Глава 369. Альбинони. Адажио
Валентин Великий
Томазо Альбинони
Адажио соль-минор
Венский филармонический оркестр
Клаудио Аббадо (дирижер)
victormain: Произведение написано в 1948 году, то есть является мистификацией. Использованы шесть тактов музыки Альбинони (как утверждает словарь Гроува — подлинный набросок Альбинони), звучащие в самом начале пьесы — до вступления темы.
MargarMast: Ну, если это написано в 1948 году — это же чудо само по себе! Вот это — то, о чем я и говорила — экстремальный уход в сферу «прекрасно-неземного» в годы полнейшей разрухи. Настя, скажите, пожалуйста, неужели Вы тоже считаете, что это — попса?
Andrew_Popoff: Попса — это не всегда плохо. Попса имеет свою функцию и имеет право на существование. Это, разумеется, попса. Но попса хорошего качества. И была бы еще лучше, если бы не пыталась прикинуться шедевром Альбинони, а честно встала в один ряд с творениями Морриконе.
MargarMast: Терпеть не могу слово «попса». У меня оно ассоциируется исключительно с пошлостью и безвкусием.
Andrew_Popoff: Вы первая его произнесли. Хорошо. Можно так: музыка для простого и малообразованного народа.
MargarMast: Нет, ну это-то как раз и есть попса — музыка для людей с неразвитым вкусом. Неужели Адажио можно к таковой отнести? Считается, что если это действительно красиво (причем, не приторно красиво) — то это уже дурновкусие? А потом, Андрей, Вы к попсе теперь относите все, что играется в концертных залах — эту публику уж никак нельзя назвать простой и малообразованной. Так что, нет уж. Киркоров — это попса, но Адажио — нет.
op132: Алена, в таких вещах обычно отвращает слишком откровенное и неизобретательное использование диатонических секвенций — что и роднит Адажио с попсой любой эпохи.
По выражению Булеза, творчество композитора — это преобразование непредсказуемого в неизбежное. В данном случае полностью отсутствует непредсказуемое, поэтому неизбежность вызывает ощущение скуки.
Andrew_Popoff: Да, от этой музыки ощущение, что присутствуешь на похоронах совсем неблизкого и, в общем-то, мелкого и пустого человека. Но, по непонятной причине, присутсвовать здесь обязательно, и тоскливая скука охватывает неимоверная.
MargarMast: Андрей, Вы знаете — я попадаюсь на удочку этого Адажио. Мне хочется откинуться на спинку стула и послушать — да, оно не оставляет послевкусия, оно мимолетно, оно — просто некоторое пронесшееся в воздухе легкое видение — не несущее ни особого смысла, не заставляющее замирать сердце, или погружаться в размышления. Но без него мир музыки был бы беднее — вот это я могу сказать точно.
victormain: Ничего странного, Алена. Пьеса целиком построена на клише, причем не слишком удачно; слишком — было бы невыполнением задачи, недостаточным усереднением. Она может работать в театре, когда нужно вышибить слезу. Идеальная прикладная музыка по состоянию. То есть — рассчитанная на моментальные первичные эмоциональные реакции. Больше в ней нет ничего: уровень письма, особенно интонационная кульминация, на которой положено отправлять в бездну гроб в крематории, очень низкий. А подделан под офигенно высокий. В этом и есть главная отвратительность этой пьесы: то, что симуляция выполнена так плохо, а съедается так легко, что масса людей уверена в том, что — это и есть настоящая музыка. Ну, люди доверчивы...
MargarMast: Вы понимаете, Виктор, вы — музыканты — люди с совершенно иным музыкальным восприятием, чем обыкновенные слушатели. Вы сразу видите материал, строчки, которыми он сшит, все части, всю кухню, и говорите — фи, как тривиально. Мы можем и лучше. Ну, так давайте! Давайте же лучше! Воспитывайте вкус публики так, чтобы это Адажио для них было — пшик, а чтобы они замирали перед слуховым зрелищем действительно прекрасного современного искусства! Только где оно? https://proza.ru/2023/08/09/1322
Это тоже бывший пользователь классики онлайн.Ник у него был помнится Карапузик. Он собрал у себя на странице отзывы о произведениях современных композиторов.