Осенью 2017 года в Кипорте (штат Вашингтон), в Военно-морском центре подводной войны (называемом в ВМС США «Торпедный город») было создано подразделение, которое уже должно заняться АНПА более «предметно» – отрабатывать тактику, боевое применение, писать уставы и наставления, искать слабые места в конструкциях, проводить испытания по военным программам. Подразделение получило название «Первая эскадра необитаемых подводных аппаратов» (Unmanned Undersea Vehicle Squadron 1, или UUVRON-1). Его личный состав набран из инженерно-технического персонала подводных сил, командует офицер в звании коммандера (эквивалент капитана 2-го ранга), на осень 2018 года это был Скотт Смит. О том, чем занимается «эскадра», пресса особо не сообщает. По отдельным обрывкам информации ясно, что они повышают уровень автономности своих НПА и испытывают новые батареи с большим временем работы.
Перспективы
Фактически США уже довели до готовности к промышленному применению технологии, позволяющие создать следующее. Подводный автономный необитаемый аппарат, способный запускаться с подводной лодки через торпедный аппарат, на дальности около 1800 метров будет работать как дистанционно управляемый, далее как автономный, самостоятельно картографировать снизу ледяной покров, чтобы использовать его потом для ориентации, находить слои воды, в которых его акустическая заметность минимальна, подолгу в них оставаться.
Если совместить такой аппарат с обыкновенной «шланговой» катушкой телеуправления торпедой, по которой во всех странах мира (кроме России, где этот способ управления был «прибит» саботажниками) экипажи подлодок управляют в бою торпедами, то возникает возможность использовать такой АНПА в качестве просто НПА, но зато на огромную дальность – десятки километров (длина оптико-волоконного кабеля у иностранных катушек доходит до шестидесяти километров). Технически возможно комбинировать НПА на оптико-волоконном «шнурке» и находящийся в контакте с ним через звукоподводную связь рой АНПА, действующих автономно. Управляемый аппарат, таким образом, будет передавать на лодку информацию, которую собирают автономные.
Такой рой АНПА представляет собой очень эффективную разведывательную систему, способную дать подводной лодке полную информацию о подводной обстановке на большом удалении от нее. Вплоть до трехмерной картины всего, что происходит под водой в зоне контроля. А также дать возможность применить против обнаруженной роботами цели оружие – штатные торпеды на максимальную дистанцию. Сама лодка при этом будет находиться вне дистанции обнаружения для противника.
Представляет ли этот пласт технологий опасность для России? Потенциально – да, и огромную. США всегда пытаются реализовать свое военное преимущество тем или иным способом, а с учетом назревающей борьбы за Северный морской путь, которая в значительной степени пройдет не на льду, а под ним, эта угроза еще реальнее. Мы сегодня ни идейно, ни технически, ни тактически не готовы воевать в таких условиях. Если у нас все останется «как есть», а США доведут свои планы до конца, то подводные лодки в случае любого конфликта надо будет просто ставить на прикол в базах, толку от них не будет при всей их огромной стоимости.
Может ли Россия справиться с этой угрозой? Видимо, да. Но для того, чтобы начать работать над решением этой проблемы, надо сначала признать, что она действительно существует.
Признать, пока не поздно.
https://vz.ru/society/2019/10/21/1003344.html