Запасной аэродром

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Запасной аэродром » История » Древняя Русь


Древняя Русь

Сообщений 91 страница 120 из 486

91

#p226672,Прагматик написал(а):

Сообщение от Олег Пермский

    Так разбойника и горка не остановит.

Смотря какого. От мелких укрепленная горка хороша. С другой стороны - может лучше в менее заметном месте поселиться.

Но хватит ли сил у деревушки или села на строительство укреплений? Им же летом ещё работать надо.

92

#p226575,Andrew_Raev написал(а):

Сообщение от The loyal liberal

    На съезде, проводившемся в тереме Любечского детинца, присутствовало согласно «Повести временных лет» шесть князей и было принято решение:
    « Кождо держить очьчину свою »

    На данный съезд не приехал полоцкий князь Всеслав Брячиславич, посчитав, что ему нечего делить или с кем-либо делиться[1].

        Святополку Изяславичу, как старшему, был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя;
        Владимиру Мономаху — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
        Олегу и Давыду Святославичам — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
        Давыду Игоревичу — Владимир-Волынский с Луцком;
        Васильку Ростиславичу (с братом) — Теребовль, Червень, Перемышль.

    Фактически решение лишь резко перераспределяло владения между Владимиром Всеволодовичем и Святославичами в пользу последних.

    Съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов, то есть права на наследование каждого из нескольких сложившихся на тот момент княжеств были ограничены рамками определённой ветви династии Рюриковичей. Это констатировало наличие нового политического строя на Руси, основой которого было сложившееся крупное феодальное землевладение. Согласно БРЭ, Святославичи, получившие по решениям съезда обширное Черниговское княжество, были исключены из наследников Киева[2].
    1097 год.
    Шах и мат.

Сдаюсь. Странно лишь, что вы посчитали 6 князей, в то время как князей и бояр были если не тысячи, то много сотен. Опять-таки, феод наследуется только до тех пор, пока вассал служит сеньору. Где это у вас?

Ну так у каждого великого князя были и служилые князья и бояре. которые имели и вотчины и жалованные земли.

93

#p226673,Олег Пермский написал(а):

Село было основано не славянами, а стоит на горе.

Ну значит не всегда финноугры селились в низинах. В тех краях, где они явно доминировали, они занимали лучшие места.

94

#p226509,Andrew_Raev написал(а):

Да, с моего утверждения, что на Руси до XVI-XVII веков не было ни феодов, ни крепостных крестьян (даже одного из этих двух достаточно). Кстати, это мнение разделяют очень многие европейские историографы.

А мне нравится определение из тети Вики: Феодали́зм (от лат. feudum) — историческая, пе­рио­да сред­них ве­ков и Но­во­го вре­ме­ни сословно-классовая структура общества (аграрного типа, доиндустриального)[1]. Когда основным экономическим ресурсом являлась земля, и находилась она в собственности феодалов.

Так было и в Европе, и на Руси, и у мусульман, и у японцев. А феоды и крепостные крестьяне - это частности.

95

#p226674,Олег Пермский написал(а):

Но хватит ли сил у деревушки или села на строительство укреплений? Им же летом ещё работать надо.

