#p351475,Media написал(а):Сообщение от Элипс
ну что ты опять свистишь то? Полностью разрушено около 15% жилых домов...
ну так что такое "Русский мир"?
Настырный и ленивый.
Русский мир — культурно-цивилизационная, геополитическая и религиозная[1] концепция. Не имеет юридического определения[2] и однозначного толкования, разные авторы подразумевают под «русским миром» интеграционный проект, диаспоральную стратегию, цивилизационный центр, «русскую идею», политическую технологию, идеологию или что-либо ещё.[3]
С начала 2000‑х годов концепт «Русского мира» был задействован правительством Российской Федерации в качестве внешнеполитической доктрины[4]. За пределами России он часто ассоциируется с её внешнеполитическими действиями[5].
Базовыми составляющими Русского мира считаются Россия и русское зарубежье[6].
Генезис концепции
Концепция «русского мира» имеет давние исторические корни[5]. В средневековых источниках она определяла цивилизацию Древней Руси[7][8][9]. В значительной степени исторической доминантой в формировании русского мира как цивилизации являлись духовно-нравственные основы Русской православной церкви[10][8].
Самое ранее употребление термина «русский мир» сохранилось в памятнике древнерусской литературы «Слово на обновление Десятинной церкви» (XI век) при восхвалении великим князем Киевским Изяславом Ярославичем подвига Святого Климента Римского[7]: «…не только в Риме, но и повсюду: и в Херсоне и ещё в русском мире»[11]. При этом речь там шла о догосударственном периоде в истории восточного славянства[12].
После Монгольского нашествия 1237—1240 годов на протяжении двух столетий Русь была разделена. Южный регион Западной Руси (территории нынешней Украины) вошёл в состав Польши, северный (территории нынешней Белоруссии) в союзе с балтийскими землями сформировал Великое княжество Литовское (позднее территории Западной Руси были объединены в Речи Посполитой), а северо-восточная часть Руси (часть нынешней России) оставалась под монголо-татарским игом, освободившись от него только в 1480 году. В результате русский мир как цивилизация претерпел этническую и языковую дифференциацию[13]:
русские (великороссы) / русский язык
украинцы (малороссы) / украинский язык
белорусы / белорусский язык
1990-е — 2000-е годы
С начала 1990-х годов русский мир часто трактуется как культурно-историческая идея международного, межгосударственного и межконтинентального сообщества[14], направленная на объединение разобщённых русскоязычных соотечественников[15].
По мнению большинства исследователей в современный научный и политический оборот понятие «русский мир» введено в 1993—1997 годах П. Г. Щедровицким и Е. В. Островским[15][16][17][18]. Однако сам Щедровицкий не претендует на это первенство[19]. По его мнению, русский мир сложился «в XX веке под воздействием тектонических исторических сдвигов, мировых войн и революций на планете» и ныне является сетевой структурой больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке[20][21].
Первоначальная формулировка концепции как явления исключительно культурной сферы, относящейся к «мягкой силе» и влиянию русскоязычной диаспоры в зарубежных странах, была расширена в процессе дискуссии политологов до определений геоэкономического характера, относящихся к «русскому миру» как к объективно существующему пространству, тяготеющему к России и, также, как к территории, для которой оправдана ирридента этнических русских, с целью построения их национального государства.
К началу 2000-х годов часть исследователей считала, что эта концепция отражает геополитическую и социокультурную реальность (некоторые из них считали, что «русский мир» расколот и фрагментарен), существовала и другая, довольно распространённая точка зрения, согласно которой в реальности «русский мир» является химерой, его структурировать невозможно[21].
Внедрением концепции в России в это время занимался Владислав Сурков:
Что есть Русский Мир? Эта идея, я её когда-то ввёл в структуру государственной политики, когда мы меняли идеологические даты: отменили день празднования социалистической революции и ввели День народного единства. В России ведь не было ни одного праздника, связанного с событиями до Революции. Этот день стал днём русского национализма по сути своей. Была такая задача: как сказать об Империи, о нашем желании расширяться, но при этом не оскорбить слух мирового сообщества[22][23].
По мнению британского еженедельника «The Economist»[24]:
«Русский мир» в прошлом был неясным историческим термином, означавшим славянскую цивилизацию, основанную на общей этничности, религии и историческом наследии. Путинский режим возродил эту идею и ввел в обиход пропаганды в опошленном виде смеси антизападного мракобесия, православной догмы, национализма, теории заговора и полицейского государства сталинского типа.
Оригинальный текст (англ.)[показать]
Русское зарубежье
Основные статьи: Русская диаспора и Русский ирредентизм
Ряд исследователей[25][26] относит русское зарубежье к введённому Роджерсом Брубейкером[en] этнополитологическому понятию — «диаспоры катаклизма», которые, в отличие от трудовых диаспор, возникли вследствие войн, дезинтеграции, распада империй и других негативных процессов[27]. Согласно Брубейкеру русских, проживающих на постсоветском пространстве, следовало бы называть не термином «диаспора», а термином «ирредента» (часть народа, находящийся под чужим владычеством). В отличие от диаспоры, члены которой рассеяны по территории удалённых от их исторической родины государств, члены ирреденты, как правило компактно проживают в государствах, граничащих с их исторической родиной. Например, перед Второй мировой войной так проживали фольксдойче в Чехословакии (Судетская область) и Польше (Силезия, Польский коридор)[28]. С русским зарубежьем, главным образом, это произошло в результате Гражданской войны 1917—1923 годов (белая эмиграция) и распада СССР в 1991 году. В первом случае люди вынуждены были покинуть свою родину, где в советское время они считались «недругами советского народа и государства»[6]. Во втором случае часть русского (или русскоязычного, более 25 млн человек[29][30]) населения вопреки своей воле оказалось за пределами России в результате изменения границ и продолжает оставаться в получивших независимость государствах постсоветского пространства[31], некогда являвшихся частью исторического российского государства[32][33]. С начала 2000-х годов взаимодействие с соотечественниками за рубежом является составной частью внешней политики Российской Федерации[34].
См. также