Запасной аэродром

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Запасной аэродром » История » Гибель цивилизации


Гибель цивилизации

Сообщений 721 страница 750 из 2005

721

#p233779,Andrew_Raev написал(а):

Сообщение от тюбик

    можно ли вообще спастись ?

Раз Россия спаслась в 1612 году, значит можно.

Подпись автора

    Никогда не было, чтобы никак не было. Всегда как-нибудь да было.

как спастись двум обезьянкам на пеньке в наводнение ?

722

#p233783,тюбик написал(а):

как спастись двум обезьянкам на пеньке в наводнение ?

Кончай флудить. Это не по теме.

723

#p233786,Andrew_Raev написал(а):

Сообщение от тюбик

    как спастись двум обезьянкам на пеньке в наводнение ?

Кончай флудить. Это не по теме.

Подпись автора

    Никогда не было, чтобы никак не было. Всегда как-нибудь да было.

как раз по теме .подумай .

724

#p233752,Andrew_Raev написал(а):

Да со школы ещё помню. Но лучше замять этот вопрос, слишком много по нему взаимоисключающей информации. Вот например:
"Известия, полученные в русской столице о начале похода Девлет-Гирея, привели в действие московскую военную машину. 16 мая Иван Грозный выступил с опричным войском, насчитывавшим, по его словам, 6 тыс. воинов, на «берег». На наш взгляд, В.В. Каргалов, равно как и Р. Г. Скрынников, когда писали о том, что на берегах Оки развернулось всего лишь 6 тыс. русских воинов, серьезно ошибались, поскольку из контекста речи Ивана Грозного следует, что он имел в виду только «своих», т.е. опричное воинство, которое он сам вел к Серпухову."
https://history.wikireading.ru/242290
И тут же в Википедии можно прочитать, что русских было 35-40 тысяч. И ссылки на летописи, которым в вопросах о численности верить нельзя от слова абсолютно. Я ведь, говоря о битве при Молодях, не на летопись ссылаюсь, а на полковую роспись. Так же и Клим Жуков, когда говорит, что максимальная численность русского войска была во время похода на Полоцк и составляла 34 тысячи человек, тоже на полковую роспись ссылается. Полковая роспись 1571 года есть в природе?

Не вижу ни у Скрынникова ни у Пенского ничего, что может навести на мысль о том, что войско "не пришло". Скрынников пишет о том, что опричная часть войска не успела развернуться на Оке, Пенской о том что - опричники успели, просто Девлет Гирей их обошел. Пенской дополнительно приводит объяснения Ивана, где он обвиняет своих опричников не в том, что они не пришли или не успели развернуться, а в том, что они проглядели Девлет Гирея. Поэтому учитывая эти объяснения - Пенской вероятно ближе к истине. Причем речь идет только об опричной части войска и Скрынников и Пенской пишут, что земская часть успела выйти к Москве за день до татар.
Так что вопрос - откуда вообще взялся источник утверждения о том, что войско не захотело собраться по прежнему открыт. :suspicious:
То что полковая роспись 1572 года вообще сохранилась - редкая удача, причем Пенской доказывает, что это роспись была предварительной, то есть реально народа было больше. Строить какие либо заключения на том, что полковая роспись 1571 (ровно как и 1570 и 1573 и так далее) года не сохранилась - очевидно не стоит.

Думаю, это исторический анекдот. Войско в 40 тысяч всадников растягивается на 16 км минимум и над ним - столб пыли в 1 км высотой. Никакую заставу незаметно оно обойти не может.

Может Девлет и не обошел заставу, может просто уничтожил раньше, чем оттуда успели выслать гонца. История об этом умалчивает. В любом случае - решить проблему одной заставы, да еще и при наличии проводника Девлету было гораздо проще, чем решить проблему пяти застав.
А вот Кудеяр Тишенков и пять его безымянных коллег - вовсе не анекдот. Это не просто реальный человек, а прямо таки архетипический персонаж.
"Позовем крымского хана и будем пить баварское" - встречали таких? Интересно, много ли людей знают о Тишенкове и о том, чем закончился тогда такой порыв?
К вопросу о повторяемости. :suspicious: 

А это и не требуется. "Не пойду я к плохому царю, без меня справятся". А вот когда выяснилось, что не справились, пришлось идти.

Неизвестно, на чем это рассуждение основано. Если на школьном учебнике - то думаю вы согласитесь, там иногда полную хрень пишут.

