Казак? Значит, старообрядец!
Часть 2
Фото № 418. Казаки при стрельбе.
В 1-й части статьи показано, что ходе распада Золотой Орды казачество перешло на службу к русским князьям. Со временем эта легкая кавалерия (созданная еще монголами из русских пленников) превратилось в «контрактную армию» самодержавия и «иммунную систему» Руси. Однако власть так и норовила урезать широкие права «вольных людей», чему те активно противились.
Данный антагонизм лишь усилился после церковной реформы 1653–1656 годов, которую казачество проигнорировало. В итоге государственные мужи крестились троеперстно, а главные охранители государства делали это двумя перстами. А ведь то была время, когда число поклонов, расписание служб, порядок слов в молитвах воспринимались населением в качестве важнейших и неоспоримых догматов.
Конец «Соловецкого сидения»
Виктор БирюковАвтор ни в коем случае не стремится приписать разинщине характер исключительно религиозного (староверческого) движения. В конце концов, в первые десятилетия церковного раскола гонениям подвергались не широкие массы противников нового обряда, а лишь их «подстрекатели» из числа священников и монахов. Тем не менее, к бунтовщикам примкнуло немало старообрядцев, справедливо увидевших в казаках своих единоверцев.
Аналогичным упрощением было бы и объявить разинщину войной против крепостничества. В отличие от других европейских стран, в царской России, по-видимому, не происходило подлинно крестьянских войн. За них советская пропаганда выдавала казачьи движения, к которым в большей или меньшей степени примыкали земледельцы – нередко против своей воли. Как отмечает историк Николай Василенко, разинские атаманы принудительно рекрутировали «в каждом селе, через которое проходили казаки... по мужику с дома» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
Вместе с тем к казакам действительно прибивались «волонтеры» – обиженные на господ крепостные, а более всего «инородцы-нехристи» (мордва, черемисы, чуваши), истерзанные царскими поборами, вину за которые разинцы возлагали на «злых бояр».
Самим же Разиным, судя по всему, двигало тщеславие, иначе невозможно объяснить поведения этого знатного старшины, который сроду ни в чем не знал нужды. О том же свидетельствует длительная вражда Разина с собственным крестным отцом – атаманом Корнилой Яковлевым, сохранявшим лояльность царю. Поначалу Разин явно метил на место Корнилы, и лишь позднее, на пике своих удач, «присмотрел» себе цель куда как повыше. Подобные амбиции не слишком-то удивительны: в памяти народной свежо еще было Смутное время, когда на московском престоле перебывала целая куча народу. (И разве не тем же образом повел себя Кромвель в Англии? В 1657 году он лишь под сильным давлением военных отказался от королевской короны, но взамен все равно наделил себя фактической властью монарха.)
Разинская мечта о царском троне обернулась в 1670–71 годах гибелью свыше 100 тысяч человек, среди которых казаки составили незначительное меньшинство. После усмирения бунта церковный раскол лишь углубился, поскольку множество повстанцев нашли прибежище на Соловках, которые еще в 1668 году стали оплотом «стариковщины» – сторонников древлеправославия.
Напуганные разгромом Разина казачьи Войска поспешили в 1671-м принести царю присягу, попав таким образом в число государевых подданных. Однако религиозные обряды справлялись по-прежнему. Казакам отнюдь не приходилось прятаться по тайным молельням, подобно другим староверам, включая стрельцов. «Вольные люди» продолжали ходить в свои церкви, где батюшки служили по неправленым дониконовским книгам. Недаром практически все казачье староверие относилось к согласию поповцев, т.е. тех, кто признавал священников (своих) и церковную иерархию (собственную).
Вот почему словосочетание «казак-старообрядец» – не что иное как тавтология. Кому ж ему и быть-то, Матвею Платову, генералу от кавалерии и войсковому атаману Донского казачьего войска, ежели не старовером-поповцем? Как правило, всякий казак исповедовал веру «стариковскую».
Вплоть до Николая I у самодержавия попросту не было силы, которая принудила бы массы профессиональных вояк изменить вере отцов. Практически единственной альтернативой могло выступить дворянское ополчение – войско непрофессиональное, недешевое и ненадежное. http://www.hrono.ru/statii/2009/brkv2kazak.php