Здесь необходимо оговориться и вместе с тем указать еще на одну особенность древнерусской колонизации. Я сказал, что наиболее крупные поселения, обыкновенно огороженные, носили в Древней Руси название городов. Но при всем том далеко не все поселки, называвшиеся городами, были крупными. В Древней Руси огораживались рвом, валом и тыном не только крупные селения, но и мелкие, даже однодворные. Это было вполне естественно, т. к. русским славянам пришлось селиться не в пустой страно, а населенной, хотя и редко, инородцами как на севере, так и на юге. Борьба с этими инородцами заставляла славянское население огораживать свои поселки, и на Руси задолго до появления князей возникли города различных типов, т. е. крупные и мелкие укрепления. В этом отношении народная практика задолго до князей выработала в главных чертах все то, что позднее делали князья. Князья внесли в дело устройства укреплений больше системы и вели его, так сказать, на более широкую ногу. Особенно много укреплений было создано народными средствами на юге нашей страны по условиям ее природы и по соседству с хищными кочевниками. Здесь города и городки, можно сказать, были преобладающим типом поселков. Вот почему и Баварский географ так своеобразно описывает нашу страну. «Уличи, — читаем мы у него, — народ многочисленный, у него 318 городов; Бужане имеют 231 город, Волыняне (Velanzani) — 70, Северяне — 825». Очевидно, что славянские племена, селившиеся на пограничье лесной области и в степной, устраивали свою оседлость не иначе, как в укрепленных поселках или около них. Поэтому и области их стороннему наблюдателю казались страной городов. Известия Баварского географа подтверждаются и указаниями нашей летописи. Припомните, что говорит летописец об уличах и тиверцах: они жили прежде по Бугу и Днестру до моря и Дуная: «и бе множество их, и суть годи их до сего дне». Почему летописец судит о многочисленности уличей и тиверцев? По обилию оставшихся от них городов, т. е. городищ. https://history.wikireading.ru/267843

Гардари́ки (Гарда́рике, Га́рды) (др.-сканд. ᚴᛅᚱᚦᛅᚱᛁᚴᛁ, Garðaríki, норв. Gardarike, швед. Gårdarike) — с XII века норманское название Руси[1], известное в Северной Европе в Средние века, в том числе в скандинавских сагах. Термин можно перевести как «страна городов»[2].
Скандинавы называли «Гардарики» сначала северные земли, как цепь крепостей вдоль реки Волхов, начиная с Любши и Старой Ладоги (Alðeigja), города, расположенные на Верхней Волге и другие земли. В скандинавских сагах Великий Новгород (Holmgarðr) рассматривается в качестве возможной столицы «Гардарики»[3][страница не указана 1484 дня]. Со временем именем «Гардарики» скандинавы стали называть всю Русь[4].

Отредактировано Прагматик (21-03-2021 21:13:59)

96

#p226583,Прагматик написал(а):

От экстенсивного подсечно-огневого пришлось перейти к интенсивному трехполью еще в густонаселенных районах Древней Руси.

  Трёхполье никогда не было интенсивным способом земледелия. Оно экстенсивно, как и все остальные способы, которые нам известны по историческим источникам.  Однако оно более разумно и органично использует севооборот. До появления хим. удобрений и пестицидов мы вообще не можем говорить ни о какой интенсивности. Состояние исторических источников не позволяет определить время начала применения ни паровой системы земледелия, ни трехполья. Источники для различных районов освещают лишь более поздний этап этого процесса; они сообщают факты уже об освоенном, ставшем привычным паровом земледелии и трехполье. Самый богатый источник - писцовые книги - до нас не дошёл. О положении дел в земледелии мы можем судить только по отрывочным сведениям, которые попадаются в духовных грамотах (завещаниях), документах монастырей и митрополичьего дома. Совершенно уверенно мы можем говорить о широком использовании трёхполья, начиная с  в XIV - XV вв. Но сам характер содержания документов наводит на предположение, что эта система (трёхполье) уже привычна, постоянна и используется давно. Поэтому можно с уверенностью считать, что трёхполье на Руси получило распространение приблизительно с XII - XIII вв.

97

#p226684,Тари написал(а):

Трёхполье никогда не было интенсивным способом земледелия. Оно экстенсивно, как и все остальные способы, которые нам известны по историческим источникам.  Однако оно более разумно и органично использует севооборот. До появления хим. удобрений и пестицидов мы вообще не можем говорить ни о какой интенсивности. Состояние исторических источников не позволяет определить время начала применения ни паровой системы земледелия, ни трехполья. Источники для различных районов освещают лишь более поздний этап этого процесса; они сообщают факты уже об освоенном, ставшем привычным паровом земледелии и трехполье. Самый богатый источник - писцовые книги - до нас не дошёл. О положении дел в земледелии мы можем судить только по отрывочным сведениям, которые попадаются в духовных грамотах (завещаниях), документах монастырей и митрополичьего дома. Совершенно уверенно мы можем говорить о широком использовании трёхполья, начиная с  в XIV - XV вв. Но сам характер содержания документов наводит на предположение, что эта система (трёхполье) уже привычна, постоянна и используется давно. Поэтому можно с уверенностью считать, что трёхполье на Руси получило распространение приблизительно с XII - XIII вв.