Это было великолепно известно ещё в XIV веке. Ещё до Куликовской битвы Москву дважды осаждало войско ВКЛ, которое посильней татар было. Оба раза безуспешно. Оба раза москвичи сжигали посад ещё до приближения противника. То же сделали и крестоносцы в 1410 году при осаде Мариенбурга. Все дома на 100 метров от крепости разбираются, а оставшиеся поджигаются. То же самое надо было сделать и в 1571 году - посад сжечь, а войску стать на стенах Китай-города. И для этого была целая ночь. То что они этого не сделали, говорит о том, какой там был бардак. Кстати, литовцы Москву осыпали стрелами с горящей паклей, но зажечь так и не смогли. Стрела с паклей на излёте даже доску не пробьёт, а зажечь может только открытое сено (которого быть не должно).

У них был старший воевода -Бельский, другие воеводы. Не догадались. Да и Москва в 16м веке уже была большим городом, иностранцы писали - в два раза больше Флоренции или Праги, объём работ был велик.

Это опять цифры из летописи. Псков от Стефана Батория обороняли 5 тысяч стрельцов.

Нет это не из летописи, это расчеты Пенского. И войско в Новгороде - не для обороны. Это собиралась армия для похода на шведов.

Это понятно. Но с 1506 года по 1571г воевала же Русь на 3 фронта и выигрывала. А в 1571 г реальный фронт был один.

Здесь вот непонятно, какие 3 фронта имеются ввиду. Вообще то в 1521 году была ситуация даже хуже, чем в 1571. На Москву выступили Крым и Казань (тогда вассал Крыма) одновременно. Русское войско под командованием кстати тоже Бельского (другого) было разбито на Оке, у Коломны. Казанцы захватили Нижний Новгород соединились с крымцами и вышли к Москве. Ставка татар тогда тоже находилась на Воробьевых горах. Василий III признал себя вассалом Крымского ханства, был подписан соответствующий документ и татары, еще пограбив, ушли. Но через год Василий III заявил, что этот документ куда-то запропастился и поэтому он себя вассалом Крыма уже не признает. :D

Отредактировано svis (26-04-2021 12:52:39)

725

#p233760,Andrew_Raev написал(а):

Да читал я Карамзина, а некоторые места и по нескольку раз. Что-то не помню я у него одобрения крепостного права. Хотя и осудить его он не мог. Не революционер же он.

Еще студентом, помню смеялся с карамзинской "Марфы посадницы", где диких новгородцев просвещают о новом прогрессивном строе "самодержавии".
Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок, а нет порядка без власти самодержавной
Интересно только, где Карамзин нашел этот термин "самодержавие" во времена Марфы посадницы  :rolleyes:

А вот тирада Карамзина о пользе купли-продажи крепостных крестьян в рекруты.

Слыхали мы о дворянах-извергах, которые торговали людьми бесчеловечно: купив деревню, выбирали крестьян, годных в солдаты, и продавали их врознь. Положим, что такие звери были в наше время, — надлежало бы грозным Указом запретить сей промысел и сказать, что имение дворян, столь недостойных, будет отдаваемо в опеку. Губернаторы могли бы наблюдать за исполнением. Вместо сего, запрещают продажу и куплю рекрут. Дотоле лучшие земледельцы охотно трудились 10, 20 лет, чтобы скопить 700 или 800 рублей на покупку рекрута и тем сохранить целость семьи своей, — ныне отнято от них сильнейшее побуждение благодетельного трудолюбия, промышленности, жизни трезвой. На что богатство родителю, когда оно не спасет любезного его сына? Правда, винные откупщики радуются, но отцы семейств плачут. Для государства необходимы рекруты — лучше брата их из людей злосчастных, нежели счастливых, ибо судьба последних несравненно горестнее в солдатстве. Спрашиваю: крестьяне тирана-помещика, который, из жадности к золоту, мог бы продать их в рекруты, наслаждаются ли благоденствием от того, что сия продажа запрещена? Может быть, они сделались бы менее злополучны в полках! С другой стороны, небогатые владельцы лишились средства сбывать худых крестьян или дворовых людей с пользой для себя и для общества; ленивый, невоздержанный исправился бы в строгой шкале воинской; а работящий, трезвый, остался бы за сохою. Пример также имел бы спасительное действие: иной унялся бы от пьянства, зная, что господин может продать его в рекруты. Чем теперь владелец мелкопоместный, коему нет очереди рекрутской, устрашит крестьян распутных? Палкой? Изнурительным трудом? Не полезнее ли им страшиться палки в роте?

