Разбираемся, почему авиация РФ по прошествии пяти месяцев войны по-прежнему не чувствует себя уверенно в небе над Украиной, хотя о завоевании господства в воздухе заявлялось буквально в первые дни после начала вторжения.
Читать полностью:
https://news.zerkalo.io/cellar/18468.html?c"]
Что случилось
17 июля в районе Алчевска на территории самопровозглашенной ЛНР потерпел крушение российский истребитель-бомбардировщик Су-34М — это последняя версия основного самолета этого класса в воздушно-космических силах России.
Согласно сообщениям некоторых российских телеграм-каналов, самолет был сбит по ошибке дружественным огнем — ПВО России якобы пыталась сбить реактивные снаряды системы HIMARS, которыми украинцы за последние недели уничтожили десятки складов с боеприпасами. Наиболее авторитетный блог Oryx, фиксирующий потери сторон в российско-украинской войне, также подтвердил крушение самолета — согласно информации ресурса, это единственный Су-34М, уничтоженный в Украине.
19 июля в Сети распространилось видео, на котором видно падающий самолет, объятый пламенем, — предположительно, это самый современный серийный российский истребитель Су-35С. О потере этого борта написали и некоторые российские каналы — причем, опять-таки, допустили возможность сбития самолета из собственного ПВО, пытающегося перехватить украинские ракеты. Авторы Oryx зафиксировали уничтожение самолета, однако указали, что это мог быть и Су-35, и Су-30СМ, и Су-34 (все эти самолеты сделаны на базе истребителя Су-27 и несколько похожи, особенно с дальнего расстояния). Версию, что был сбит Су-35С, официальные лица России не стали ни подтверждать, ни опровергать.
Первый несокрушительный удар
Теоретически именно воздушно-космические силы являлись на 24 февраля наиболее боеспособной частью российской армии. С 2015 года Россия вела боевые действия в Сирии, действуя по преимуществу авиацией. Правда, опыт летчики ВКС получали довольно специфический — у их противников не было ничего, хотя бы отдаленно напоминающего современное ПВО, как и боевой авиации.
В основном сирийская война для пилотов России сводилась к бомбардировкам и ракетным ударам по противникам, которые могли ответить разве что из пулеметов, малокалиберной артиллерии и переносных зенитно-ракетных комплексов. Потери несли в основном штурмовики Су-25 и вертолеты — они обычно летают и воюют на низких высотах, на которых уязвимы для ПЗРК.
В первые дни войны российские ВКС были задействованы в нанесении так называемого МРАУ — массивного ракетно-авиационного удара. Это достаточно типичная тактика в современной войне. Нападающая сторона скрытно или не очень концентрирует свою авиацию сравнительно недалеко от границ государства, на которое хочет напасть. В заранее определенный момент по разведанным объектам выпускаются десятки и сотни ракет, в том числе и с самолетов.
Первые удары приходятся по центрам управления, радиолокационным станциям, комплексам ПВО, складам боеприпасов, нефтебазам, расположению наиболее боеспособных войск противника.
Истребители атакующей стороны расчищают небо от самолетов противника, успевших подняться в воздух. Когда основные системы ПВО подавлены, в бой идет ударная авиация — бомбардировщики, штурмовики, даже ударные вертолеты и боевые беспилотники. Позади истребителей и бомбардировщиков висят «летающие радары» — самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, обеспечивая ситуационную осведомленность и обнаруживая новые цели, которые затем уничтожаются.
Если все проходит по плану, в течение нескольких часов или дней непрерывного воздушного наступления организованная оборона противника или перестает существовать, или оказывается крайне ослабленной. После этого можно или навязывать ошеломленному обороняющемуся условия капитуляции, или наступать наземными войсками, окружая и принуждая к сдаче разрозненные, потерявшие связь между собой части армии противника.
В 5 утра 24 февраля 2022 года российская авиация вместе с ракетными войсками начала войну именно так. Системы ПВО, аэродромы, радиолокационные станции, склады и нефтебазы Украины подверглись массированным ракетным ударам. Наиболее известными ракетами России стали «Калибры», запускаемые с кораблей и подводных лодок, и «Искандеры» наземного базирования, летевшие в том числе из Беларуси. Однако ВКС также выпустили множество других ракет, включая противорадиолокационные Х-31 — чтобы ослепить украинскую ПВО.
