1. Главная ошибка реформаторов в России - предоставление коммерческой свободы и либерализация цен были проведены без выполнения кем-либо функций собственника предприятий и неотвратимой ответственности собственников за результаты работы предприятий. Денежная оценка работы производительных сил была введена раньше, чем мог заработать основной закон рынка. Программа приватизации, с помощью которой пытались решить этот вопрос, была опубликована лишь в июле 1992 года, тогда как либерализация цен произошла в декабре 1991 года. По существу за весь 1992 год не были даже формально зарегистрированы собственники предприятий. Реформаторы начали реформы без выполнения кем-либо функций собственника предприятий, что блокировало работу основного закона рынка – цены не подчинились платежеспособному спросу покупателей. Государство, не передав предприятия в частную собственность, само не выполняло функций собственника. Оно не заключило новых контрактов с руководителями предприятий, в которых ставилась бы новая цель работы государственных предприятий - приносить доход в бюджет государства. Не было даже создано подразделений, которым было бы поручено выполнять функции государства-собственника. Комитет по управлению государственным имуществом не имел таких подразделений. По существу он не выполнял те обязанности, которые были определены его названием - “Комитет по управлению государственным имуществом”. Он не управлял работой государственного имущества, а пытался, как можно быстрей, от этого имущества избавиться. Этот комитет, получив в свое управление громадную государственную собственность, превратил ее в бесхозную. С руководителей предприятий никто ничего не требовал. Они оказались без всякого контроля со стороны государства-собственника. По существу после так называемой либерализации цен предприятия оказались бесхозными, а руководители предприятий, не будучи их собственниками, оказались без всякого контроля со стороны общества. Они что хотели, то и творили, не неся никакой ответственности за результаты своей деятельности. Началась криминальная борьба за контроль над финансами предприятий и потоками государственных денежных средств. Приватизировались лишь финансы, но не предприятия. Предприятия оказались бесхозными. В этой ситуации произошло то, что и должно было произойти - кто успел, тот и съел. Этот период Говорухин очень метко охарактеризовал - в России произошла криминальная революция. В этом вопросе над Гайдаром и Ко сыграло злую шутку их марксистское образование. Они строили капитализм по Марксу - устроили в России бандитский период первоначального накопления капитала.
2. А как надо было? При государственной собственности на средства производства необходимо было создать взамен Госплана и отраслевых министерств специальное Управление государственными коммерческими предприятиями и коммерческими банками при Министерстве финансов. Министерство финансов должно было взять управление государственными коммерческими предприятиями и банками в свои руки, так как цель работы коммерческих государственных предприятий должна быть одна - получение доходов государством от работы своих предприятий, то есть наполнение бюджета государства, но не выполнение каких-либо государственных программ. С этой целью перед началом рыночных реформ это Управление должно было заключить новые контракты с руководством предприятий, в которых перед ними ставилась бы новая цель работы предприятий: вместо выполнения государственного плана - получение доходов государством-собственником коммерческих предприятий. Доходы государства должны были стать главной и единственной оценкой деятельности руководства коммерческих государственных предприятий и банков. Государство-собственник должно было осуществлять контроль за деятельностью руководства предприятий, чтобы не допускать трату денег предприятий и коммерческих банков на другие цели и следить за сохранностью своей собственности. Государство должно было сохранить институт Отдела борьбы с хищениями социалистической собственностью (ОБХСС), но несколько видоизменив его функции и заменив его название на ОБХГС (отдел борьбы с хищением государственной собственности). Если ранее ОБХСС следил за тем, чтобы средства предприятий расходовались только на выполнение государственного плана, то в рыночных условиях ОБХГС должно было следить за тем, чтобы все средства государственных предприятий расходовались исключительно на цели производства доходов для государства-собственника, а в случаях нарушений привлекать виновных к уголовной ответственности. Государство вполне могло справиться с ролью собственника коммерческих предприятий, как оно справлялось с контролем работы предприятий в плановой экономике. Менялась только цель работы предприятий и, соответственно, и методы контроля за деятельностью руководства предприятий.
Почему главный орган управления государственными коммерческими предприятиями должен был находиться в Министерстве финансов? Потому что это министерство - главный орган государства, который ответственен за формирование бюджета. Налоговая служба и ОБХГС должны по этой же причине находиться в управлении Министерства финансов.