726

А вот рассуждения Карамзина о крепостном праве, вкупе с исторической справкой и тезисом о том, что крепостной крестьянин у хорошего барина счастливее крестьянина государственного

Царь Борис отнял первый у всех крестьян волю переходить с места на место, т. е. укрепил их за господами, — вот начало общего рабства. Сей устав изменялся, ограничивался, имел исключения и долгое время служил поводом к тяжбам, наконец, утвердился во всей силе — и древнее различие между крестьянами и холопями совершенно исчезло. Следует: 1) что нынешние господские крестьяне не были никогда владельцами, т. е. не имели собственной земли, которая есть законная, неотъемлемая собственность дворян. 2) Что крестьяне холопского происхождения — также законная собственность дворянская, и не могут быть освобождены лично без особенного некоторого удовлетворения помещикам. 3) Что одни вольные, Годуновым укрепленные за господами, земледельцы могут, по справедливости, требовать прежней свободы; но как — 4) мы не знаем ныне, которые из них происходят от холопей и которые от вольных людей, то законодателю предстоит немалая трудность в распутывании сего узла гордиева, если он не имеет смелости рассечь его, объявив, что все люди равно свободны: потомки военнопленных, купленных, законных невольников, и потомки крепостных земледельцев, — что первые освобождаются правом естественным так же, как вторые — правом монарха самодержавного отменять Уставы своих предшественников. Не вступая в дальнейший спор, скажем только, что в государственном общежитии право естественное уступает гражданскому, и что благоразумный самодержец отменяет единственно те Уставы, которые делаются вредными или недостаточными и могут быть заменены лучшими.

Что значит освободить у нас крестьян? Дать им волю жить, где угодно, отнять у господ всю власть над ними, подчинить их одной власти правительства. Хорошо. Но сии земледельцы не будут иметь земли, которая — в чем не может быть и спора — есть собственность дворянская. Они или останутся у помещиков, с условием платить им оброк, обрабатывать господские поля, доставлять хлеб куда надобно, одним словом, для них работать, как и прежде, — или, недовольные условиями, пойдут к другому, умереннейшему в требованиях, владельцу. В первом случае, надеясь на естественную любовь человека к родине, господа не предпишут ли им самых тягостных условий? Дотоле щадили они в крестьянах свою собственность, — тогда корыстолюбивые владельцы захотят взять с них все возможное для сил физических: напишут контракт, и земледельцы не исполнят его, — тяжбы, вечные тяжбы!.. Во втором случае, буде крестьянин ныне здесь, а завтра там, казна не потерпит ли убытка в сборе подушных денег и других податей? Не потерпит ли и земледелие? Не останутся ли многие поля не обработанными, многие житницы пустыми? Не вольные земледельцы, а дворяне наиболее снабжают у нас рынки хлебом. Иное зло: уже не завися от суда помещиков, решительного, безденежного, крестьяне начнут ссориться между собою и судиться в городе, — какое разорение!.. Освобожденные от надзора господ, имевших собственную земскую исправу, или полицию, гораздо деятельнейшую всех земских судов, станут пьянствовать, злодействовать, — какая богатая жатва для кабаков и мздоимных исправников, но как худо для нравов и государственной безопасности! Одним словом, теперь дворяне, рассеянные по всему государству, содействуют монарху в хранении тишины и благоустройства: отняв у них сию власть блюстительную, он, как Атлас, возьмет себе Россию на рамена — удержит ли?.. Падение страшно. Первая обязанность государя есть блюсти внутреннюю и внешнюю целость государства; благотворить состояниям и лицам есть уже вторая. Он желает сделать земледельцев счастливее свободою; но ежели сия свобода вредна для государства? И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам, откупщикам и судьям бессовестным? Нет сомнения, что крестьяне благоразумного помещика, который довольствуется умеренным оброком или десятиною пашни на тягло, счастливее казенных, имея в нем бдительного попечителя и заступника. Не лучше ли под рукою взять меры для обуздания господ жестоких? Они известны начальникам губерний. Ежели последние верно исполнят свою должность, то первых скоро не увидим; а ежели не будет в России умных и честных губернаторов, то не будет благоденствия и для поселян вольных. Не знаю, хорошо ли сделал Годунов, отняв у крестьян свободу (ибо тогдашние обстоятельства не совершенно известны), но знаю, что теперь им неудобно возвратить оную. Тогда они имели навык людей вольных — ныне имеют навык рабов. Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, для которой надобно готовить человека исправлением нравственным, а система наших винных откупов и страшные успехи пьянства служат ли к тому спасительным приготовлением? В заключение скажем доброму монарху: «Государь! История не упрекнет тебя злом, которое прежде тебя существовало (положим, что неволя крестьян и есть решительное зло), — но ты будешь ответствовать Богу, совести и потомству за всякое вредное следствие твоих собственных Уставов».
Не осуждаю Александрова закона, дающего право селениям откупаться от господ с их согласия; но многие ли столь богаты? Многие ли захотят отдать последнее за вольность? Крестьяне человеколюбивых владельцев довольны своею участью; крестьяне худых — бедны: то и другое мешает успеху сего закона.

