про одну бригаду ТрО, у которой на вооружении было шесть моделей миномётов трёх разных калибров, самые старые из них — 82-мм БМ-37 образца 1937 года.
Чем отличаются системы?
Примерно всем. Калибрами, возрастом, страной происхождения, износом, баллистикой, тактической мобильностью.
Часть буксируемая, часть самоходная; часть платформ гусеничная, другая — колёсная. Одни системы находятся в производстве, другие сняты с производства, и даже заводы давно закрыты и распроданы, как в случае с британскими AS-90.
Чем опасно такое разнообразие?
Опять же, всем — от обучения артиллеристов до логистики и обслуживания. Выделяются две существенные проблемы. Первая: снаряды и заряды под один калибр, но от разных производителей могут немного отличаться. Иногда весом заряда, в экстремальных случаях — даже размером.
В результате снаряды одного производителя не будут соответствовать таблицам стрельбы системы другого. Снаряды будут лететь не в цель, а куда-то примерно в сторону противника.
Известны случаи, когда военнослужащие ВСУ «вынуждены были подпиливать стабилизаторы французских мин, чтобы они влезали в итальянский миномёт».
Вторая. Такой разнообразный парк крайне неустойчив. В первую очередь это касается возможностей замены повреждённых или уничтоженных систем и замены потерь личного состава. Запчасти, артиллеристы с подходящей подготовкой или однотипные системы могут оказаться где-то на другом конце карты, оперативно восполнить потери не получится.
Как с этим пытается справиться ВСУ?
Более-менее однородные системы пытаются сводить в подразделения, как, например, буксируемые M777 и самоходные AHS Krab. Кроме того, в ВСУ существует группа специалистов, которые отстреливают боеприпасы из различных систем и обобщают полученные данные, уточняя таблицы стрельбы.
Что в итоге?
ВСУ — это первые в истории войн вооружённые силы, которые пытаются воевать настолько обширным парком артсистем, при этом не обладая собственными производственными или ремонтными возможностями.
Со временем комплекс проблем будет расти, а негативные эффекты от них усиливаться. Эффективность применения артиллерии — напомним, что она является основой огневой мощи ВСУ, — продолжит снижаться из-за недостаточных поставок, трудностей в логистике, а также управления «зоопарком систем».
https://t.me/pozivnoy_kazman/5251