#p227613,Прагматик написал(а):В 1193 г. князь Ростислав с черыми клобуками "ополонишася... скотом и коньми и челядью и колодник много изимаша". При этом "и добрыи мужи имаша и колодники и кони и скота и челяди и всякого полона 116 (ПСРЛ, т.II., стб. 677, 678.) В 1196г. этот же князь с черными клобуками "ополонившеся челядью и скотом"117.(там же, стб. 698)...
Б.Д. Греков писал, что "ополониться челядью не значит захватить только рабов. Захваченные в плен разные категории населения, однако, превращаются тем самым в челядь, где имеются рабы и нерабы. В этом утверждении есть две стороны. Верно, что в плен захватывались не только рабы. Но важнее то, что все полоняники становились челядью, т. е. холопами. Для летописца безразлично, кем был полоняник по своему происхождению - крестьянином ли, ремесленником ли, холопом ли, ведь полон есть полон, а полоняник - холоп (Фроянов. О рабстве, стр. 85) Л.В. Черепнин, развивая точку зрения Б.Д. Грекова, приводит ряд летописных текстов, в которых говорится об уводе в полон многих "людей" (например, под 1173 г. "възяша множъство сел за Кыевом с людьми и скоты и с коньми 129 (ПСРЛ, т.II., стб. 562; ср стб. 556 и др.). Термин "люди" многозначен. Им покрывались и свободные люди, и зависимые, а иногда и просто холопы. Наличие в Киевщине и Галиче городов с названием Полонный говорит о распространенности в Древней Руси поселений пленных-рабов. (Яковлев, стр. 300)
Здесь есть некоторое недопонимание того, что пишут историки. Для того, чтобы его развеять, обратимся к источникам, на которые они ссылаются.
В 1193 г. князь Ростислав с черыми клобуками "ополонишася... скотом и коньми и челядью и колодник много изимаша". При этом "и добрыи мужи имаша и колодники и кони и скота и челяди и всякого полона 116 (ПСРЛ, т.II., стб. 677, 678.) В 1196г. этот же князь с черными клобуками "ополонившеся челядью и скотом"117.(там же, стб. 698)...
1193 год - это из описания похода князя Ростислава с черными клобуками на половцев. Это был период постоянных русско-половецких войн.
За год до этого они сторожили их у Канева, как пишет летописец - стерегли русскую землю.
князь Святославъ со сватомъ своимъ с Рюрикомъ совокоупившеся и с братьею и стояша оу Канева все лето, стерегоучи земли Роуские, и тако сблюдше землю свою от поганыхъ, и разидошася во свояси
А вот более полная версия той цитаты
Ростислава брата своего . и тако совокоупившесѧ 24 с Чернъıмъ Клобоукомъ и ѣхаша изъездомъ 25 . и бъıша на Ивлѣ 26 на рѣцѣ на Половѣцкои В 27 . и тоу изьимаша 28 сторожа 29 Половѣцкъıӕ 30 . и вземше оу 31 ннхъ вѣсть. аже Половци дн҃ища 32 вдалѣе 33 лежать 34 и стада . по сеи сторонѣ Днѣпра по Роускои и ѣхаша чересъ 35 нощь . [II, 143] и оудариша на росвѣтѣ на нихъ и ѡполонишасѧ . Ростиславъ и Чернии Клобоуцѣ Г 36 . скотомъ и коньми 37 и челѧдью . и колодникъ много изимаша 38 . кнѧжичевъ их̑ и добръıи моужи имаша . и колодники и кони и скота и челѧди и всѧкого полона и 39 не бѣ числа Д и похваливше всимлс̑тваго Е
под 1173 г. "възяша множъство сел за Кыевом с людьми и скоты и с коньми 129
А здесь уже идет речь о набеге половцев на Русь. Более полный текст.
Тоя же зимы придоша Половци на Кыевьскую страну и взяша множьство селъ за Кыевомъ с людми и скоты и с коньми и поидоша со множествомъ полона в Половьце
Обратите внимание - здесь берут в плен не челядь, а людей.
И здесь половцы берут в плен христиан (или крестьян)
1179 - Придоша иноплеменьници на Роускоую землю…, Кончакъ с единомысленными своими, приехавше и к Переяславлю, много зла створи крестьяномъ, онихъ плениша, а ипыи избиша
Таким образом, летописцу не безразлично кого берут в плен в случае набега на русские земли и безразлично ("челядь" и есть "челядь"), если в плен попадают в результате походов на другие племена.
Свои "разведчики", чужие - "шпионы" это ж очевидно.
Позже допишу.
Отредактировано svis (26-03-2021 21:05:12)