Ну хоть за людей считает. Уже прогресс.  :suspicious:

Отредактировано svis (26-04-2021 00:56:05)

727

#p233760,Andrew_Raev написал(а):

Я бы сказал, что 14-й век. Но спорить не буду, иначе мы зароемся безнадёжно. Ибо никакого определения того, что такое "точка сборки русских как суперэтноса", у нас нет.

Я здесь на ветке о древней Руси уже приводил совпадающие признаки национального государства раннего Нового времени для России, Англии и Испании в 16м веке.

728

#p233765,Andrew_Raev написал(а):

Кстати, а чего это мы СССР обходим? Там тоже падение морали было ужасающим. Практически все его бывшие руководители гибелью СССР просто гордятся.

Я уже по этому поводу высказывался о причинах - инверсия этики советской элиты ( уровня номенклатуры отделов ЦК, думаю)
Вы говорите о повторяющихся процессах - я тут начал об архетипах.
Помните - Кудеяр Тишенков "Позовем хана крымского будем пить баварское"  (мое) :rolleyes:
Что о чудесах изворотливости партийных бонз, особенно ответственных за идеологию, то ближайший аналог - вера и один такой архетипический пример я уже приводил в связи с Расколом - будущий Патриарх Московский Иоаким в 17 веке : Не знаю ни старой веры, ни новой веры – а что начальники велят, то и буду творить

Но вообще - повторяющиеся процессы - это плохо. Это означает что уроки истории не выучены. А история - она сама по себе не учительница, она только наказывать может.
Вот эти вот  повторяющиеся процессы - "День сурка" и есть наказание, если я правильно понимаю.

Отредактировано svis (26-04-2021 02:16:50)

729

#p233779,Andrew_Raev написал(а):

Раз Россия спаслась в 1612 году, значит можно.

В Смутное время (1611 год) у Новгорода в Швеции был представитель - Степан Иголкин. Вообще в Новгороде стоял шведский оккупационный гарнизон и шведы думали, что c Новгородом делать дальше. Шведский король пригласил Степана Иголкина и предложил Новгороду стать частью Шведского королевства. Степан посовещался с новгородцами и дал ответ на предложение короля от имени Новгорода. Каков конкретно был ответ - об этом история умалчивает. Шведы пишут только, что ответ Степана был "возмутителен".
Интересно, что бы ответили сейчас новгородцы на предложение стать частью Швеции?  :suspicious:

Отредактировано svis (26-04-2021 02:36:46)

730

#p233811,svis написал(а):

Ну хоть за людей считает. Уже прогресс.

А что вы такое цитируете? Явно же не "Историю государства российского"?(а другого у него я не читал). Надо ли судить об историке по его публицистике?
Виноват, "Бедную Лизу" видел в театре.

Отредактировано Andrew_Raev (26-04-2021 14:36:19)

731

#p233814,svis написал(а):

Но вообще - повторяющиеся процессы - это плохо. Это означает что уроки истории не выучены. А история - она сама по себе не учительница, она только наказывать может.

Чтобы стать учительницей, надо для начала перестать быть "продажной девкой империализма". А также социализма и прочих измов.
Кстати, марксово "верхи не могут, низы не хотят" в рассматриваемом нами случае не годится. Внешняя орда не интересуется мнениями тех и других.

