#p256781,svis написал(а):Пути "из варяг в греки" по Днепру на самом деле не было, он существует только на страницах ПВЛ. Посольство русов из Бертинских анналов делало крюк из Константинополя через Германию, потому что прямой путь - слишком опасен. И это ведь только посольство, что говорить о купцах с товарами? Константин Багрянородный тоже называет путь русов по Днепру трудным, страшным и опасным. Это же утверждение - о том что путь по Днепру слишком опасен я как-то нашел в западной хронике, какой сейчас не помню. Торговля между Русью и Византией безусловно была, однако ее объёмы были далеки от торговли с арабами по Волге и вообще далеки от приписываемых. Она одна далеко не могла прокормить русов. Поэтому, кстати Станислав и пошел в Болгарию - чтобы оседлать торговый путь по Дунаю, который вполне мог заменить русам прервавшийся торговый путь по Волге. Путь по Днепру это сделать не мог в силу очень небольшого торгового трафика. Каждый переход по этому пути был подвигом.
Отредактировано svis (Вчера 16:46:17)
Существуют торговые договора между русью и Византией, это означает что торговля была, причем многолетняя. А.Толочко предположил, что этот путь во многом как раз и возник как альтернатива заглохшей торговле из варяг в персы.
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tse … ov-tom-4/1
В лето от Воплощения Господня7 839-е. [Усобица между франкским императором Людовиком I Благочестивым и его сыном Людовиком8. Скандальное обращение в иудейство некоего диакона Бодона, близкого к императорскому семейству. Наводнение во Фризии. Посольство к Людовику I от короля англов9 с просьбой разрешить ему проезд через державу франков в Рим для молитвы за себя и своих подданных, пораженных устрашающим видением некоему священнику; следует описание видения, изложенного в особом послании короля.] Прибыли также греческие послы, направленные императором Феофилом (Theophilus)10, а именно халкидонский (Chalcedonensis)11 митрополит (metropolitanus episcopus)12 Феодосий (Theodosius) и спафарий (spatarius)13 Феофан (Theophanus), которые, наряду с дарами, достойными императора, доставили послание; император с почестями принял их в 15-й день июньских календ14 в Ингельхайме (Ingulenheim)15. Их посольство имело целью подтверждение мирного договора и вечной дружбы и любви между обоими императорами, а также их подданными. Кроме того, с благодарением и ликованием о Господе он (Феофил. – Сост.) сообщал о победах, одержанных им с небесной помощью в войне против внешних врагов16, и предлагал императору и всем его подданным, проявив дружеское расположение, вознести за это благодарность Подателю всех побед. С ними (послами. – Сост.) он прислал еще неких [людей], утверждавших, что они, то есть народ (gens) их, называются рос17 (Rhos)18 и что король (rex) их, именуемый хаканом (chacanus)19, направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы20. В упомянутом послании он (Феофил. – Сост.) просил, чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться21, так как путь, которым они прибыли к нему в Константинополь (Constantinopolis), пролегал по землям варварских (barbarus) и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов22, и он не желал, чтобы они возвращались этим путем, дабы не подверглись при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав [цель] их прибытия, император (Людовик. – Сост.) узнал, что они из народа свеев (Sueones)23, и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями или нет. Об этом он через упомянутых послов, а также через [собственное] послание не замедлил сообщить Феофилу, равно как и о том, что из любви к нему принял их ласково и что, если они окажутся достойными доверия, он отпустит их, предоставив возможность безопасного возвращения на родину и помощь; если же нет, то с нашими послами отправит их пред его очи, дабы тот сам решил, как с ними следует поступить24. [Примирение императора Людовика со старшим сыном Лотарем25. Переговоры с сыном Людовиком26. Поход в Аквитанию и присяга аквитанцев младшему сыну Людовика Благочестивого Карлу27.]
Интересная деталь: росы происходят из народа свеев и эти люди в Ингельхайме скорее разведчики, а не послы, они на самом деле возвращаются на свою историческую родину не потому что не могут вернуться тем же путем, что и прибыли в Константинополь, а делают крюк по Европе, чтобы разведать что там и как.
Отредактировано Прагматик (29-08-2021 08:10:41)