Нет, Воротынский - это совсем не тот случай. Во первых, он не был так популярен и влиятелен, как Иван Шуйский или Михайл Скопин-Шуйский. Сейчас из Воротынского делают великого полководца, но еще по мнению Скрынникова настоящим героем битвы при Молодях был воевода Дмитрий Хворостинин, он же и стал после нее известен и популярен в народе. Но "анкетные данные" Хворостинина подкачали - служил в опричине (опричники ведь - плохие), дожил до преклонных лет (на жертву не тянет) и умер "на пенсии" - для современной публицистики на исторические темы не подходит.
Ну это либо Скрынников пошутил, либо вы не поняли. Полковая роспись «берегового» полка князя Михаила Воротынского сохранилась. И она очень точная, численность полков указана местами с точностью до 1 человека, местами - до 5. Только казаки Мишки Черкашенина посчитаны не были. Полк князя Дмитрия Ивановича Хворостинина насчитывал 2040 человек. А всё войско, которым командовал Воротынский, - около 21 тысячи человек, в 10 раз больше. Хворостинин - герой конечно. Но он аналог не Сталина, не Жукова и даже не Конева. На уровне Черняховского или Лелюшенко.
"Уже под вечер, воспользовавшись тем, что враг сосредоточился на одной стороне холма и увлёкся атаками, Воротынский предпринял смелый манёвр. Дождавшись, когда главные силы крымцев и янычар втянутся в кровавую схватку за гуляй-город, он незаметно вывел большой полк из укрепления, провёл его лощиной и ударил в тыл крымцам. Одновременно, сопровождаемые мощными залпами пушек, из-за стен гуляй-города сделали вылазку и воины Хворостинина. Не выдержав двойного удара, крымцы и турки побежали, бросая оружие, обозы и имущество. Потери были огромны — погибли все семь тысяч янычар, большинство крымских мурз, а также сын, внук и зять самого Девлет-Гирея. Множество высших крымских сановников попало в плен."
Герой, конечно, но он выполнял приказ. Ну и напомню, что в битве при Молодях решалась не победа в войне, а вопрос о самом существовании русского государства. В биографии Ивана Шуйского или Михайла Скопина-Шуйского таких битв нет.
Воротынский был хорошим, крепким полководцем - но до славы Ивана Шуйского или Михаила Скопина-Шуйского ему было далеко.
Не знаю, мы тогда не жили. Но значение битвы при Молодях сопоставимо только со значением Куликовской или Бородинской битвы.
Был арестован в числе трех бояр, по доносу холопа - Иван Грозный в конце концов запретил эту практику - доносов холопов на господ. После смерти отца сын Воротынского был назначен воеводой в Муром - это означает, что сам князь Воротынский был реабилитирован либо перед смертью, либо после нее. Тогда было местничество и опальные рода несли коллективную ответственность.
Это дело тёмное.
А насчет табакерки - есть великое множество примеров, когда описывающие событие историки не обращают внимание общественности на очень важные детали. Это понятно, история ведь наука социальная и описание событий прошлого напрямую зависит от существующей идеологии. В случае с убийством Павла очень важная деталь - то, что его убийцы не были наказаны законным наследником. Более того, они ожидали награды и первые недели с гордостью рассказывали о деталях убийства императора. Так что - хвастаться тут перед Византией или нет - ответ на этот вопрос не такой уж однозначный.
Я Смутное время приводил в пример, а не рядовой дворцовый переворот.