2 гвардейская мотострелковая дивизия сформирована 12 января 1942 года путём преобразования 107-й мотострелковой дивизии.
Дивизия войдя в состав 11КК Горина должна была войти в созданный частями 39А прорыв зап. Ржева. 11 января кавалерийские дивизии и части 2гвмсд переправлялись через Волгу и к 12 января сосредоточилась в районе Мончалово откуда двинулись на юг. Немецкая авиация совершала регулярные налеты на колонны корпуса. К 15 января корпус сосредоточился зап. Сычевки откуда двинулся на юг. Был получен приказ перерезать ш.Москва-Минск и разобрать жд полотно. Немецкое командование по видимому понимая какую угрозу может иметь выход корпуса на коммуникации бросило против него значительные силы авиации. Несколько дней 17-18 января немецкие самолеты непрерывно атаковали наши колонны и насел. пункты. Движение сильно замедлилось. Высланная разведка обнаружила что по жд Вязьма-Сычевка-Ржев непрерывно движутся поезда. Автодорога патрулируется бронемашинами и прикрыта пехотой расположенной в насел. пунктах. В пути отставали обозы и артиллерия. Питание лс приходилось осуществлять за счет местных запасов. 20 января свернув на запад. части корпуса переправились через верховья Днепра в районе Тарасово. 2гвмсд расположилась севернее кавалеристов в районе Пустошка-Чертково (25км б-з Сычевки).
Продолжая рейд и обходя с запада немецкие заслоны сев. Вязьмы части кавкорпуса вновь пересекли Днепр вост. Холм-Жирковского и к 25 января вышли к д.Хмелита сев. Вязьмы. В командование корпусом вступил полковник Соколов. Продвигаясь дальше на юг вдоль р.Вязьма к утру 26 января передовые части корпуса вышли Якушкино на автостраде Москва-Минск. Разведка выяснила, что Якушкино занимает батальон немцев с 4 танками. Шоссе также патрулировалось танками противника. В Вязьму с 20-х чисел января прибывал по жд полк свежей вражеской 246пд перебрасываемой из Франции. В Издешково разгружалась 208пд перебрасываемая из района Кале. Утром 27 января кавдивизии и отряд 2гвмсд перешли в атаку на Якушкино. В ходе тяжелого боя в котором немцы применяли танки противника удалось выбить из Изъялово и Сережань, а вечером 28 января прорваться и захватить Якушкино. Там было взято до 150 трофейных автомашин, 2 самолета и много военного имущества. Для связи с авиадесантами нашего 4вдк в район Семлево была направлена разведка. 120мсп одним батальоном занял д.Бухоново. Здесь были захвачены значительные трофеи. В том числе отечественные пушки 3 76мм , 4 107мм, 1 45мм, 8 пулем. "максим", 110 винтовок. Однако оружие не было пригодно для использования ввиду отсутствия отдельных деталей (замки, магазины и т.д.). На 28 января в 120 и 2мсп, 20орб, 99либ активных штыков было 365чел., 39 пулеметчиков, 19 минометчиков. Дивизия занимала оборону вост. Якушкино у Артемово. Утром 29 января немцы перешли со стороны Вязьмы в наступление на Якушкино. Атака поддерживалась тяжелой артиллерией и авиацией. В ходе боя длившегося целый день наши части были оттеснены из Якушкино. 2гвмсд действовала совместно с 24кд. В кавалерийских частях заканчивалось продовольствие, боеприпасы и фураж. Боеприпасы части корпуса добывали из складов оставленный частями Красной Армии в октябре 41г.. Фуража кроме соломы не было. Из продуктов на месте можно было добыть только картошку. Мяса и круп не было. Наши части еще продолжали контролировать огнем движение по шоссе но попытка 30 января вновь выбить немцев из Якушкино была неудачной части группы заняли оборону севернее в Желудково. 31 января немцы выбили части 24кд из Леонтьево и Сережань. Наступление противника сопровождалось танками, налетами авиации и артиллерией. Ответить огнем наши части практически не могли, т.к. боеприпасы почти закончились. Из освобожденного нашими войсками госпиталя с пленными красноармейцами в районе Лопаткино в ночь на 31 января были вывезены 242чел. из которых 9 старшего и 12 среднего комсостава.
