#p542184,Andrew_Raev написал(а):Преувеличивать не надо. До всеобщего образования было ещё очень-очень далеко.
"Отправной точкой уровня грамотности по всей Российской империи на начало века принимаются данные переписи населения Российской империи на 1897 год [1], признанные отечественными и зарубежными учёными. Всего грамотных (без учёта Финляндии) — 21,1%, в т.ч. 29,3% мужчин и 13,1% женщин." На 5 человек - 1 грамотный.
Чтобы страна развивалась равномерно во всех регионах, требовались квалифицированные кадры. При поддержке Николая II был разработан и введён ряд законопроектов, проведено несколько реформ и вложено свыше 500 млн. золотых рублей (в современном выражении 900 миллиардов рублей!!!) в развитие образования народа.
Что было сделано:
Свыше 130 000 школ было открыто к 1913 году.
В армии проводилось дополнительное обучение малограмотных солдат. За 17 лет доля грамотных призывников Российской Империи выросла с 40% до 73%.
К 1914 году было подготовлено 280 тыс. учителей.
Высшее образование в Российской Империи стоило в 20 раз дешевле, чем в США и Англии при том же уровне качества.
Как видно, уже в 1913 году грамотность среди призывников составляла 73% (к 1917 году – более 80%).
Призывные комиссии русской армии чётко разделяли грамотных (умеющих читать и писать), малограмотных (умеющих только читать) и неграмотных (не умеющих ни читать, ни писать). [10] При этом малограмотных и неграмотных в армии обучали.
Оценки среднего уровня грамотности населения в России в целом к 1914-1915 гг. достаточно сильно разнятся: от 35-38 % к 1915 году [13], [14] до 43% в 1917. Бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год). [15]
Реформы школьного образования начались при Николае II еще до Русско-японской войны и революции 1905-1907 гг. В 1896 году начался переход от трёхлетнего к четырёхлетнему начальному образованию, причём все новые школы строились уже как четырёхлетние, и при этом отлично организованные. На четырёхлетку переходили и все прежние виды школ, в том числе и трёхлетние земские.
Этот процесс в целом по России был в значительной степени завершен уже к 1903 году [18], и окончательно к 1910-1912. После 1906 года на четырёхлетку стали переходить и церковно-приходские школы (доля которых в общем быстро растущем числе школ неуклонно уменьшалась).
Реформы были направлены также на снижение «бюрократической зависимости» средней школы; с этой же целью Николай II в 1904 году своим указом отменил прямую связь между получением сертификатов об окончании гимназий и университетов и присвоением чинов согласно Табели о рангах. Эти реформы были направлены также на усиление роли родителей в школьной жизни, децентрализацию управления образованием и ориентацию на «местные нужды». [9]
В 1896-1904 гг. издается целый ряд указов, связанных с начальным образованием, в том числе, например, о финансировании различных видов начальных школ, а также о материальном обеспечении учащихся начальных училищ. [19] (с.128)
Вообще, в более широком плане, именно на рубеже XIX-XX веков (за несколько лет до Русско-японской войны и революции) закрепившееся, начиная с царствования Николая Первого, представление о гимназии как об инструменте формирования слоя чиновников, вступило в серьезные противоречия с более широкой концепцией средней школы как основного органа формирующего культурные силы нации в целом и «потребностями жизни» (прежде всего экономики страны). [9] (с.38) При этом начальная школа должна была обеспечить возможность «социальных лифтов» наиболее способных учащихся в средние школы, в гимназии и затем в вузы. [9] (с.119-120)
К 1914 году все это было реализовано. Согласно данным д.и.н. С. Волкова [20], доля студентов из «низших классов» в вузах (прежде всего в технических) доходила до 50-80%.
Для мальчиков почти полный охват начальным образованием был обеспечен в центральных губерниях европейской части РИ (и в некоторых малороссийских губерниях) уже в 1914-1915 гг., а при таких темпах к 1924-1926 гг. полный охват всех детей школой был бы обеспечен и по всей России [9]. <…>
В 1914 году в России было 53 учительских института, 208 учительских семинарий, работало 280 тыс. учителей [26] . В педагогических вузах и семинариях Министерства народного просвещения (МНП) обучалось более 14 тыс. учащихся; кроме того, дополнительные педагогические классы женских гимназий выпустили только в 1913 г. 15.3 тыс. учащихся [27] . Неуклонно увеличивалось число профессионально подготовленных учителей и в начальных школах, в том числе и в оставшихся [28] церковно-приходских (несмотря на более низкую оплату в них): если к 1906 году в них работало 82,8% (в одноклассных) и 92,4 % (в двухклассных) профессионально подготовленных учителей, то к 1914 — уже соответственно 96 и 98,7%. [29], [30]
https://за-царя.рф/imperator/shkolnoe-obrazovanie-i-gramotnost-v-rossii-k-1917-godu