Эксплуатация трагедии
В начале XXI века вокруг трагедии был налажен бизнес, включающий в зимнее время лыжные походы на место гибели группы: экскурсантов на вездеходах доставляют в окрестности перевала Дятлова, откуда им предстоит пройти около 25 километров по заранее подготовленной лыжне[138]. Перевал Дятлова, подобно «Бермудскому треугольнику», стал источником «неплохого заработка». Для повышения интереса потенциальных клиентов сочиняются легенды, связанные с потусторонними силами и теориями заговора. В начале 2010-х годов тур, включая доставку на вездеходе, обходился не менее чем в 24 тысячи рублей[139].
Завкафедрой радио и телевидения СПбГУ, кандидат искусствоведения С. Ильченко подверг резкой критике цикл статей и телепередач о гибели группы Дятлова, выпущенных весной 2013 года в газете «Комсомольская правда» и на одноимённом телеканале, а также на Первом канале. Он связал эту активность с выходом на российские экраны фильма Ренни Харлина «Тайна перевала Дятлова». Ильченко отметил, что публикации и телепрограммы не имеют ничего общего с жанром объективного журналистского расследования, выполнены в псевдосенсационном стиле, направлены на привлечение внимания и не брезгуют показом изуродованных человеческих тел. Также он упомянул низкий уровень аргументации высказываемых версий при игнорировании экспертных мнений и сделал заключение: «На наших глазах происходит явная подмена смыслов и фактов зрелищем и развлечением»[140].
Кандидаты экономических наук Елизавета и Екатерина Агамировы рассматривают создание легенды вокруг гибели группы Дятлова как способ «искусственной мотивации» для привлечения туристов в регион, наряду с легендой о чудовище озера Лох-Несс[141].