732

#p233850,Andrew_Raev написал(а):

А что вы такое цитируете? Явно же не "Историю государства российского"?(а другого у него я не читал). Надо ли судить об историке по его публицистике?
Виноват, "Бедную Лизу" видел в театре

Классифицировать науки можно конечно по разному. Но явно, история - не такая точная наука, как математика, где 2+2 всегда равно 4. Даже в военное время.  :suspicious:
И не такая эмпирическая наука, как физика, где критерий истины - результат эксперимента. И если гамма кванты у вас рассеиваются, так они и будут рассеиваться, что хотите с ними делайте.
Да, это публицистика Карамзина, которая показывает его взгляды, на социальные отношения в обществе. Надо ли доказывать, что историк - это не физик или математик и его оценки событий, отстаиваемые им гипотезы и даже набор фактов, которые он приводит (а еще более показательно - которые не приводит) зависят от таких его взглядов?
По моему, это очевидно. Как очевидно и то, что и крепостное право и много другое произошедшее ранее  с нами оказало влияние на нашу нынешнюю мораль.

733

#p233851,Andrew_Raev написал(а):

Чтобы стать учительницей, надо для начала перестать быть "продажной девкой империализма". А также социализма и прочих измов.
Кстати, марксово "верхи не могут, низы не хотят" в рассматриваемом нами случае не годится. Внешняя орда не интересуется мнениями тех и других.

Замечание Ключевского, которое я тут употребил, как раз о том, что история наказывает вне зависимости от "-измов".
Чтобы избежать наказания надо ее понять.

734

#p233854,svis написал(а):

... как очевидно и то, что и крепостное право и много другое произошедшее ранее  с нами оказало влияние на нашу нынешнюю мораль.

Засомневалась про связь крепостного права с нынешней моралью. Хотелось бы ярких примеров.
И немножко конкретики. - С какого времени, Вы считаете, нынешняя мораль становится нынешней?

735

#p233858,Лиза написал(а):

С какого времени, Вы считаете, нынешняя мораль становится нынешней?

Нынешняя мораль - это "здесь и сейчас". Она не приходит ниоткуда, меняются только внешние обстоятельства. И хотя молодым всегда кажется, что их родители безнадежно устарели, но с возрастом это обычно проходит. Что-то я тут пустился совсем уж в философию, признаю. Становится непонятно. Надо ли вообще об этом?
Гораций еще до нашей эры написал свои стих "Лови момент", который потом перевела куча поэтов и который вполне по теме гибели цивилизаций.

Вот Фет
Не спрашивай; грешно, о Левконоя, знать,
Какой тебе и мне судили боги дать
Конец. Терпи и жди! не знай халдейских бредней.
Дано ли много зим, иль с этою последней,
Шумящей по волнам Тиррены, смолкнешь ты,
Пей, очищай вино и умеряй мечты....
Пока мы говорим, уходит время злое:
Лови текущий день, не веря в остальное.

А вот Блок, например
Милая дева, зачем тебе знать, что жизнь нам готовит,
Мы, Левконоя, богов оскорбляем страстью познанья.
Пусть халдеи одни ум изощряют в гаданьи,
Мы же будем довольны нашим нынешним счастьем.
Дева! узнать не стремись, когда перестанет Юпитер
Скалы у брега крошить волнами Тирренского моря.
Будь разумна, вино очищай для верного друга;
Что в напрасных сомненьях жизнь проводить молодую?
Век завистливый быстро умчится среди рассуждений,
Ты же светлое время лови, - от мглы удаляйся.

И современных вариантов текста тоже полно.

736

#p233809,svis написал(а):

Еще студентом, помню смеялся с карамзинской "Марфы посадницы", где диких новгородцев просвещают о новом прогрессивном строе "самодержавии".
Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок, а нет порядка без власти самодержавной
Интересно только, где Карамзин нашел этот термин "самодержавие" во времена Марфы посадницы