1 февраля противник попытался прорваться по шоссе на запад от Вязьмы. Первые атаки немцев были отражены, но 2 февраля 2мсп был выбит из Андросово. 4 февраля ответной атакой Андросово удалось отбить. Каждый день в первой декаде февраля проходил в отражении атак противника на занятые нашими войсками нп. Части дивизии, как и находящиеся правее кавалеристы продолжали +контролировать огнем шоссе (впрочем немцы делали объезд через Семлево). Левый фланг от Вязьмы прикрывала 82кд. Шоссе продолжалось патрулироваться немецкими танками. 9 февраля в расположение наших войск вышла разведка от 1ГвКК Белова сообщившего что кавалеристы Белова вышли в район Батищево, Пайдино. Дивизия отошла на сев. берег р.Вязьма заняв оборону в нп. Немцы до сих пор не могли использовать для своих перевозок шоссе, однако над ним ежедневно десятки рейсов в Вязьму совершала их транспортная авиация. У наших войск все хуже становилось с боеприпасами. Совершенно отсутствовали патроны к автоматам, птр. Отсутствовали 76мм снаряды и мины для минометов. Пополнение дивизия получали из мобилизованных местных призывников (включая 25г.р.). Однако для них отсутствовало вооружение и обмундирование, также бойцам не служившим в армии требовалась первоначальное военная подготовка. Среди набранных среди местного населения призывников случались и случаи дезертирства. Немцы периодически атаковали оборону корпуса на различных участках особенно стараясь выбить наши части из Юфаново. Южнее шоссе слушалась стрельба в районе Семлево. Там вели бои кавалеристы Белова и десантники. Однако высланная в район ю-з Вязьмы разведка никаких частей Красной Армии там не обнаружила.
С середины февраля немцы прекратили ежедневные атаки на наши части. По шоссе движение немецкие автомашин осуществлялось только в условиях метели и на большой скорости. Наши части непосредственно на шоссе позиций не имели, но могли контролировать его огнем. 17 февраля атакой удалось захватит нп Пролетарское расположенный непосредственно на шоссе и взять его под контроль. Идущий немецкий транспорт из Вязьмы был вынужден повернуть обратно. Численность стрелковых полков дивизии на 18 февраля составляла 2мсп: 279чел., 120мсп 259чел., 143тп 214чел. Всего в дивизии без учета управления и тылов было 560чел., 367 винт., 12 станк. пулем., 10 ручн. пулем., 6 пто, 5 птр. В конце февраля в состав дивизии вошла рота десантников из состава 4ВДК. Противник не стремился отбрасывать наши части далеко от шоссе , используя его как магистраль по которой они могли быстро оперировать своими резервами. Перебрасывая их с одного участка на другой. Вне насел. пунктов вся местность была покрыта глубоким снегом и атаки пехоты по колено в снегу как наших так и немцев успеха обоим сторонам не приносила. К концу февраля дивизия была оттеснена от шоссе и по нему возобновилось движение сотен автомашин в обе стороны. Попытки восстановить положение были неудачными.
