Натолкнулся в Телеграмме на Толкователя, почему вспомнился фильм Иван Васильевич меняет профессию - пока мы здесь разрулим, войско пускай где нибудь поганяет очередного хана.
О ситуации с Украиной. Наша верхушка мировоззренчески и на практике – купцы и спецслужбисты, а не воины. Даже Крым-2014 был спец-, а не военной операцией. Война в Чечне начиналась со спецопераций, а закончилась купеческим миром. Донбасс был спецоперацией. Вояки из МО иногда выходили из берегов и пытались действовать, как на войне (Чечня 1999-2003, Иловайск-2014, Дебальцево-2015), но их быстро осаживали спецслужбисты.
Верхушка России – люди выросшие во время страха перед войной (брежневское «Лишь бы не было войны!»). И гипотетической ядерной, и реальной горячей в Афгане. У номенклатуры в 1979-1989 была одна мысль: как бы меня туда самого не послали или моего сынулю.
Плюс война – это героизация МО, вознесение военных на политический Олимп. А у гражданской и особенно спецслужбистской номенклатуры всегда был страх перед политизацией армии. Началось с дела Тухачевского, потом было дело о «бонапартизме» Жукова. Уже в наше время довольно быстро расправились с героизацией генералов Лебедя и Рохлина.
Недаром все последние министры обороны – не кадровые военные. Чекист Иванов, мебельщик Сердюков, строитель Шойгу.
Так что исходя из такой исторической колеи и нынешнее противостояние Россия/Украина должно проходить как спецоперация и купеческий торг (включая PR и GR), а не как горячая война. Если нет – то это будет значить, что Россия вылезла из исторической колеи, и это будет чёткий сигнал: «Скоро перемены».
А вы вообще кого-то из военных как общественно-политического деятеля помните? Последний, кого немного и вяло упоминали, был генерал Шаманов. Ну и, конечно, полковник Квачков, организовавший покушение на Чубайса. После Квачкова, уверен, было принято любую субъектность военных купировать на корню. Кто-то из обывателей сейчас вспомнит ФИО командующих флотами, армиями? Раньше иногда выпускали генерала Конашенкова что-то бубнить по бумажке, а сейчас и он пропал.
Ещё надо помнить, что сейчас в России самый высокий уровень доверия общества как к институции – к армии. Он даже выше, чем у президента Путина. И это при том, что субъектность МО сейчас сведена к нолю. При этом у значительной части оппозиционных патриотов (начиная от донбасских ополченцев и заканчивая советскими патриотами) есть большой запрос на «военную хунту», которая «метлой бы смела олигархов и чиновников». И страх номенклатуры перед хунтой даже больше, чем перед либеральными очкариками.
Так что лишний раз увеличивать субъектность армии войнушкой с Украиной сейчас в Кремле не намерены. Что, если кто-то поведёт свою дивизию не на Харьков, а в обратном направлении? Или на оккупированной Украине решить сделать свой «Русский Мiр»? По этой причине спецслужбы выбили даже полевых командиров на Донбассе, настолько велик страх перед «человеком с ружьём».