#p63868,Прагматик написал(а):ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ТОВАРОВ ПОТРЕБИТЕЛЯМ, НАЗЫВАЕМАЯ СТОИМОСТЬЮ - УНИВЕРСАЛЬНОЕ СВОЙСТВО ВСЕХ ТОВАРОВ, КОТОРОЕ ЧИСЛЕННО ИЗМЕРЯЕТСЯ ПОКУПАТЕЛЯМИ ДЕНЬГАМИ ПРИ ИХ СВОБОДНОЙ КУПЛЕ И ПРОДАЖЕ.
Это у Маркса - меновая стоимость. А то что он называет стоимостью - это стоимость для общества. Она иллюстрируется примером типа того, что если вы мне дали ботинки, а я вам - пару тысяч рублей, то в обществе не стало больше ни ботинок, ни рублей. Стало быть, никакой стоимости не было создано. На самом деле, это не так. Например, если вы - искусный босоногий портной, а я - искусный скорняк с дыркой на заднице, и вы дали мне костюм, а я вам в обмен - сапоги, то стоимость была создана ещё какая. В обществе стало меньше на одного босяка и на одного голодранца. Перемещение товара из места, где он никому не нужен, в место, где он очень нужен, создаёт стоимость.
Но Маркса так просто не обойти. Чего стоит только его знаменитый пример с парикмахерами. Он берёт отрасли, где производительность труда выросла на сотни процентов, - металлургию, прядильную промышленность, ткачество - и сравнивает их с парикмахерским делом, где за то же время производительность труда не выросла вообще. Поднимает огромный статистический материал и доказывает, что какое было соотношение в оплате труда между этими отраслями, такое и осталось. Отсюда и вывод: не квалификация и технический прогресс определяют стоимость, а только общественно-необходимое рабочее время.