Будёновка
https://www.monetnik.ru/obuchenie/istor … 5396766782
При этом система опознавания «свой/чужой» должна была срабатывать мгновенно. Красноармеец не мог даже отдалённо напоминать белогвардейца, ибо ошибка стоила жизни. Поэтому приказом № 306 от 25 апреля 1918 года создаётся временная комиссия по проектированию обмундирования для РККА, приказом № 326 от 7 мая 1918 года публикуется призыв к созданию новой формы на конкурсной основе и разъясняются правила отбора, а приказом № 380 от 21 мая 1918 года утверждают состав тех, кто будет рассматривать поступающие работы. Революционный вихрь взбудоражил общество в крупных городах, поэтому неудивительно, что в конкурсе поспешили принять участие многие известные художники, в числе которых оказались С.Г. Аркадьевский и Б.М. Кустодиев.
Эскиз Езучевского
Сложно сказать, кем именно была предложена форма головного убора, который в будущем назовут «будёновка». Пока историки в первую очередь ориентируются на эскизы Михаила Дмитриевича Езучевского. Он предложил несколько вариантов военной формы, схожей с той, в какой мы представляем древнерусских витязей и богатырей, а также напоминающей одежды русских стрельцов и ополченцев. Вернувшийся в 1918 году из австрийского плена художник сразу угодил в гущу событий, оказавшись в составе Комитета по выработке новых форм обмундирования и снаряжения РККА. В мастерской по изготовлению рисунков и проектов новых форм обмундирования, которой руководил Езучевский, и появились эти эскизы. На них нет точного соответствия будущей будёновке. Они скорее послужили её прототипом, отталкиваясь от образа древнерусского шлема. Приоритет Езучевского оспаривают сторонники Кустодиева, цитируя воспоминания дочери художника, утверждавшей, что сам живописец обиженно высказывался: «Ведь это моя идея, но кто-то ею воспользовался и получил денежки, а я остался ни при чём!» Других доказательств, что именно Кустодиев предложил старинные русские шлемы для головного убора красноармейцев, пока не получено. Ещё одним автором будёновки считается член Комиссии по выработке форм обмундирования РККА художник В.Д. Баранов-Россине. По мнению исследователей, именно он собрал все проекты, выделил из них самое конструктивное и оформил окончательные варианты предметов новой формы.