Ну да, до появления ядерного оружия - все остальное и не оружие вовсе. Трехполье по сравнению с подсечно-огневым способом земледелия более интенсивный способ земледелия. Ясное дело, что с высоты нашего времени он экстенсивен.

Отредактировано Прагматик (21-03-2021 21:15:15)

98

#p226509,Andrew_Raev написал(а):

Сообщение от Прагматик

    Сообщение от svis

        Привет
        Зашел вот посмотреть, а тут тема вроде бы для меня интересная
        По крайней мере судя по тому что уже написано - есть что сказать. Только не подскажете, уважаемые Прагматик и Андрей - о чем здесь вообще говорите?
        Как там у современного классика - не..все понятно..но что конкретно??
    -------------------------------------------------------------------
    Был ли феодализм на Руси - с этого все началось.

Да, с моего утверждения, что на Руси до XVI-XVII веков не было ни феодов, ни крепостных крестьян (даже одного из этих двух достаточно). Кстати, это мнение разделяют очень многие европейские историографы.

Подпись автора

    Никогда не было, чтобы никак не было. Всегда как-нибудь да было.

С глупого утверждения, позволю заметить.

99

#p226692,Прагматик написал(а):

Сообщение от Тари

    Трёхполье никогда не было интенсивным способом земледелия. Оно экстенсивно, как и все остальные способы, которые нам известны по историческим источникам.  Однако оно более разумно и органично использует севооборот. До появления хим. удобрений и пестицидов мы вообще не можем говорить ни о какой интенсивности. Состояние исторических источников не позволяет определить время начала применения ни паровой системы земледелия, ни трехполья. Источники для различных районов освещают лишь более поздний этап этого процесса; они сообщают факты уже об освоенном, ставшем привычным паровом земледелии и трехполье. Самый богатый источник - писцовые книги - до нас не дошёл. О положении дел в земледелии мы можем судить только по отрывочным сведениям, которые попадаются в духовных грамотах (завещаниях), документах монастырей и митрополичьего дома. Совершенно уверенно мы можем говорить о широком использовании трёхполья, начиная с  в XIV - XV вв. Но сам характер содержания документов наводит на предположение, что эта система (трёхполье) уже привычна, постоянна и используется давно. Поэтому можно с уверенностью считать, что трёхполье на Руси получило распространение приблизительно с XII - XIII вв.

Ну да, до появления ядерного оружия - все остальное и не оружие вовсе. Трехполье по сравнению с подсечно-огневым способом земледелия более интенсивный способ земледелия. Ясное дело, что с высоты нашего времени он экстенсивен.

Отредактировано Прагматик (Сегодня 01:15:15)

Да , проклятые сраные капиталисты уничтожили практически все системы поливного земледелия в России. Тупо сдали трубы из алюминия в металлолом.

100

#p226509,Andrew_Raev написал(а):

Да, с моего утверждения, что на Руси до XVI-XVII веков не было ни феодов, ни крепостных крестьян (даже одного из этих двух достаточно). Кстати, это мнение разделяют очень многие европейские историографы.

Были крепостные. Именно при царе Алексее Михайловиче был введён запрет крепостным крестьянам уходить от помещика в Юрьев день.

101

#p226696,The loyal liberal написал(а):

Да , проклятые сраные капиталисты уничтожили практически все системы поливного земледелия в России. Тупо сдали трубы из алюминия в металлолом.

Это разве капиталисты? Мародеры-халявщики. Не способные нормальный производственный бизнес организовать.

102

#p226699,Прагматик написал(а):

Это разве капиталисты? Мародеры-халявщики. Не способные нормальный производственный бизнес организовать.

А разве халявщик не бывает капиталистом?

