#p583181,Пчелка написал(а):Названия этапов это ещё не методика. Методика воздействия- это что делать на этих этапах.
Практический смысл модели Овертона сводился к тому, что «окно» можно двигать, но делать это надо постепенно.
Овертон иллюстрировал модель примером о праве выбора формата образования в штате Мичиган в 1980-е. Простой пример окна Овертона, продвигаемый самим автором, предельно прост. Тогда единственно приемлемым для общества вариантом были государственные или частные школы, при этом весь спектр возможных вариантов простирался от полной свободы выбора для родителей (учить детей дома, учить в государственной или частной школе, учить в чартерной школе, сочетающей черты частной и государственной и т. д.) — до жёсткой государственной монополии (нет частных школ, домашнего обучения и прочего).
Политик Мичигана в то время мог ратовать в плане образования лишь за незначительные изменения в системе. С помощью информирования людей об успехе разных вариантов образования окно возможностей расширилось.
Постепенно в умах жителей укоренилась мысль о том, что нормально иметь свободный выбор между домашним обучением, школой государственной и частной школой, а вот идея ввести в этой сфере ограничения стала восприниматься в штыки.
=============================================================
Как работает окно Овертона
Возьмём для иллюстрации окна Овертона пример: некую абсолютно неприемлемую в развитом обществе 2023 года идею — например, запрет на ношение белых пальто.
По шкале Тревиньо она находится в разряде немыслимого. Чтобы довести её до нормы, необходимо пройти этапы «радикально», «приемлемо», «разумно», «стандартно».
↓ Начать можно с публикации статьи о том, что данная неприемлемая для нас идея существует у диких племён. Допустим, они верят, что белая одежда приносит несчастья. Теперь об этом можно говорить, пусть и с негативом. Тема переходит в разряд радикальных.
↓ Далее появляются другие исследования учёных, выясняется, что данное явление существовало всегда. Тема начинает звучать в СМИ, вместо старого названия ей дают новое, которое провоцирует переосмысление темы. Если раньше «белопальтовость» была мемом в интернете, то какой-нибудь «вайт-коатинг» свободен от всех нежелательных ассоциаций. Теперь явление не радикально, а возможно.
↓ Чтобы перевести из возможного в рациональное, появляются научные и псевдонаучные статьи. Общество дискутирует, но тех, кто продолжает считать явление неприемлемым, могут называть отсталыми. В это же время проявляются поклонники явления — из популярных и уважаемых членов общества. Они не носят белое — и всячески это подчёркивают.
↓ Когда про вред белых пальто снимают кино, пишут песни и книги, идея переводится из приемлемых в стандартные. Люди создают правозащитные организации, сообщества, фонды и иные формы взаимодействия. Отныне не носить белое пальто — вполне нормально.
↓ Затем, после прений в международных организациях, принимается конвенция о правовом статусе, которая закрепляет нормальность идеи, ранее считавшейся абсолютно неприемлемой.
Белое пальто не носят — и точка.
https://secretmag.ru/enciklopediya/chto … ertona.htm