6 декабря 1917
В гавани канадского города Галифакс, произошёл взрыв мощностью около 3кТ — примерно 1/5 ядерного взрыва в Хиросиме), который сейчас относят к числу самых чудовищных устроенных человеком.
Взрыв произошёл от столкновения французского военного транспорта «Монблан», находившегося под командованием капитана Айма Ле Медэка, загруженного практически одной взрывчаткой (2300 тонн пикриновой кислоты, 200 тонн тринитротолуола, 35 тонн бензола, 10 тонн пироксилина) и норвежского грузового парохода «Имо», столкнувшихся в узком проливе, соединяющем внешний рейд порта с заливом Бедфорд-Бэйсин.
Когда суда столкнулись, форштевень «Имо», разворотив борт «Монблана», вошёл на 3 м в глубь трюма. От удара несколько бочек, закреплённых на носовой палубе в четыре яруса, оказались вскрытыми. Их содержимое потекло на палубу и оттуда, сквозь зиявшую пробоину, на твиндек, где была уложена пикриновая кислота. Машина «Имо» уже почти минуту работала на задний ход, и нос норвежца со скрежетом и снопом искр от трения металла вышел из пробоины. Разлившийся бензол вспыхнул — бак «Монблана» охватило пламя. Погасить пожар ручными огнетушителями, которые имелись на «Монблане», команда не смогла. Открыть кингстоны и затопить пароход было невозможно, они настолько проржавели, что для того чтобы их открыть потребовалось бы минут сорок.
Поняв, что взрыв неизбежен, команда спустила шлюпки покинула корабль, а тем временем жители Галифакса из окон и с улицы наблюдали за пожаром. Слабые крики команды «Монблана» о том, что их судно может взорваться, не были слышны в шуме и общей суматохе.
С крейсера «Хайфлайер» видели, что команда покинула горящее судно, и послали к «Монблану» вельбот. Командир крейсера рассчитывал закрепить на корме парохода буксир и оттащить горевшее судно, чтобы оно не подожгло пирс. Об опасности, которую представлял «Монблан», на крейсере не знали. Но было уже поздно: пароход носом навалился на деревянный пирс №6 и поджёг стоящий на его краю склад. О грузе взрывчатки на «Монблане» в Галифаксе знали только три человека: контр-адмирал Чандарс, старший офицер штаба Вайятт и старший офицер связи капитан-лейтенант Мюррей. В момент столкновения пароходов последний находился на буксире «Хилфорт». Увидя, что «Монблан» загорелся, он дал буксиру самый полный ход и направил его к ближайшему пирсу. Спрыгнув на берег, капитан-лейтенант побежал в диспетчерскую. На ходу он остановил какого-то матроса и приказал ему объявить всем вокруг, чтобы все бежали из порта.
Буксир «Стелла Марис», оставив свой караван, немедленно стал тушить пожар, но капитан вскоре понял, что одним стволом ему не справиться, и отошёл. Когда приблизился китобой HMS «Хайфлауэр» и чуть позже паровой катер с HMCS «Найобе», капитаны решили завести на «Монблан» канат и оттащить судно от пирса, чтобы огонь не перекинулся на сушу. Пятидюймовый (127-мм) канат был слишком мал, и послали за десятидюймовым (254-мм), но достать его не успели, произошёл взрыв.
В 9 часов 4 минуты 30 секунд огонь достиг груза взрывчатки. Корпус судна был разорван взрывом на части, температура которого в эпицентре достигала 5000°C. Ударная волна со скоростью, в 23 раза превышающей скорость звука, которая была отмечена даже на Кейп Бретон в 207 км и на острове Принца Эдуарда в 180 км, на мгновение обнажив дно пролива, подняла волну высотой 18 метров над уровнем прилива (на стороне Галифакса), выбросив «Имо» на дартмутский берег. На «Имо» был частично снесён спардек, сорвана труба и погнуты мачты, на нём погибли капитан Фром, лоцман Хэйс и 5 матросов. Берега Ричмонда и Дартмута на протяжении мили были сплошь усеяны и завалены буксирами, баржами, шхунами, катерами и лодками. По воде плавала масса обломков и трупов — людей и лошадей. Оплавленный ствол 90-мм носовой пушки «Монблана» нашли в 5,6 км к северу, а часть якоря массой в полтонны — в 3,2 км к югу, 100-килограммовый кусок шпангоута был найден в лесу в 12 милях (19 км) от эпицентра взрыва.
Облако дыма поднялось на высоту более 3600 м, на площади 160 га всё было полностью разрушено. Взрывом были убиты наповал все находившиеся на катере, все, кроме одного человека, на китобое, и 21 из 26 членов команды буксира, который также выбросило на дартмутский берег. В команде же «Монблана» погиб лишь один человек.
В городе было убито 1963 человека, более 2 тысяч пропало без вести, раненых около 9 тысяч человек (300 скончались от ран), 500 лишилось зрения от разлетевшихся в окнах стекол, 25 тысяч осталось без жилья. Фактически число жертв было значительно больше. Одна канадская газета того времени сообщает: «Только фирма галифакского гробовщика Мак-Гилливрея изготовила 3200 могильных надгробных надписей за три дня».
Из воспоминаний единственного выжившего пожарного с пожарного судна «Патриция»: «Когда волна спала я увидел что осталось от города. Это было чудовищное зрелище. Тела людей были разбросаны по улицам. Безголовые, разорванные трупы свисали с крыш и из окон зданий, с телеграфных проводов».
С рассветом 7 декабря над Галифаксом ударили морозы и начался снежный буран, а через сутки со стороны Атлантики на город налетел шторм, один из самых сильных за последние 20 лет. Спасение раненых и заваленных рухнувшими зданиями началось почти сразу же после взрыва. Командование флотом выделило несколько особых отрядов для проведения спасательных работ. Уцелевшие здания были превращены во временные госпитали и морги. Снежный буран затруднял работу спасательных партий, развалины занесло снегом, поэтому вытащить из-под обломков удалось не всех. Пожары бушевали в городе несколько дней.
Из этого свидетельства видно, куда подевались пропавшие без вести. Был в этой тяжёлой истории и свой герой — железнодорожный диспетчер Винсент Колеман. Увидев горящий корабль, он бросился на станцию и спешно отправил телеграмму: «Остановите поезд. Горящее судно с боеприпасами дрейфует к пирсу №6. До свиданья, ребята». Колеман погиб, но поезд вовремя остановился и 300 его пассажиров остались живы.
В начале 1918 г. злополучный пароход «Имо» был снят с мели и отбуксирован в Нью-Йорк на ремонт. Потом его переименовали в «Гивернорен». В 1921 г. во время рейса из Норвегии в Антарктику он выскочил на камни и погиб.
Капитан Ле Медэк служил в фирме «Компании женераль трансатлантик» до 1922 года. В 1931 г. французское правительство, как бы подчёркивая невиновность своего флага в столкновении «Монблана» и «Имо», в связи с уходом на пенсию наградило бывшего капитана парохода, погубившего город, орденом Почётного Легиона.
В наши дни про врыв в Галифаксе снят художественный фильм — «Разрушенный город».
Единственная фотография сделанная через 15-20 секунд после взрыва. Просто невероятно, что после этого кто-то уцелел.
Последствия.