К Марфе Борецкой отношение у меня сложное, скорее неприязненное. Кстати, Новгород - самостоятельная цивилизация, просуществовавшая 6 веков. Так что обсудить её бесславную гибель - как раз по теме. Известно об этом немного, но и того, что известно, достаточно чтобы предположить, что во второй половине XV века это была олигархия в последней стадии вырождения. То что посадницей новгородцы выбрали богатейшую из бояр - это ладно. Но я не готов предположить, что она была круглой дурой. И тем не менее во главе войска она ставит своего малолетнего сынка Дмитрия Борецкого. Во-первых это просто неприлично, поскольку неженатый молодой человек в то время взрослым не считался. Во-вторых это глупо до крайности, поскольку он в военном деле понимать ничего не мог. Вот Пенской описывает карьеру военачальников русского войска в XVI веке. И описание это - некраткое. Долго выискивать не буду, возьму первого: "первым в нашем списке будет сам Большой Шереметев. Безусловно, он был опытным военачальником с хорошим, как бы сейчас сказали, послужным списком. Впервые на страницах разрядных книг его имя появляется в 1540 г., когда он был воеводой в Муроме. В следующем году он был 2‑м воеводой сторожевого полка, что был поставлен во Владимире на случай прихода казанских татар. В последующие годы он медленно продвигался вверх по служебной лестнице, последовательно занимая должности 2‑го воеводы сторожевого полка, 1‑го воеводы передового полка, воеводы передового полка судовой рати. В 1548 г., после возвращения из неудачного похода на Казань, Шереметев был пожалован в окольничие – примечательный факт, говорящий сам за себя. Во время неудачной попытки взять Казань зимой 1550 г. Шереметев был ранен, за что был пожалован царем в бояре и в конце того же года включен в состав «лутчих слуг 1000 человек».
В последующие годы Большой Шереметев принял активное участие в заключительном акте Казанской драмы, выполняя ряд военно-дипломатических поручений, а в походе 1552 г. занимал должность 2‑го дворового воеводы. В конце 1553 г. он был послан «на луговую сторону и на арские места воевать, которые где не прямят государю» в качестве 1‑го воеводы передового полка. Поход увенчался успехом, и за эту победу большой воевода большого полка князь С.И. Микулинской-Пунков и И.В. Большой Шереметев получили одинаковую награду – «по золотому корабленому». Остальные же воеводы получили по «по золотому угорскому» – награду меньшего достоинства."

Итак, местничество-местничеством, но чтобы оказаться во главе не самого большого, но всё-таки самостоятельного войска, Шереметев 15 лет прослужил на не самых высоких должностях, постепенно делая карьеру. Невозможно представить, чтобы он стал во главе всего войска уже в 1540 году. А вот Дмитрий Борецкий стал. Что означает, что либо Марфа Борецкая полная дура, либо она больше не может верить никому, кроме как своему сыну. Оба варианта говорят о крайнем вырождении.
Ну а битва на Шелони вообще легендарна. Московским авангардом командует тверской(!) князь Холмский, прославленный военачальник. Т.е. Иван III не боялся ничего. Не то что от бояр, он от князя старых врагов не ждёт измены. Авангард идёт изгоном, чтобы успеть заступить псковское войско. И до некоторой степени разбредается, поскольку жрать-то всё одно надо. Когда Холмский встречает новгородцев, у него только 4 тысячи всадников. А новгородцев - 24 тысячи, в 6 раз больше! Что военная наука того времени рекомендует при таком соотношении сил? - Спасаться бегством. Да и эти псковичи, они Холмскому кто такие, чтобы из-за них идти на смертельный риск? Тут проявление духа самого высокого. Москвичи форсируют Шелонь (опять смертельно опасный маневр) и атакуют. Через полчаса новгородское войско (после удара засадной татарской тысячи) обращается в паническое бегство, потеряв 12 тысяч только убитыми. И уж больше Новгород против Москвы выйти в поле не решится никогда.
Вот так вот мораль влияет на боеспособность.

737

#p233858,Лиза написал(а):

Сообщение от svis

    ... как очевидно и то, что и крепостное право и много другое произошедшее ранее  с нами оказало влияние на нашу нынешнюю мораль.
---------------------------------------------------------------------------------
Засомневалась про связь крепостного права с нынешней моралью. Хотелось бы ярких примеров.
И немножко конкретики. - С какого времени, Вы считаете, нынешняя мораль становится нынешней?

Лиза, мы совсем недавно, в 1990-е годы, прошли через полное крушение морали. Сейчас, 20 лет спустя, идёт процесс становления морали. Мораль меняется каждый год.

738

#p233815,svis написал(а):

Сообщение от Andrew_Raev

    Раз Россия спаслась в 1612 году, значит можно.

В Смутное время (1611 год) у Новгорода в Швеции был представитель - Степан Иголкин. Вообще в Новгороде стоял шведский оккупационный гарнизон и шведы думали, что c Новгородом делать дальше. Шведский король пригласил Степана Иголкина и предложил Новгороду стать частью Шведского королевства. Степан посовещался с новгородцами и дал ответ на предложение короля от имени Новгорода. Каков конкретно был ответ - об этом история умалчивает. Шведы пишут только, что ответ Степана был "возмутителен".
Интересно, что бы ответили сейчас новгородцы на предложение стать частью Швеции?  :suspicious:

В 90-е согласились бы. А сейчас уже предсказать не могу.