103

#p226701,Олег Пермский написал(а):

А разве халявщик не бывает капиталистом?

Нет. Нормальный капиталист - не халявщик.

104

#p226702,Прагматик написал(а):

Сообщение от Олег Пермский

    А разве халявщик не бывает капиталистом?

Нет. Нормальный капиталист - не халявщик.

Капитализм, это экономическая система основанная на прибыли, а каким она образом извлекается, это уже не важно.

105

#p226704,Олег Пермский написал(а):

Капитализм, это экономическая система основанная на прибыли, а каким она образом извлекается, это уже не важно.

Нормальный капиталист извлекает прибыль из своих долговременных вложений. Мародер - явление временное. Появляется в исключительные времена народного бедствия и отсутствия сильной государственной власти.

106

#p226699,Прагматик написал(а):

Сообщение от The loyal liberal

    Да , проклятые сраные капиталисты уничтожили практически все системы поливного земледелия в России. Тупо сдали трубы из алюминия в металлолом.

Это разве капиталисты? Мародеры-халявщики. Не способные нормальный производственный бизнес организовать.

Вот -вот , а хельга врет , что они что то восстанавливают.

107

#p226706,Прагматик написал(а):

Нормальный капиталист извлекает прибыль из своих долговременных вложений. Мародер - явление временное. Появляется в исключительные времена народного бедствия и отсутствия сильной государственной власти.

Вот только оно почему-то никуда не исчезло, во всех странах мира такие капиталисты есть, и единственный стимул, который может их остановить, — это только кнут. И никакие рыночные методы с этим явлением не справятся, потому что это именно они это явление порождают.

108

#p226707,The loyal liberal написал(а):

Вот -вот , а хельга врет , что они что то восстанавливают.

Слушай ее больше. Не зря же она топ-менеджер. Наблатыкалась болтать на бесконечных совещаниях.

109

#p226708,Олег Пермский написал(а):

Вот только оно почему-то никуда не исчезло, во всех странах мира такие капиталисты есть, и единственный стимул, который может их остановить, — это только кнут. И никакие рыночные методы с этим явлением не справятся, потому что это именно они это явление порождают.

Давай отдельную тему замутим, там и обсудим.

110

#p226697,Олег Пермский написал(а):

Сообщение от Andrew_Raev

    Да, с моего утверждения, что на Руси до XVI-XVII веков не было ни феодов, ни крепостных крестьян (даже одного из этих двух достаточно). Кстати, это мнение разделяют очень многие европейские историографы.
----------------------------------------------------------------------
Были крепостные. Именно при царе Алексее Михайловиче был введён запрет крепостным крестьянам уходить от помещика в Юрьев день.

Дык. Алексей Михайлович Романов стал царём в 1645 г, т.е. в середине XVII века. Но это уже ближе к концу закрепощения. Хотя ни на север, ни в Сибирь закрепощение так и не дошло. Да и 1645 год - это почти 8 веков после Рюрика.

111

Уже есть https://3a.bbok.ru/viewtopic.php?id=516

112

#p226713,Олег Пермский написал(а):

Уже есть Рынок всё разрулиит? Что будем есть?

Уже ответил.

113

#p226712,Andrew_Raev написал(а):

Сообщение от Олег Пермский

    Сообщение от Andrew_Raev

        Да, с моего утверждения, что на Руси до XVI-XVII веков не было ни феодов, ни крепостных крестьян (даже одного из этих двух достаточно). Кстати, это мнение разделяют очень многие европейские историографы.
    ----------------------------------------------------------------------
    Были крепостные. Именно при царе Алексее Михайловиче был введён запрет крепостным крестьянам уходить от помещика в Юрьев день.

Дык. Алексей Михайлович Романов стал царём в 1645 г, т.е. в середине XVII века. Но это уже ближе к концу закрепощения. Хотя ни на север, ни в Сибирь закрепощение так и не дошло. Да и 1645 год - это почти 8 веков после Рюрика.

Подпись автора

    Никогда не было, чтобы никак не было. Всегда как-нибудь да было.

