#p636367,driver написал(а):1. Никаких евреев, тем более их разграничений на европейских, бухарских, горских (первых было в тысячи раз больше), в Российской империи не было. В паспортах РИ была графа «Вероисповедание» и в этой графе стояло «Иудейскаго», на этом все! У меня есть паспорт моего прадеда выданный до Первой Мировой войны и там именно так и написано. Это и означало еврея. Как только любой иудей (еврей) крестился, ему как правило давали более цивильное имя и отчество крестного отца. При этом он начинал считаться великороссом и почти все ограничения снимались кроме некоторых (по памяти), выкрест не мог быть жандармским офицером.
Пример: дед В.И.Ульянова (Ленина) со стороны матери - до крещения Израиль Мойшевич Бланк, после крещения - Александр Дмитриевич (по имени своего крестного отца Дмитрия Баранова). Переход в православие дал ему и его брату возможность поступить в Императорскую медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге, стать военным врачом.
Другой пример: генерал-лейтенант (1912 год) военный писатель и журналист, участник русско-японской войны Михаил Владимирович Грулёв, принял православие (1879 год) и поступил в юнкерское училище. Окончив затем Академию Генерального штаба (1888 год), с 1889 года Грулёв служил в Приамурском и Туркестанском военных округах, совершил ряд поездок в Индию, Китай, Египет, и Японию.
В чине офицера Генерального штаба был начальником русской торговой экспедиции по реке Сунгари. Во время русско-японской войны 1904—1905 годов командовал 11-м пехотным Псковским полком.
Вы совершенно правы.
Можно еще вспомнить Шафирова, президента коммерц-коллегии и вице-канцлера или графа Девиера, первого генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга, который вообще из сефардов. Так что крещеные евреи евреями не считаются. К Шафирову у коллектива аристократов были претензии не то что из евреев, а то что он сын боярского холопа. Не по понятиям это. Это вообще лингвистическая ловушка, ведь фраза "он еврей, но не иудей" на иврите невозможна. Поэтому буду для конкретики писать - иудеи.
2. В Российской империи евреи в товарных количествах появились после так называемых разделов (завоеваний) Польши и было это количество более миллиона.
И здесь вы совершенно правы. Соответственно у мужей государственных встал вопрос - что со всем этим счастьем делать.
Во первых, появилась черта оседлости. Но тут надо отметить, РИ на тот момент - глубоко сословное государство. Право на образование и свободное перемещение реально имели только дворяне. И то не все.
«Во всех губерниях, дворянского приказного чина, дьячих и подьячих детей, от пяти до пятнадцати лет, опричь (кроме) однодворцев, учить цифири и некоторой части геометрии» Это из указа Петра. Правда в Сибирь - это всем всегда пожалуйста. Ди и образование было прямо скажем - так себе. А у иудеев отлажены хедеры, иешивы и вообще самоуправление. Которое со своей стороны неоднозначно смотрело на попытки отдельных бледных юношей увильнуть на сторону.
Империя конечно было заинтересована в ассимиляции, придумали казенные еврейские школы. Только они не пользовались успехом. А зачем? Какой смысл? В хедере почти все тоже самое, только лучше.
3. Квоты на причем евреев в ВУЗы появился где-то в 1830-х годах сперва в виде ограничений по месту жительства (невозможности выехать из черты оседлости и жить в городах где есть ВУЗ), через 40-40 лет был закреплен официально.
А вот здесь не так. Что давало высшее образование в РИ? Высшее образование давало дворянство. А это - уже совсем другой компот. Сразу снимались все сословные и прочие ограничения. Но тут надо отметить - были училища которые высшее образование не давали, вот там сказать не могу. А в университеты до Александра II реально было попасть только детям дворян. И тут уже неважно - иудей, не иудей. Иудеи хотя бы грамотные все. Конечно, это можно считать сегрегацией. Только она для других сословий тоже была в полный рост.
Все изменилось при Александре II. Высшее образование стало доступно и не дворянам. Иудеи тоже могли получать высшее образование и поступать на государственную службу. Но вначале по высочайшему позволению. А далее цитирую фрагменты из книги и рецензии на нее.
«Диплом о высшем образовании стал пропуском за пределы черты еврейской оседлости на территории всей России» (с. 32). Итогом этого был колоссальный рост числа студентов-евреев в 60–80-е гг. XIX в. Русские вузы стали «первичным инкубатором для еврейской интеллигенции – нового социального формирования, которое отсутствовало в российском обществе вплоть до 1860-х гг.» (2). В 1863 г. открывается «Общество для распространения просвещения между евреями в России».
Рост интереса еврейской молодежи к высшему образованию испугал власти. И уже с начала 1880-х гг. устанавливаются квоты для евреев, вначале в Военно-медицинской академии, затем в Горном и Лесном институтах Министерства государственных имуществ,
Обратите внимание - Военно-медицинская академия, Горный и Лесной институты - это все Петербург. Вне черты оседлости.
а в 1885–1887 гг. квота (не более 10%, в зависимости от вуза) была установлена и в учебных заведениях Министерства народного просвещения. Это явилось сильным ударом по делу образования евреев, появился особый слой еврейской молодежи – «непринятые». Выходом из ситуации были попытки попасть по разрешению Мини-
стерства в число «сверхквотных» студентов или пойти по неморальному пути «фальшивого крещения»
После революции (1905 г) началась антисемитская компания, направленная на уменьшение доступа евреев к образованию. В 1907 г. собрание «Союза русских людей» возбудило перед царем ходатайство о преобразовании Московского университета «на началах русской государственности и русской народности». В 1908 г. законодательно были установлены нормы: 3% для столичных учебных заведений, 5% для находящихся в прочих местностях империи вне черты оседлости и 10% в районе еврейской оседлости (с. 72).
Правда, некоторые руководители вузов находили выход из сложившейся ситуации. Так, например, директор Киевского коммерческого института
М.В. Довнар-Запольский добился от Министерства торговли и промышленности разрешения проводить набор четыре раза в год, тем самым процент студентов-евреев возрос до 28%
В итоге количество студентов-евреев составляло в государственных вузах к 1914 г. 7,6%.
Рост их числа произошел в годы Первой мировой войны, когда был разрешен льготный прием в студенты участников боевых действий и их детей. К 1917 г. количество студентов-евреев увеличилось значительно, достигнув максимальных показателей в Новороссийском университете в Одессе и Рижском политехническом институте (по 33%!)
Вот где-то так.
Отредактировано svis (13-11-2024 15:13:44)