2 марта немцы утром начали обстрел артиллерией на расположенных на сев. берегу р.Вязьма (Березники, Козулино, Артемово). В 10 утра началась атака пехоты. Танки курсировавшие вдоль автострады обстреливали наши позиции. В ходе ожесточенного боя вражеские части атаковавшие Артемово были отражены с большими потерями. Однако положительный исход боя висел на волоске из-за практически исчерпания у нашей пехоты боеприпасов. Однако опытные пехотинцы держались до последнего патрона. 5 марте немцы предприняли атаку на Юфаново расположенное на стыке с правофланговой 24кд. Однако атака была рассеяна, а отступающие немцы попали под огонь наших частей и потеряли несколько десятков человек убитыми. Новую ожесточенную атаку частям дивизии пришлось выдержать 10 марта. В марте 42г. наконец удалось наладить снабжение со складов 39А, которая сама снабжалась по 40км горловине в районе Нелидово. Была расчищена автодорога от Нелидово по которой началось регулярное сообщение на автомашинах. Погода несмотря на середину марта продолжала оставаться морозной. Днем иногда подтаивало, ночью же мороз доходил до 25 градусов. Из-за метелей дороги становились непроходимыми и это задерживало приход автомашин с грузами. В частях проходила подготовка транспорта к весне. В лесах из под снега откапывали повозки и автомашины брошенные Красной Армией во время отступления в октябре 41г.. На местах создавались запасы боеприпасов. Поступало пополнение распределяемое по частям. Большие трудности представляла заготовка сена. Вокруг на десятки километров раздобыть сено было невозможно. Находящиеся ранее в этом районе немецкие войска собрали весь возможный фураж. Теперь в этом районе находились части трех кд 11КК, а севернее действовали 54 и 46кд входившие в 39А. Немецкие войска продолжали активно использовать шоссе для движения своего автотранспорта. Ежедневно сотни автомашин проходили в направлении Вязьмы и обратно. Какое то количество автомашин нашим бойцам удавалось подбить, но перехвата шоссе наши части не имели. В отдельные дни нашей артиллерии удавалось уничтожать до 30 автомашин идущих по шоссе. Был предпринята попытка атакой занять д.Плетушево находящуюся на шоссе, но атака была отбита.
С утра 1 апреля немцы перешли в наступление на участке правофланговой 82кд развивая удар на Богородицкое. В операции участвовали части 15, 106пд и 5тд. Понимая угрозу коммуникациям и тыла корпуса в ночь на 3 апреля было приказано начать отход из занимаемого района на с-з к Митино-Степаново-Лопаткино. Завершив отход наши части стали готовиться отражать наступление немцев на новом рубеже. Строились завалы, перекапывались дороги, строения приспосабливались к ведению огня. Немцы атаковали наши части своими авангардами. Всю вторую половину 3 апреля шел бой. Но в ночь на 4 апреля поступил приказ продолжить отход и отойти еще на 15км в Чащево. К утру передовые части вышли в указанный район, как сразу попали по удар танков 5тд противника в районе Поповское. В жбд дивизии написано о героической обороне дивизии сходу вступившей в бой, но в истории 24кд написано что попавшие под удар части 2 и 120гвсп в беспорядке начали отход от Чащевки и были задержаны заград. отрядами 24кд. Продолжая отражать атаки противника дивизия продолжала отход на с-з. Началось весеннее таяние снегов, вскрылись реки и началась распутица. 7 апреля дивизия по приказу вышла на зап. берег р.Днепр вост. Холм-Жирковского. Был получен приказ оборонять этот рубеж от возможного удара противника со стороны Андреевского. Немецкие части отбросив наш корпус от автодороги Минск-Москва также прекратили дальнейшее наступление в условиях весенней распутицы. В условиях весеннего разлива Днепра бойцы были в основном заняты восстановлением мостов и устройством автодорог, строились блиндажи, траншеи. Вплоть до конца апреля дивизия занимала оборону по р.Днепр на рубеже Волочек-Мостилово.
18 июля был получен приказ командующего Калининским фронтов генерал-полковника Конева И.С. о включении дивизии в состав 30А для предстоящего наступления на Ржев. Перед началом боёв за Ржев 25 июля 1942 г. дивизия насчитывала 8623 человека, вооруженных 5328 винтовками и 899 пистолетами-пулеметами.
В ночь на 30 июля личному составу дивизии был зачитан приказ о наступлении. В приказе говорилось, что старинный русский город Ржев должен вновь стать советским.
Вот так вот всю зиму 1942 года в глубоком тылу группы "Центр" "партизанили" советские регулярные части.
Отредактировано Прагматик (15-12-2020 08:43:14)