#p502963,svis написал(а):Сообщение от Andrew_Raev
Возьмите, например, "Развитие капитализма в России" Ленина и получите весьма неплохое описание российского общества 1899г. Там только нет того, что всё так и должно быть.
ИМХО, там автор выдает желаемое за действительное, извините за откровенность. Автор приводит статистику расслоения крестьянских хозяйств по достатку внутри общины и на основании его наличия делает вывод, что в российской деревне конца 19 века сплошной капитализм. А это было совсем не так.
Начиная от того, что тогдашний капитализм уже не походил на капитализм времен Адама Смита и заканчивая тем, что автора совершенно не интересует, а чего собственно эти "зажиточные" крестьяне хотят, да и какие у них права в сословном государстве Романовых, если уж на то пошло. А чего крестьяне хотят - показали выборы в Государственную Думу, где крестьяне проголосовали за социалистические (в той или иной степени) партии. Про другие же социальные слои, кроме крестьян, которые вдруг стали "капиталистами" в этой книге почти ничего нет.
Хотя конечно, современные методики описания общества базируются на Вебере, а у Ленина с Вебером были непростые взаимоотношения, наверное поэтому наука социология в СССР была в загоне. Впрочем, все это было уже потом.
В паре статей Вебера 1906 года, несмотря на то что это публицистика, больше полезной информации о российском обществе.
Речь не о выводах и не о том, чего хотят крестьяне. Речь об адекватности описания общества и экономики. Никто не сомневается, что советские социологи могли сделать лишь один вывод о том, что социализм - это прекрасно. Не мечтали же они о Колыме? Речь о том, что они не смогли дать описания существующего социализма. Они могли не быть в восторге от "Союза промысловой кооперации", но они его просто не заметили.
Обратите внимание, какие претензии к ним предъявлял Сталин: "В учебнике не учтено, что люди работают… потому, что они заинтересованы, что мы цепляем за интерес. Рабочие не идеалисты и не идеальные люди. Некоторые думают, что можно вести хозяйство на основе уравниловки. Были такие теории: коллективная заработная плата, коммуны на производстве. Этим производство не двинешь вперед. Рабочий у нас выполняет и перевыполняет план потому, что у нас сдельщина для рабочих, премиальная система руководящего состава, премии для крестьян, которые лучше работают...».
«Людей заинтересуйте и люди двинутся вперед, будут поднимать свою квалификацию, работать лучше, наглядно увидят, что им это больше даёт. Было время, когда интеллигента и квалифицированного рабочего считали изгоями. Это была наша глупость, тогда не было серьёзной постановки производства...» .
«Сдельщина для рабочих, премиальная для инженерно-технического персонала, премии для колхозников — вот рычаги развития промышленности и сельского хозяйства. Используйте эти рычаги, и не будет границ росту производства, а без этого ничего не выйдет. Энгельс напутал тут здорово. Одно время хвастали у нас тем, что техники, инженеры будут получать не больше квалифицированных рабочих. Энгельс <ничего> не понимал в производстве и запутал нас...».
Говоря о зрелости описания экономической системы, замечает: «Кое-что улучшили, но много испортили по сравнению с тем, что было раньше… В учебник врывается агитка — плакат. Это не годится. Экономист должен изучать факты… Выкинуть нужно агитацию. Политэкономия — это серьёзное дело… И здесь это неуместно. В науке мы апеллируем к уму» 391." (это я из Галушки привожу цитаты)
Очень похоже на то, что всех неагитаторов из политэкономии уже вычистили.