Москвичи и гости столицы, встречаемся в опере?
Такой необычный спектакль:
ИОЛАНТА / КАРЛИК
Третий звонок. Открывается занавес. Мы ждем погружения в вымышленную историю, в иллюзию, которая воплотится этим вечером на сцене. А что, если и всё остальное вокруг нас – тоже выдумка, а где-то «за кадром» есть режиссер и сценарист?
В подобной матрице оказались Иоланта и Карлик: история героев развивается в искусственном, специально созданном вакууме. Чтобы Иоланта не узнала о своей слепоте. Чтобы Карлик не узнал о собственном уродстве.
Но прозрение неизменно наступает, а его интерпретация в музыке двух композиторов становится противоположной. В лирической опере Чайковского – возвышенный финал, где прозрение Иоланты – великое счастье встречи с божественной красотой мира. У Цемлинского же прозрение равно смерти. Карлик, столкнувшись с реальностью, умирает, а в музыке постепенно нагнетаемое напряжение разрешается экспрессивно-трагическим финалом.
В постановке Новой Оперы замкнутый мир «слепоты и неведения» существует как отдельное, изолированное пространство, вписанное в общую сценографию спектакля и живущее по своим законам.
Иоланта находится в фешенебельной частной медицинской клинике, а зритель наблюдает за этим действием на видеоэкране. Здесь, словно в «документальном фильме», воспроизведены сюжеты из ее жизни, вплоть до операции, позволившей увидеть свет.
Что именно увидит Иоланта после прозрения? Историю Карлика.
Карлик стал подарком инфанте на восемнадцатилетие. Но этого оказалось мало. Для него придуман безжалостный розыгрыш: он попадает в кукольный театр и думает, что гигантская механическая игрушка и есть реальность, а ее обитатели (герои картины Веласкеса «Менины») – гости праздника. Но завод игрушки не вечен, как не вечна и любая иллюзия.