Ситуация вокруг Украины будет иметь долгосрочные последствия для рынков сырьевых товаров, энергетической политики и энергетического перехода - считают (https://www.woodmac.…mmodities/) в WoodMackenzie.
Зависимость мира от России по некоторым товарам трудно переоценить – от газа, угля, нефти, железной руды, алюминия, металлов платиновой группы и цинка до меди, свинца, нефтехимии и удобрений.
Импорт трубопроводного газа из России обеспечивает 38% спроса ЕС. Если ЕС сегодня введет санкции, остановившие потоки российского газа, то страны ЕС смогут пережить эту зиму, но с трудом смогут накопить запасы газа на следующую. Цены будут расти. Промышленность будет остановлена. Инфляция пойдет по спирали. Аналитики полагают, что европейский энергетический кризис спровоцирует глобальную рецессию.
Если до этого дойдёт, то необходимость замены российского угля приведет к ценовому шоку на мировых рынках и дефициту угля в ЕС. На российский уголь приходится 30% европейского импорта металлургического угля и более 60% энергетического. Основной проблемой при замещении экспорта российского угля в Европе является его зависимость от российского угля определенного качества.
На угольную генерацию приходится около 14% всей выработки в Европе. Влияние на европейские энергетические рынки дефицита российского угля будет не таким значительным, как газа, но Европа, возможно, не сможет положиться на угольные электростанции, чтобы компенсировать потери газовой генерации.
Аналитики не ожидают, что Россия сократит экспорт нефти в ответ на санкции, но предполагают что возможность отключения от SWIFT и другой платежной инфраструктуры в долларах может вызвать временные проблемы с расчётами. Отмечается, что у России есть альтернативные способы оплаты, но переход может временно нарушить экспорт.
Отказа от российского экспорта нефтепродуктов не ожидают. Российское дизельное топливо/газойль имеет большее значение для Европы, так как регион импортирует более 8% потребления из России. Мазут продаётся по всему миру и часто потребляются НПЗ на побережье Мексиканского залива США и в качестве бункерного топлива для коммерческого судоходства в Азии.
Любые ограничения возможности российских металлургов импортировать сырье или экспортировать готовую продукцию из России могут обернуться серьезными последствиями.
Нефтехимия: на долю России приходится немногим менее 16% всего европейского нефтехимического производства, при этом ее доля в полиэтиленовой цепочке самая высокая. Это делает Россию важным, но не критическим участником отрасли.
Как итог, экономика России находится в лучшем положении, чтобы противостоять санкциям, чем в 2014 году. Конфликт больше всего наносит удар по экономике Украины. Если будет затронуты энергетические потоки, глобальные последствия могут быть серьезными. Ни Россия, ни западные союзники не захотят нарушать потоки, но этого нельзя исключать.