739

#p233864,Andrew_Raev написал(а):

К Марфе Борецкой отношение у меня сложное, скорее неприязненное. Кстати, Новгород - самостоятельная цивилизация, просуществовавшая 6 веков. Так что обсудить её бесславную гибель - как раз по теме.

Я бы не рассматривал  Новгород, как самостоятельную цивилизацию, отдельно от русской - не вижу никаких причин.
Сильные региональные особенности - да. На Шелони со стороны Новгорода были люди совсем без боевого опыта, пусть такая разница в численности не смущает. Новгород уже давно к тому времени не вкладывался ни в строительство крепостей, ни в военные походы. Только торговля. Оставались еще начальные школы со времен Ярослава Мудрого, но поскольку Иван Третий вече разогнал, то и школы тоже накрылись, содержать стало некому.  На  Стоглавом соборе постановили было принять меры против безграмотности, но потом стало не до этого.

740

#p233807,svis написал(а):

Здесь вот непонятно, какие 3 фронта имеются ввиду.

Казань, Астрахань, Крым. Да и ногаи - непонятно кто.

741

#p233880,svis написал(а):

Я бы не рассматривал  Новгород, как самостоятельную цивилизацию, отдельно от русской - не вижу никаких причин.
Сильные региональные особенности - да.

Это нерешаемый вопрос. Можно обобщать до человечества. Тогда ни одного примера гибели цивилизации вообще не будет. Можно конкретизировать до любого государства. Тогда будет тьма примеров, и все разные.

На Шелони со стороны Новгорода были люди совсем без боевого опыта, пусть такая разница в численности не смущает.

Т.е. то, что ими командовал тинейджер - совсем не важно? И это не пример аморальности?

Новгород уже давно к тому времени не вкладывался ни в строительство крепостей, ни в военные походы. Только торговля.

А Рим между нашествиями готов и вандалов даже крепостные стены умудрился не починить. Сходства не видите?

Оставались еще начальные школы со времен Ярослава Мудрого, но поскольку Иван Третий вече разогнал, то и школы тоже накрылись, содержать стало некому.  На  Стоглавом соборе постановили было принять меры против безграмотности, но потом стало не до этого.

Это уже описание агонии.

Отредактировано Andrew_Raev (26-04-2021 20:04:12)

742

#p233894,Andrew_Raev написал(а):

Это нерешаемый вопрос. Можно обобщать до человечества. Тогда ни одного примера гибели цивилизации вообще не будет. Можно конкретизировать до любого государства. Тогда будет тьма примеров, и все разные.

А какие у вас доводы в пользу того, чтобы выделять Новгород в отдельную цивилизацию?

743

#p233886,Andrew_Raev написал(а):

Казань, Астрахань, Крым. Да и ногаи - непонятно кто.

Так я привел пример, когда в том же веке война с Крымом и Казанью одновременно привела к признанию отцом Ивана Грозного своего вассалитета перед Крымом.
Это - максимум на что мог рассчитывать Девлет Гирей в принципе.

Отредактировано svis (26-04-2021 20:23:42)

744

#p233902,svis написал(а):

Сообщение от Andrew_Raev

    Это нерешаемый вопрос. Можно обобщать до человечества. Тогда ни одного примера гибели цивилизации вообще не будет. Можно конкретизировать до любого государства. Тогда будет тьма примеров, и все разные.

А какие у вас доводы в пользу того, чтобы выделять Новгород в отдельную цивилизацию?

иваны его впрягли в московскую телегу .а так бы инфицировался бы западом  и жидовством

745

#p233902,svis написал(а):

Сообщение от Andrew_Raev

    Это нерешаемый вопрос. Можно обобщать до человечества. Тогда ни одного примера гибели цивилизации вообще не будет. Можно конкретизировать до любого государства. Тогда будет тьма примеров, и все разные.
-------------------------------------------------------------------------------
А какие у вас доводы в пользу того, чтобы выделять Новгород в отдельную цивилизацию?

Это - как договоримся. Всё диктуется соображениями удобства. Это даже в физике. Сохраняются не только mv и mv**2, а и все их комбинации. Однако физик, если он не Пуанкаре, об этом даже и не думает. У Новгорода есть его "лица необщее выраженье", которое он упорно восстанавливает на протяжении 6 веков, несмотря ни на каких князей и ни на какие обстоятельства. А потом однажды перестаёт. Но он не один такой. Есть ещё Венеция или Генуя. Стоит ли их выделять в отдельную цивилизацию? - А кто ж его знает. А Ганзейский союз? С порога я бы ничего не отвергал. Или интересна ли нам история возвышения и гибели Речи Посполитой? Ту же Западную Европу единой цивилизацией 1000 лет никто не считал. Но появился глобалистский проект - ЕС - и теперь вдруг всем так очевидно, что это единая цивилизация, что иное и обсуждать не смей.