И тем не менее, они были крепостными. Иван Грозный деревни с прикреплёнными к земле крестьянами боярам только так давал, а потом, у провинившихся забирал — как пришло, так и ушло.

Вот этот ролик мне понравился, потому что там очень понятно и последовательно описан механизм его появления, и дальнейшее его развития.
Так чётко нам его историю даже в школе не преподавали.

114

#p226709,Прагматик написал(а):

Сообщение от The loyal liberal

    Вот -вот , а хельга врет , что они что то восстанавливают.

Слушай ее больше. Не зря же она топ-менеджер. Наблатыкалась болтать на бесконечных совещаниях.

Насмотрелся я на подобных идиотов и идиоток.Цена им гривеник пучок.

115

#p226666,Прагматик написал(а):

Дадим слово Соловьеву. https://thelib.ru/books/solovev_s_m/ist … ead-4.html Сельское народонаселение в противоположность городскому вообще называется смердами; но мы имеем полное право разделять сельское народонаселение на свободное и несвободное, находящееся в частной собственности князя, бояр и других людей, ибо встречаем известия о селах с челядью, рабами; сказанное о положении наймитов и холопей в эпоху до смерти Ярослава I должно относиться и к описываемому времени; заметим только в Новгородской летописи выражение одерень в смысле полного холопа, что прежде выражалось словом обельный, обель...Мы знаем, что князья тяготились малочисленностию жителей в волостях своих и старались населять их, перезывая отовсюду народ; но, разумеется, одним из главных средств к населению было население пленниками и рабами купленными: так, князь Ярополк перевел народонаселение целого города (Друцка) из неприятельской волости в свою; в селах княжеских видим народонаселение из челяди, рабов.

И? C большим интересом увидел бы источник, где Соловьев "встречает известия о селах с челядью, рабами". Можете сказать, откуда он это взял?
Про то, что после похода в 1116 году Ярополк берет «на щит» Друцк, а потом строит для своих пленников, дома которых он сжег, город  - это Воскресенская летопись и Ипатьевская летопись.
Однако речь идет именно о городском населении, не о сельском. Это не редкое явление и впоследствии - Иван Третий, взяв Новгород переселил много новгородских купеческих семей в Ярославль и Нижний Новгород. Иван Четвертый, взяв Полоцк переселил много полоцких мастеровых в Москву и Казань.
Но вы то про рабов и сельское население говорите, я правильно понимаю?  Возвращаясь к Соловьеву, сами подумайте - нафига в деревне челядь? Зачем она там вообще нужна? Если только там не живет сам князь. Вот у князей Курбских в их Курбе, наверняка была челядь.

Отредактировано svis (21-03-2021 22:41:21)

116

#p226702,Прагматик написал(а):

Сообщение от Олег Пермский

    А разве халявщик не бывает капиталистом?

Нет. Нормальный капиталист - не халявщик.

117

#p226716,Олег Пермский написал(а):

И тем не менее, они были крепостными. Иван Грозный деревни с прикреплёнными к земле крестьянами боярам только так давал, а потом, у провинившихся забирал — как пришло, так и ушло.

Олег Пермский, можете назвать источник, где говорится о прикрепленных к земле крестьянах времен Ивана Грозного?
Вот Судебник Ивана Грозного 1550 года
Статья 88 - А крестианом откаэыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле  рубль и два алтына, а в лесех, где десять връст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три годы пожывет, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот.
Четко оговорены сроки возможного ежегодного ухода крестьян от помещика и ежегодный размер платы.
Там же кстати и о холопах
Статья 76 - а которые его дети а родились до холопства, а учнут жыти у много государя, или себе учнут жыти, то не холопы.
То есть если ребенок холопа родился до его холопства - то ребенок не холоп.
Статья 80 - А холопа рать полонит, а выбежит ис полону, и он слободен, а старому государю не холоп
Если холоп попадет в плен и сбежит из плена - он свободен.
Вот такие были интересные моменты в прошлом.

