В начале марта интернет-издание Asia Nikkei (Япония) опубликовало интервью лидера общины айнов на Камчатке Алексея Накамура, в котором, по интерпретации журналиста, Алексей пожаловался на «недостаточное уважение» к малочисленному коренному народу Японии, Сахалина и Курильских островов со стороны российских властей.
Естественно, японские политические круги начали раскручивать эту историю, связывая ее с проблемой так называемых «северных территорий». Ведь в Японии существует большая — около 20 тысяч человек (а по неформальным данным и больше — до 200 тысяч человек) община айнов. Живут там айны неплохо и могли бы перебраться на свои «исконные» Курильские острова. Тогда бы и российские айны могли бы избавиться от претеснений российской власти.
- Я абсолютно против такой трактовки моих слов, - незамедлительно заявил Алексей Накамура информацмоннному агенству «Дейта». - Наоборот российские айны полностью отвергают притязания Японии на Курильские острова.
- Да, у нас есть проблемы, но к японцам мы не побежим, мы патриоты своей страны, - говорит Накамура. – Мы – гордый народ.
И действительно, он уже неоднократно объяснял позицию айнского сообщества Камчатки: «Мы пытались через "Утари" (японская культурная организация, обучающая айнскому языку и культуре) наладить культурные связи с другими айнами. Но корпорацию интересовала только политика, причем определенно антироссийская. Я спросил у одного из их руководителей, зачем же так делается. Он ответил честно: нам нужно на что-то жить, а политики выделяют средства на то, что интересно им... И с «Утари» мы не общаемся из-за расхождения в позициях. У камчатских айнов свой диалект, свое отношение к Японии, и менять его в выгоду себе и в ущерб России».
На это накладывается трагическая история взаимоотношения айнов с японцами: вооруженные конфликты древности и средних веков, жесточайшие убийства и последующий геноцид айнов японцами – это рана на всей истории народа, которая, по словам Накамуры, самим своим существованием отрицает сближение с Ниппон.
Действительно, в 2004 году небольшое айнское сообщество Камчатского края направило Владимиру Путину письмо, призывающее его признать японский геноцид айнов. Сообщество утверждало, что их трагедия по масштабам может быть сравнима только с геноцидом коренного населения Америки.
У этого обращения были основания. Владея Курилами японцы перевезли всех айнов на остров Шикотан, отняли у них все орудия лова и лодки, запретили выходить в море без разрешения; вместо этого айны привлекались на различные работы, за которые получали рис, овощи, немного рыбы и сакэ, что абсолютно не соответствовало традиционному рациону, который состоял из мяса морских животных и рыбы. Кроме того, курильские айны оказались на Шикотане в условиях неестественной скученности, в то время как характерной этноэкологической чертой курильских айнов было расселение мелкими группами, причем многие острова оставались вообще незаселенными и использовались айнами как охотничьи угодья щадящего режима. Нужно также учитывать, что на Шикотане жило много японцев.
Очень многие айны умерли в первый же год. Разрушение традиционного уклада курильских айнов привело к тому, что большинство жителей резервации ушли из жизни. Однако об ужасной участи Курильских айнов очень скоро стало известно японской и зарубежной общественности[. Резервацию ликвидировали. Уцелевшую горстку — не более 20 человек, больных и обнищавших, — вывезли на Хоккайдо.