#p227614,Прагматик написал(а):Еще отрывок из монографии Зимина: В 1158 г. вдова князя Глеба дала Киево-Печерскому монастырю "5 сел с челядью". Продолжу завтра, время вышло.
Продолжение поста Древняя Русь
Кстати, обратили внимание, наши историки часто не делают разницы между челядью, захваченной русскими князьями в походах на другие племена, челядью захваченной русскими князьями в походах на другие русские княжества и наконец, "челядью" захваченной теми же половцами на русских землях? Хотя для летописцев такая разница явно есть.
Легко усмотреть в этом издержки марксизма и "классового подхода", но ведь и у историков 19-го века такое тоже заметно. Марксизм у нас пришелся очень в тему, но это другая история, мы же про Древнюю Русь.
Про минскую княгиню Анастасию, вдову Глеба Минского уже обсуждали. "Пять сел и с челядью", помните? Я еще предположил, что будущая Литва рядом.
Вот что пишет по этому поводу противоположная сторона ( отсюда http://history-fiction.ru/books/book_3013/ перевод не мой) - "Старинная история народа литовского"
От Припяти до Днепра, от верховьев Немана до Двины дымились лучшие деревни и волости под лютыми его набегами; он уводил несчастных людей в неволю, продавал в рабство в дальние страны и даже за море, или же селил в пустынных окрестностях реки Березины. Глеб «купец душ» приобщил к такому промыслу и своих бояр, которые стали настоящими работорговцами
Тогда литовский князь Живинбуд, выведенный из терпения, прошелся войной до самой столицы Глебовой (то есть Минска) и сжег город...
Правда откуда автор 19 века все это взял - загадка. Может это "историческая реконструкция" тех самых "пяти сел с челядью".
Тем не менее, это часть официальной истории соседней страны и если вы увидите в интернете броские заголовки - "Русский князь-работорговец", "Минск (или Друцк)- столица работорговли и т.п. так это оттуда. Сейчас это реакция на то, что официальная историки другой соседней страны делают из Глеба Минского своего национального героя.
Предполагаю что, автор литовской истории об успешном походе Живинбуда на Минск просто переделал сюжет летописей о походах на Минск Мономаха и его союзников, о которых сам же Мономах писал
1. И потом к Минску ходили на Глеба, который наших людей захватил, и Бог нам помог, и сделали то, что задумали.
2. На ту осень ходили с черниговцами и с половцами-читеевичами к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины.
Кем бы не были люди Мономаха, которых захватил Глеб - они уж точно не остались там, после его похода. Так что все таки балты, больше некому.
Кстати, как думаете, что означают слова Мономаха - "не оставили в нем ни челядина, ни скотины"?
Отредактировано svis (27-03-2021 03:16:11)