Второй вариант решения проблем собственности (быстрая и бесплатная передача коммерческой собственности частным лицам с возложением на них ответственности личным имуществом за результат работы предприятий) требовал специальных мероприятий как экономических, так и социально-психологических. Необходимо было осуществить передачу собственности строго по закону, не допуская злоупотреблений чиновников, которые осуществляли бы процесс приватизации. Такими частными собственниками должны были стать руководители предприятий, как наиболее подготовленные к такой роли. Руководители предприятий в то время уже практически считались хозяевами на предприятиях. Необходимо было законодательно закрепить совмещение роли собственника предприятий и ее администрации. То есть нужно было в законодательном порядке передать все предприятия, которые переводились в коммерческий сектор народного хозяйства, в собственность руководителей предприятий, и возложить на них ответственность всем своим личным имуществом за результаты их работы. (За своевременную выплату заработной платы, за своевременный возврат кредитов, за исполнение контрактов и обязательств)
Конечно, чтобы исключить протесты населения от бесплатной передачи громадной государственной собственности на средства производства в частные руки, необходима была широкомасштабная социально-психологическая кампания среди населения. Государство должно объяснить гражданам, что передается в частные руки не богатство общества, а лишь средство по его производству. Для того чтобы предприятия смогли производить богатство для всего общества у них должен быть хозяин, собственник, который отвечал бы собственным имуществом за результаты их работы. Передавалась не только в частную собственность то, что могло производить большие доходы, но и жесточайшая ответственность за эффективную их работу. Нужно было объяснить народу главную функцию собственника это постоянная угроза описи его имущества при неэффективной работе предприятий. Собственнику предприятий не только давалась бы возможность получать доходы от работы предприятий, но на него была бы возложена и огромная ответственность. Такую роль могли выполнить только руководители предприятий, которые хорошо знали их возможности. Населению необходимо было объяснить, что доходы собственников будут облагаться соответствующим налогом. Собственники будут делиться своими доходами с обществом, обеспечивая социальную защиту населения. Такой собственник будет нести ответственность своим личным имуществом за эффективность работы предприятий, а, следовательно, и за уровень жизни в стране.
3. Задача рыночных реформ в СССР, России и других бывших коммунистических странах состояла в том, чтобы, перейдя с процента выполнения натурального государственного плана на денежную (рыночную) оценку результатов работы предприятий, резко увеличить эффективность работы производительных сил. Задача реформ заключалась в том, чтобы создать условия для перехода от действия плана-закона к работе основного закона рынка.
Резкое повышение эффективности работы имеющихся в стране производительных сил достигалась за счет смены ложной натуральной оценки результатов деятельности предприятий (тонны, метры, штуки) на торговую, рыночную с помощью денег покупателей. Переходный период заключался бы в том, чтобы за счет более эффективного использования имеющихся производительных сил в стране быстро поднять уровень жизни народа. После того, как в этот переходный период были бы выбраны резервы производительных сил, которые существовали в плановом хозяйстве, быстрый подъем экономики должен был бы закончиться, и дальнейший подъем нужно было осуществлять за счет замены отсталых технологий на более эффективные, современные.
Переходный период можно было бы назвать первой структурной перестройкой народного хозяйства. На этом этапе реформ речь должна была идти о резком повышении коэффициента полезного действия работы имеющихся в стране производительных сил. Рыночный механизм оценки результатов работы предприятий запрещает неэффективную трату ресурсов общества. Именно она поразила плановое хозяйство, принуждавшее перевозить ненужные грузы, чтобы добиваться выполнения плана перевозок в тонно-километрах; производить ненужное обществу оборудование; быть заинтересованным в незавершенном строительстве и т. д. В рыночной экономике бесполезную работу предприятий никто не стал бы оплачивать, по этому такая деятельность прекратилась бы сразу после начала реформ. Это высвободило бы громадные ресурсы общества для использования их в более полезной деятельности производительных сил.
После окончания первой структурной перестройки, под воздействием рыночного механизма оценки результатов работы предприятий, началась бы вторая структурная перестройка по замене отсталых технологий на современные.
После окончания второй структурной перестройки уровень жизни граждан России должен был сравняться с уровнем жизни граждан западных стран, поскольку уровень квалификации наемного труда у нас был на том же уровне. Если первая структурная перестройка происходила бы быстро (от полгода до года), то вторая должна была занять достаточно продолжительное время (от пяти до десяти лет).
Однако вместо резкого повышения эффективности работы производительных сил страны и быстрого повышения благосостояния общества, был получен прямо противоположный результат. Благосостояние большинства граждан в СССР и в России не только не поднялось (как это происходило при нэпе в России или в послевоенной Германии), но резко упало за годы проводимых реформ. Эффективность работы производительных сил не только не возросла, но резко упала. Все это говорит о поражении реформ в СССР и в России.
4. Основной закон рынка.
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ СУЩЕСТВУЕТ НЕОТВРАТИМАЯ СИЛА - ИНТЕРЕС СОБСТВЕННИКОВ ТОВАРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОДАВЦОВ ЗА ИХ РЕАЛИЗАЦИЮ, ПРИНУЖДАЮЩАЯ ПРОДАВЦОВ СНИЖАТЬ СВОИ ЦЕНЫ ДО УРОВНЯ ПРИЗНАНИЯ ИХ ПОКУПАТЕЛЯМИ.
РАЗНОСТЬ МЕЖДУ ОЖИДАЕМЫМИ ЦЕНАМИ (ЦЕНАМИ ПРОДАВЦОВ) И РЕАЛЬНЫМИ (ПРИЗНАННЫМИ ПОКУПАТЕЛЯМИ) ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНОЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИЛОЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.