#p225601,Andrew_Raev написал(а):Сообщение от Прагматик
Сообщение от Andrew_Raev
Я как-то читал одну работу, где на 30 страницах пытались дать определение религии. Так и не смогли. Привели кучу определений разных авторов и на каждое тут же находили опровергающий пример, да и не один.
-----------------------------------------------------------------------
К какому выводу приходим? Никакой религии, как и никакого фашизма нет?
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить. (С)
Я лично тогда пришёл к выводу, что масса учений, которые принято называть религиями, таковыми не являются. Конфуцианство - само собой. Но также и синтоизм, даосизм, шаманизм и т.д. и т.п. Это приводит нас к неполиткорректному выводу о том, что такая страна, как Япония, обошлась без религии. Однако, такая великая страна, как Китай, абсолютно точно обошлась без религии. Что совершенно точно - без государственной религии. Вообще-то весь Дальний Восток (Япония, Монголия, Китай, Вьетнам) обошёлся без религии. И не надо на них натягивать наш европейский кафтан.
Та же ситуация с понятием "феодализм", который за пределами Западной Европы никогда не существовал. Поэтому при попытке описать феодализм в других частях света, например, в России или Китае, получается идиотизм. Который таковым быть не перестаёт от того, что историки договорились его игнорировать. Среди них есть и понимающие. Но другого слова-то нет. Есть слово "крепостничество", но оно из 1100-летней истории Руси применимо только в XVII-XIX веках, 200 лет всего.
Так же и с фашизмом. Он был в Германии и Италии. И как этот ярлык не натягивай на остальной мир, он не натянется. Так же, как не натягиваются религия и феодализм. И социализм, кстати, тоже.
Подпись автора
Никогда не было, чтобы никак не было. Всегда как-нибудь да было.
РЕЛИ́ГИЯ
Одна из форм общественного сознания — совокупность представлений, покоящихся на вере в чудодейственные сверхъестественные силы и существа (боги, духи), к-рые являются предметом поклонения.с
Однако при целостном рассмотрении наследия Конфуция оказывается, что некорректно интерпретировать указанные тексты как отрицающие религиозность вообще. Конфуций мало говорил о религиозных вещах не потому, что отрицал или игнорировал их, а во многом потому, что эта сфера, по его мнению, менее всего требовала исправлений.
Конфуций не начинал создавать своё учение «с чистого листа», напротив, он подчёркивал, что проповедует мудрость, дошедшую из глубокой древности. Поэтому он вполне воспринял тот комплекс религиозных представлений, какой дошёл до него от предков. В этих представлениях можно выделить три элемента: китайцы издревле почитали Небо (тянь), почитали духов и почитали души умерших предков.
Древнейшие китайские надписи, сохранившиеся на гадательных костях, содержат обращения к Шан-ди, «Верховному владыке». Так китайцы называли самого главного Бога, от которого зависело всё в мире, но кроме него они признавали существование низших богов и духов, которые, как и люди, были подчинены воле Шан-ди.
Также китайцы с древности употребляли понятие тянь («небо»), когда говорили о верховном Боге[2]. Некоторые исследователи предполагают, что Шан-ди обозначал личного бога, а Небо – безличную божественную силу, но в текстах оба понятия часто употребляются как синонимы. В более позднее время название «Небо» начинает использоваться значительно чаще, чем «Шан-ди».
С Небом в Китае тесно связаны два понятия: мин (воля Неба) и тян-мин (дарованное Небом право на царствование). Через мин и тян-мин Небо действует в мире людей. Всё происходящее в жизни человека – здоровье, болезнь, богатство, нищета и т.д., – совершается в соответствии с мин. Добродетельный правитель получает тян-мин, и его царствование протекает благополучно, если же он или кто-то из его преемников становится порочным и перестаёт заботиться о подданных, то лишается тян-мин, в стране происходят беспорядки, и его свергают.
Именно с почитанием божественного Неба связано то, что свою страну китайцы стали именовать тянь ся («Поднебесная»), а своих правителей - тянь цзы («сын Неба»).
Среди низших божеств особо почитался дух Земли, посвящённые ему алтари имелись как при дворе правителей, так и в каждой деревне. К нему часто обращались с мольбами об успешном урожае. Другим особо почитаемым духам также устраивали капища или алтари.https://bogoslov.ru/article/1875775
Ферштейн?