118

#p226723,svis написал(а):

Сообщение от Олег Пермский

    И тем не менее, они были крепостными. Иван Грозный деревни с прикреплёнными к земле крестьянами боярам только так давал, а потом, у провинившихся забирал — как пришло, так и ушло.

Олег Пермский, можете назвать источник, где говорится о прикрепленных к земле крестьянах времен Ивана Грозного?
Вот Судебник Ивана Грозного 1550 года
Статья 88 - А крестианом откаэыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле  рубль и два алтына, а в лесех, где десять връст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три годы пожывет, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот.
Четко оговорены сроки возможного ежегодного ухода крестьян от помещика и ежегодный размер платы.
Там же кстати и о холопах
Статья 76 - а которые его дети а родились до холопства, а учнут жыти у много государя, или себе учнут жыти, то не холопы.
То есть если ребенок холопа родился до его холопства - то ребенок не холоп.
Статья 80 - А холопа рать полонит, а выбежит ис полону, и он слободен, а старому государю не холоп
Если холоп попадет в плен и сбежит из плена - он свободен.
Вот такие были интересные моменты в прошлом.

Свис, когда был введён знаменитый Юрьев день, крестьяне до этого дня уже были крепостными, им просто было запрещено переходить от одного помещика к другому, и произошло это после Ивана Грозного.
Закрепление произошло ещё при Иване III. Об этом есть в ролике который я выставил, смотреть нужно примерно с 43-44 минуты и дальше.
И ещё крепостными были смерды — деревенские, а не холопы при дворе и не боевые холопы.

119

#p226721,тюбик написал(а):

Сообщение от Прагматик

    Сообщение от Олег Пермский

        А разве халявщик не бывает капиталистом?

    Нет. Нормальный капиталист - не халявщик.

У меня написано наоборот — халявщик, это всегда капиталист, а не капиталист всегда халявщик. Это не одно и тоже.

120

#p226738,Олег Пермский написал(а):

Свис, когда был введён знаменитый Юрьев день, крестьяне до этого дня уже были крепостными, им просто было запрещено переходить от одного помещика к другому, и произошло это после Ивана Грозного.
Закрепление произошло ещё при Иване III. Об этом есть в ролике который я выставил, смотреть нужно примерно с 43-44 минуты и дальше.
И ещё крепостными были смерды — деревенские, а не холопы при дворе и не боевые холопы.

Олег Пермский, да нет же.
Вот Судебник Ивана Третьего, 1497 года уже переведенный на современный русский язык.
57. О КРЕСТЬЯНСКОМ ОТКАЗЕ. А крестьянам отказываться из волости (в волость), из села в село в один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября). Дожитое за дворы (крестьяне пусть) платят в полях из расчета рубль за двор, а в лесах полтина (за двор). Если какой-либо крестьянин поживет за кем-нибудь год и уйдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) четверть двора; если поживет два года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) полдвора; если поживет три года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) три четверти двора; если поживет четыре года, то (пусть) он заплатит (пожитое) за весь двор.

http://his95.narod.ru/1497_1.htm
Как видите, от Судебника Ивана Грозного отличается только деталями.
Само понятие "крепость" в смысле прикрепление вечное крестьянина и его потомков к помещику появляется только в Уложении Алексея Михайловича Романова в 1648 году.
И Юрьев день опять в Судебнике 1497 года присутствует - он был и при Иване Третьем и при Иване Четвертом. Крестьянин, переходя к помещику, получал жилье и семена. Каждый год после сбора урожая у него появлялись средства (если год был урожайный конечно), поэтому и такое окно для ухода - неделя до Юрьева дня и неделя после.
А смерд и крестьянин - почти одно и то же. Только смерд  мог быть и язычником, а крестьянин - это христианин. Кстати турком в Османской империи  называли того же смерда только мусульманина. Но "смерд" как то плохо звучит - мне у одного историка попалось - турки это крестьяне-мусульмане. :rofl:

Отредактировано svis (21-03-2021 23:58:37)


Вы здесь » Запасной аэродром » История » Древняя Русь