746

#p233905,svis написал(а):

Сообщение от Andrew_Raev

    Казань, Астрахань, Крым. Да и ногаи - непонятно кто.

Так я привел пример, когда в том же веке война с Крымом и Казанью одновременно привела к признанию отцом Ивана Грозного своего вассалитета перед Крымом.
Это - максимум на что мог рассчитывать Девлет Гирей в принципе.

Это ваша гипотеза. В летописях написано, что он рассчитывал ещё на Казань и на Астрахань. Ну, и так усилившись, и на реальный вассалитет впридачу.

747

#p233925,Andrew_Raev написал(а):

У Новгорода есть его "лица необщее выраженье", которое он упорно восстанавливает на протяжении 6 веков, несмотря ни на каких князей и ни на какие обстоятельства. А потом однажды перестаёт. Но он не один такой

Да, Новгород не один такой, кто стремился к независимости от сюзерена. Есть еще Псков, например, который веками стремился получить независимость от Новгорода. Его тоже в отдельную цивилизацию? Стремление наших людей придумывать по каждому поводу свой велосипед  известно, но зачем? Есть много определений локальной цивилизации, начиная с Тойнби. А не нравится Тойнби и более поздние определения, можно посмотреть у Шпенглера с Данилевским.
Какой практический смысл в еще одной новой классификации?
Чтобы увидеть параллели с Византей и Римом? Да, есть параллели, согласен. Правда, что сейчас является аналогом крепостных стен - я сказать затрудняюсь.

Отредактировано svis (26-04-2021 23:03:01)

748

#p233927,Andrew_Raev написал(а):

Это ваша гипотеза. В летописях написано, что он рассчитывал ещё на Казань и на Астрахань. Ну, и так усилившись, и на реальный вассалитет впридачу.

Почему только моя? Вот и Пенской о том же пишет, по моему это достаточно очевидно, чтобы не быть гипотезой.
Даже потеря недавно завоеванных Казани и Астрахани лучше, чем потеря суверенитета, тоже, кстати, всего 100 лет назад завоеванного.
Но и то и другое - вовсе не потеря государственности.

749

#p233938,svis написал(а):

Сообщение от Andrew_Raev

    Это ваша гипотеза. В летописях написано, что он рассчитывал ещё на Казань и на Астрахань. Ну, и так усилившись, и на реальный вассалитет впридачу.

Почему только моя? Вот и Пенской о том же пишет, по моему это достаточно очевидно, чтобы не быть гипотезой.

110 страниц пока. Я по диагонали не читаю.

Даже потеря недавно завоеванных Казани и Астрахани лучше, чем потеря суверенитета, тоже, кстати, всего 100 лет назад завоеванного.
Но и то и другое - вовсе не потеря государственности.

"Лучше быть здоровым, но богатым, чем бедным, но больным". Не было бы 1571 года, вопрос даже и не встал бы.
А в том, что не надо было лезть в Ливонию, не прикончив Гирея, я с вами согласен.

750

#p233940,Andrew_Raev написал(а):

Сообщение от svis

    Сообщение от Andrew_Raev

        Это ваша гипотеза. В летописях написано, что он рассчитывал ещё на Казань и на Астрахань. Ну, и так усилившись, и на реальный вассалитет впридачу.

    Почему только моя? Вот и Пенской о том же пишет, по моему это достаточно очевидно, чтобы не быть гипотезой.

110 страниц пока. Я по диагонали не читаю.

    Даже потеря недавно завоеванных Казани и Астрахани лучше, чем потеря суверенитета, тоже, кстати, всего 100 лет назад завоеванного.
    Но и то и другое - вовсе не потеря государственности.

"Лучше быть здоровым, но богатым, чем бедным, но больным". Не было бы 1571 года, вопрос даже и не встал бы.
А в том, что не надо было лезть в Ливонию, не прикончив Гирея, я с вами согласен.

Подпись автора

    Никогда не было, чтобы никак не было. Всегда как-нибудь да было.

Не устроил бы опричнину,не вырезал бы ливонские города , как урод , глядишь , что то бы получилось.


Вы здесь » Запасной аэродром » История » Гибель цивилизации