#p230540,тюбик написал(а):ну не знаю .заботила ли мордвина Никона русская национальная исключительность .тут дело наверное больше в морально этическом плане .
пример таков .боярин Шереметьев со своим сыном сплавлялся по Волге и встали в устье реки Сундовик .призвали попа Аввакума чтоб он причастил сына шереметьевского .
Аввакум отказался какойже это грит сын это девица нарумяненая и пудрой присыпана .попа скинули с расшивы в реку .
Никону по -видимому такая аскетика была не нужна .западная вера была более весёлой.
Так вот ведь прямая речь Никона на Соборе 1655 года
"Я русский, сын русского, но мои убеждения и моя вера греческие".
С чем здесь полемика? А не более и не менее, чем со старой идеологией русского государства, которая сформировалась еще в 16м веке, задолго до Смуты. С "русской верой".
Считалось, что Византия согрешила и потому пала, что теперь русская земля, а не греческая является носителем истинной веры. В те времена похожие процессы были и в Англии и в Испании, так что такая точка сборки нации тогда - вполне нормальное явление.
"И прозовется страна та озаренною светом Россией, ибо Бог пожелал подобным благословением прославить Русскую землю, наполнить величием православия и сделать ее честнейшей из всех и выше всех прежних" (из признанной еретическим при Никоне "Повести о Новгородском белом клобуке")
Что происходит через сотню с лишним лет? Оказывается, что "русская вера" - неправильная, а правильная вера греческая. Об этом Никон и говорит.
Именно с этим и были несогласны старообрядцы. Все эти удивления о том, как это люди шли на костер из-за такой мелочи, как сложение пальцев при крещении - об этом сотни книг написано, но это либо углубление в мелкие детали, либо вообще увод в сторону. Люди шли на костер за ранее существовавшую национальную идею.
А в 1666 году судили уже самого Никона (и Аввакума уже до кучи). В то время уже существовало понятие "суверенитет", но и ранее я не припомню где-нибудь случаев, чтобы иностранные попы ( Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский вместе с Паисием Лигаридом) в столице вроде бы независимого государства судили местных попов и выносили вердикт, что последние - "достойны смерти" (про Аввакума со товарищи).
Позицию промолчавших тогда хорошо выразил чудовский архимандрит Иоаким, будущий Патриарх Московский:
Я не знаю ни старой веры, ни новой, но что велят начальницы, то я готов творить и слушать их во всем
Так что Хантингтон зря катит бочку на Петра Великого. В его реформах был конечно элемент вестернизации, но Петр был человек практический и интересовала его именно модернизация России. А вестернизация - это к Алексею Михайловичу.
Отредактировано svis (09-04-2021 22:29:39)