#p760197,Олег Пермский написал(а):Да, и скотоводам тоже был необходим исследовательский инстинкт, иначе как можно объяснить переходы гуннов, хионитов, протоболгар и башкиров на тысячи километров?
Это уже не столько скотоводы, сколько грабители и те, кто от более сильных грабителей спасался. С того момента, как человек приручил лошадь, он не только умножил свои стада, потому как производительность труда всадника многократно увеличилась, он понял, что стада можно не только пасти, но и угонять. И случилось это очень давно.
Одним из них, вероятно, был так называемый Всадник, мужчина 30-40 лет на момент смерти, похороненный на территории Венгрии (Csongrad, ок. 4300 г. до н. э.)По генетике он абсолютно неотличим от индивидов хвалынской культуры[8].
Скелет Всадника действительно имеет все особенности, характерные для профессионального наездника. Авторы недавнего исследования обнаружили у него 10 из 12 скелетных изменений, характерных для верховой езды[12]. Лошади на нижневолжских стоянках V тыс. до н. э., хотя и считаются по данным генетики частью дикой популяции NEO-NCAS, демонстрируют генетический дрейф в сторону популяции домашних лошадей DOM2: накопление мутаций в генах GSDMC и ZFPM1, связанных с уменьшением агрессивности и повышенной выносливостью к нагрузке на позвоночник (прежде всего, при верховой езде)[8][13]. Эти мутации вряд ли могли накопиться в популяции без участия человека, так как не являются полезными для выживания животных в дикой природе. Таким образом, жители Поволжья уже в V тыс. освоили верховую езду и начали целенаправленную селекцию лошадей (которые могли еще оставаться в полудиком состоянии). Использование лошадей в транспортных целях объясняет, каким образом хвалынцы преодолевали тысячекилометровые расстояния в своих торговых или военных экспедициях[12][8].
Значительная часть меди, которую использовали хвалынцы, по химическому составу могла быть получена из месторождения Ай Бунар в Болгарии[8].
Отредактировано Прагматик (16-10-2025 08:25:32)