#p282250,тюбик написал(а):вот пыжиков толковал что к революции подвела ситуация вечного в России противостояния двух сил прозападной и своей доморощенной раскольничьей .
Почитал и Пыжикова и его критиков вот здесь
https://starove.ru/izbran/o-roli-staroo … 1917-goda/
Согласен с комментарием Александра Шишкина к выступлению Пыжикова - концепция интересная, но ключевые пункты не соответствуют действительности, история пролетает мимо.
1. Не был тождественен Раскол Реформации, ничего похожего.
2. Не было никакой гражданской войны между соседями староверами и соседямин никонианами, весь террор шел сверху, от власти.
3. Общинный капитализм староверов, который обнаружил Николай Первый не был плох, он был не похож на западноевропейский, а больше похож
на японские дзабайцу, прообразы "Хонд" и "Сони", но раз он был не похож на западноевропейский - значит это плохо и с ним стали бороться.
4. Россия не могла быть никакой моноконфессиональной страной, с давних времен это многоконфессиональная страна.
5. К началу 20 века капиталисты-староверы не составляли большинства российских капиталистов. Интересы старообрядчества не сводились к борьбе банков, бирж и так далее, посколько подавляющее большинство их было крестьянами, ремесленниками, военными.
6. При Александре Третьем влияние старообрядцев вовсе не усилилось. Победоносцев разрешил похоронить казака-старообрядца, погибщего при покушении на Александра Второго по старому обряду только после личного обращения уже уходящего Лорес-Меликова новому царю.
Протекционизм Александра Третьего был выгоден всем местным капиталистам.
7. Старообрядцы были недовольны существующем положением дел перед революцией, да. Но все были были недовольны, решительно все социальные группы.
8. Ну а поиск криптостарообрядцев среди большевиков - это вообще нечто.
Пыжикову по сути возразить нечего, он там отвечает невпопад.
Относительно того, кому это выгодно, понравился комментарий Максима Соколова здесь
https://um.plus/2017/02/19/starovery/
В перечне объяснений 1917 года Соколов не упоминает правда то, на что обращал внимание еще Макс Вебер в 1906 году, современный для начала 20 века капитализм, совершенно не прельщал крестьян, вчерашних общинников.
Здесь и то, что Вебер всегда у нас был не в почете, его еще Ленин не любил, и то, что признание и осознание цивилизационного разрыва между
Россией и Западной Европой для многих у нас просто невозможно и немыслимо.
Люди любят простые и приятные для них объяснения. И хотя доказать участие криптостарообрядцев в революции гораздо сложнее, чем скажем участие вполне явных евреев, но современной пропаганде, как мы видим, никакие доказательства вообще не нужны, это пережиток прошлого.
Важнее вера, совсем как в Средневековье.
Отредактировано svis (06-12-2021 09:44:18)