1 сентября 2004 года
Утром, во время торжественной линейки в школе №1 города Беслана (Северная Осетия), посвящённой началу учебного года захвачены заложники.
В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании 1128 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.

На третий день около 13:05 в школьном спортзале произошли взрывы, и позже возник пожар, в результате чего произошло частичное обрушение здания. После первых взрывов заложники начали выбегать из школы, и силами Центра специального назначения Федеральной службы безопасности (ЦСН ФСБ) был предпринят штурм. Во время хаотичной перестрелки, в том числе с участием гражданских лиц, пользовавшихся личным оружием, было убито 28 террористов (трое, включая одну из смертниц, погибли в период с 1 по 2 сентября). Единственный взятый живым террорист, Нурпаша Кулаев, был арестован и впоследствии приговорён судом к пожизненному заключению.
Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта погибли 314 человек из числа заложников, из них 186 детей. Всего, включая спасателей, погибло 333 человека, и свыше 800 получили ранения разной степени тяжести (см. подробнее).
Экономический ущерб от теракта превысил 34 миллиона рублей. Ответственность за организацию атаки публично взял на себя Шамиль Басаев, опубликовав заявление на сайте чеченских сепаратистов «Кавказ-центр» 17 сентября 2004 года
Во время захвата заложников в Беслане в числе террористов были две женщины: Роза Нагаева (р. 1975, родная сестра Аманты Нагаевой), уроженка села Киров-Юрт Веденского района, и Майрам Табурова (р. 1977), уроженка селения Майр-Туб Шалинского района. По заявлению заместителя генерального прокурора Николая Шепеля от 19 апреля 2005, Табурова и Нагаева являлись «шахидками».