#p227784,svis написал(а):Продолжение поста Древняя Русь
Кстати, обратили внимание, наши историки часто не делают разницы между челядью, захваченной русскими князьями в походах на другие племена, челядью захваченной русскими князьями в походах на другие русские княжества и наконец, "челядью" захваченной теми же половцами на русских землях? Хотя для летописцев такая разница явно есть.
Легко усмотреть в этом издержки марксизма и "классового подхода", но ведь и у историков 19-го века такое тоже заметно. Марксизм у нас пришелся очень в тему, но это другая история, мы же про Древнюю Русь.
Про минскую княгиню Анастасию, вдову Глеба Минского уже обсуждали. "Пять сел и с челядью", помните? Я еще предположил, что будущая Литва рядом.
Вот что пишет по этому поводу противоположная сторона ( отсюда http://history-fiction.ru/books/book_3013/ перевод не мой) - "Старинная история народа литовского"
От Припяти до Днепра, от верховьев Немана до Двины дымились лучшие деревни и волости под лютыми его набегами; он уводил несчастных людей в неволю, продавал в рабство в дальние страны и даже за море, или же селил в пустынных окрестностях реки Березины. Глеб «купец душ» приобщил к такому промыслу и своих бояр, которые стали настоящими работорговцами
Тогда литовский князь Живинбуд, выведенный из терпения, прошелся войной до самой столицы Глебовой (то есть Минска) и сжег город...
Правда откуда автор 19 века все это взял - загадка. Может это "историческая реконструкция" тех самых "пяти сел с челядью".
Тем не менее, это часть официальной истории соседней страны и если вы увидите в интернете броские заголовки - "Русский князь-работорговец", "Минск (или Друцк)- столица работорговли и т.п. так это оттуда. Сейчас это реакция на то, что официальная историки другой соседней страны делают из Глеба Минского своего национального героя.
Предполагаю что, автор литовской истории об успешном походе Живинбуда на Минск просто переделал сюжет летописей о походах на Минск Мономаха и его союзников, о которых сам же Мономах писал
1. И потом к Минску ходили на Глеба, который наших людей захватил, и Бог нам помог, и сделали то, что задумали.
2. На ту осень ходили с черниговцами и с половцами-читеевичами к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины.
Кем бы не были люди Мономаха, которых захватил Глеб - они уж точно не остались там, после его похода. Так что все таки балты, больше некому.
Кстати, как думаете, что означают слова Мономаха - "не оставили в нем ни челядина, ни скотины"?
Отредактировано svis (Вчера 01:16:11)
А вот, к примеру,
СКАЗАНИЕ О БИТВЕ НОВГОРОДЦЕВ С СУЗДАЛЬЦАМИ
СЛОВО О ЗНАМЕНИИ СВЯТЫЯ БОГОРОДИЦА В ЛЕТО 6677-е
Источник: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus … iginal.htm
В то же время двиняни[2] не хотяху дани давати Новугороду, но вдашася князю Андрею Сусьдаскому.[3] Новгородьци же послаша на Двину даньникомъ Даньслава Лазутинича,[4] а сь нимъ ис концовъ по сту мужь.[5] И то слышавъ, князь Аньдрей посла противу имъ своихъ мужей — тысщю и пятьсотъ рати. Оне же начаша переимати ихъ на Белеозере, и начаша ся бити. И пособи Богъ мужемь новгородьцемь и убиша от полку Аньдреева осмисотъ мужь, а прочеи избегоша. А новгородьцевъ паде пятьнадесятъ мужь.
И оттоле князь Андрей разгневася на Новгородъ и нача рать копити. А самъ тогда разболеся и посла сына своего Романа к Новугороду съ всею силою сузьдальскою. А с нимъ князь Мьстиславль съ смолняны, с торопчяны, с муромци, и с рязанци, и с переяславци, и с всими князьми всея земля Руская. И бысть всихъ князей 70 и 2...
А новгородци вси бяху за острогомъ, не можаху противу стати, но токмо плакахуся кождо себе свою погыбель видяще, понеже бо суздалци и улици разделиша на свои городы.
То бишь коалиция русских князей рассчитывала захватить в Новгороде богатую добычу - новых холопов.
Тогда Господь Богъ нашь умилосердися на град нашь молитвами святыя Богородица: пусти гневъ свой на вся полкы рускыя, и покры ихъ тма, яко же бысть при Моисеи, егда бо проведе Богъ сквозе Чермьное море жиды, а фараона погрузи. Тако и на сихъ нападе трепетъ и ужасть, и ослепоша вси, и начаша ся бити межи собою. Се же новгородци видевше, изыдоша на поле, ови избеша, а прочихъ живы изымаша.
И так много было русских пленников
"что продавааху суздалца по две ногате" (цитата по Зимину)
Когда много живого товара, цена падает