Показывая многочисленные отчеты, уравнения и диаграммы, в правительстве говорят: у нас самые низкие налоги в мире. Но президент считает, что министрам нужно поднять глаза от бумаг и посмотреть на реальную экономику.
"Я встречался со Шмаковым. По их мнению, растет фискальная и квазифискальная нагрузка. Надо понимать, что там происходит, а не на бумажках", — сказал Путин.
Пока министры расходятся по дорого обставленным кабинетам, многодетная мама Екатерина Лотова отправляется в садик. Потом ее ждут многочисленные счета, на оплату которых уходит все, что выделяет правительство таким семьям.
"Всё пособие, которое я получаю, как многодетная мать, — я не вижу его фактически. Потому что это уходит на оплату образовательных учреждений, спортшкол, садика, помимо этого мы платим коммунальные услуги. Остается меньше 50% семейного бюджета на еду и на одежду", — рассказывает женщина.
Мы считаем, что отдаем из зарплаты только 1%. Правительство не забывает напоминать: это самый низкий налог в мире. Вот только за нас еще платит и работодатель. В пенсионный фонд 22% и по пять и три — в фонды медицинского и социального страхования. Но вопрос: а из чьих (кем заработанных) денег он это делает? В итоге набегает 43%.
"Понятно, что это делает работодатель, но работодатель оптимизирует вашу зарплату, чтобы вложить вот эти вот 30%. То есть если монетизировать, если бы он не платил, то мог бы на 30% увеличивать вашу зарплату", — говорят эксперты.
Возьмем для примера менеджера среднего звена Игоря, который получает зарплату 60 тысяч рублей. У него есть квартира, дача и трехлетняя иномарка. Сначала он должен заплатить 13-процентный подоходный налог — 7800. За двушку в Москве — около двух с половиной тысяч рублей налога в год. То есть в месяц — треть процента от зарплаты. Прибавим 9 тысяч за дачный участок — 1,2%. Транспортный налог — 3000, ещё полпроцента.
"Рост фискальной нагрузки просто налицо. Особенно после введения налога на недвижимость у физических лиц по кадастровой стоимости. Например, рост налогов на недвижимость у физических лиц вырос в 2018 году по сравнению с 2017-м на 130%. На 130%, то есть больше чем вдвое. Это один из примеров. Кроме этого растут взносы и плата за вывоз твердых бытовых отходов, то есть ЖКХ", — говорит председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.
А есть еще та самая квазифискальная нагрузка. Это те на первый взгляд неочевидные отчисления, избежать которых невозможно. Штрафы, страховки, ЖКХ и прочее. Бензин. Минимум — два бака в месяц. Это 3 тысячи рублей — треть из которых акцизы. Что составляет 1,8% дохода. ОСАГО — пусть Игорь и самый аккуратный водитель на земле, все равно не менее 8000 в год — еще процент от зарплаты в месяц. Также есть сборы на капремонт, взносы в детсад или школу и так далее — все это входит в то самое косвенное налогообложение и добавляет к тратам еще около 5 процентов. Итого: 13 увеличивается почти до 23. И это — по самым скромным подсчетам.
Складываем налоги, которые платит работодатель, подоходный налог и квазифискальные нагрузки — получается 53% от зарплаты в месяц, но и это только начало. Ведь цена на почти любой товар на прилавке включает в себя НДС — 18%. А с первого января он увеличится до двадцати.
С повышением налога на добавленную стоимость цены изменятся совсем не на 2%. Например, колбаса. Она может прибавить в цене до 10%. Ведь НДС налагается на прибыль производителя, потом на услуги перевозчика, а еще на доход, полученный за хранение товара, и так далее. Наконец, необходимо отдать государству часть суммы, которую выручит уже сам магазин. И это крайне упрощенная схема. Ведь мы не посчитали подорожавшие мясо, консерванты и ту же упаковку. Вот и получается, что закупаться лучше до Нового года.
Одна из ключевых составляющих стоимости большинства товаров — это цена на бензин, основа тарифов — на логистику. Но ловкая рука рынка залезает в карман потребителя и на заправках. С Нового года, пусть и незначительно, но поднимутся акцизы на топливо. Правительство пообещало президенту сдержать аппетиты нефтяников.
"У нас нет факторов, которые могли бы привести к снижению цен розничных, просто нет. У нас каждый год растет налоговая нагрузка, в следующем году вырастет существенно. У нас есть инфляция, которая подталкивает вверх, к сожалению, поэтому цены снижаться не будут", — говорят эксперты.
Но самые многочисленные неочевидные траты, с которыми президент потребовал разобраться, — в сфере ЖКХ. И тут рядовому потребителю даже высшее экономическое образование не поможет. Елена Хорошавина уже давно отбросила попытки разобраться, что значат новые строчки в платежках.
"Первое, на что я трачу, это за квартиру, особенно в зимний период — это около 7 тысяч рублей, домофон — 400 рублей, антенна — 220, налог — 3 тысячи рублей. А сейчас предполагается брать за ТБО, то бишь за мусор. Ни много и ни мало, а с человека 150 рублей. За капремонт прибавили — я плачу 600 рублей. У меня такое ощущение, что в последние два-три года это как-то круто надавилось. Потому что разница между этими ценами, надбавками и моей пенсией очень ощущается", — говорит женщина.
Пока нагрузки — налоговые и косвенные — растут, увеличивается и теневой сектор.
Новая тенденция в московских ресторанах — якобы сломанный терминал для безналичной оплаты. Здесь не хотят компенсировать экваеринг — те 2%, которые забирает банк с каждой операции. Лишь в одном кафе из трех, где мы побывали, удалось добиться оплаты картой. Терминал принесли в полотенце, чтобы другие клиенты не видели.
Сделать все платежи очевидными, а экономику более прозрачной предлагают в Торгово-промышленной палате. В этом случае гораздо проще будет контролировать и ценообразование.
"Мы с вами можем посмотреть и тогда реально оценить рентабельность того или иного производства. И тогда будет понятно, где есть возможность еще повышать или средства извлекать оттуда, а где мы на пределе и ничего повышать с точки зрения нагрузки финансовой просто невозможно", — говорят эксперты.
Но в правительстве другое ноу-хау. Обещают превратить экологический сбор в налог. И сажать за неуплату.
А пока точно сказать, во сколько обходится обязательная финансовая нагрузка для среднестатистического россиянина, невозможно. Но, по самым скромным подсчетам, мы отдаем около 60% от зарплаты. До поручения президента правительство предпочитало пользоваться официальной статистикой, как мантру повторяя цифру 13. Возможно, теперь они смогут к ней приблизиться, когда подсчитают и перераспределят расходы населения.