Особо можно отметить вертолетный десант на Гостомель: взлетев из Беларуси, российские Ми-8 с десантниками под прикрытием ударных Ми-24/35 и Ка-52 долетели до аэропорта Антонов под Киевом, высадились там и попытались быстро взять объект под контроль, после чего завязались бои.
Вероятно, готовился значительно более крупный десант под Киевом: во всяком случае, рейд на Гостомель явно имел целью захват объекта, на который можно было бы затем сажать военно-транспортные самолеты с войсками и бронетехникой. Украинской стороной сообщалось о вылете из Пскова сразу 18 Ил-76 с десантом, которые могли высадиться в Гостомеле, но так и не сделали этого.
Долететь, десантироваться с вертолетов и на время занять аэродром российским военным удалось, но ни один транспортник в Гостомеле так и не сел. В июне в сети появились фото, на которых видны Ил-76, которые якобы должны были везти десант на Киев, но подтвердить или опровергнуть эту версию пока невозможно. В любом случае, высадка с вертолетов на гостомельский аэропорт хоть и не привела к полному разгрому десанта, но и не позволила добиться никаких успехов — если не считать за достижение уничтожение самого большого самолета в мире Ан-225.
МРАУ российской армии, как известно, не удался. Какое-то количество украинской авиации определенно удалось уничтожить, в том числе на аэродромах — но о полном истреблении речи не было. В некоторых случаях российские ракеты попадали по стоящим на аэродромах «кладбищам самолетов» — стоявшим на земле бортам, которые давным-давно списаны (как фронтовые бомбардировщики Су-24 в Беларуси, до сих пор стоящие на аэродроме 61-й ИАБ в Барановичах). Например, «прилет» по аэродрому в Ивано-Франковске поразил именно такие МиГ-29, которые в любом случае не поднялись бы в воздух. Секретом такие «кладбища» ни для кого быть не могут, самолеты стоят там годами, для их «разведки» достаточно посмотреть, например, на соответствующий район в Google Maps или Google Earth.
Возможно, в прямом бою Су-35С России при равной выучке пилотов намного превосходит основательно устаревшие истребители Украины — так, украинский пилот «Джус» рассказывал, что противостоять Су-35 на МиГ-29 очень тяжело из-за более продвинутых ракет и радаров российского истребителя. Однако, чтобы захватить господство в воздухе, мало сбить авиацию — нужно еще подавить ПВО. В противном случае даже сравнительно слабые военно-воздушные силы могут действовать из-под «зонтика» своей противовоздушной обороны, в зону действия которой вражеская авиация просто не рискнет войти.
Не сумев ликвидировать авиацию Украины одним внезапным сокрушительным ударом, российские военные только 6 марта заявили о ее практически полном уничтожении. А 25 марта рассказали об этом еще раз. Правда, когда 1 апреля украинские вертолеты нанесли удар по нефтебазе в Белгороде, ВКС никак им не помешали.
Удалось ли подавить украинскую ПВО?
Нет, хотя россияне несколько раз заявляли об обратном.
Говоря об украинской ПВО, обычно вспоминают переносные комплексы, в первую очередь, «Стингеры». Однако такие системы не составляют и не могут составлять основу серьезной противовоздушной обороны. Они способны сбивать противника на сравнительно небольшой высоте — до 5 000 метров.
Соответственно, все истребители и бомбардировщики, летающие выше, могут чувствовать себя в безопасности и наносить удары по позициям противника. Настоящую опасность для авиации России представляла ПВО среднего и дальнего радиуса действия — зенитно-ракетные комплексы «Бук-М1» и С-300. Их подавление было одной из главных задач российской армии, справившись с которым, ВКС России захватили бы полное господство в воздухе.
На начало войны Украина располагала довольно значительным количеством С-300 — ежегодный бюллетень с обзором армий стран мира Military Balance в 2021 году оценивал количество пусковых установок С-300 в 250 штук, а «Буков» — в 72. Однако все эти системы достались Украине от СССР и весьма устарели за 30 лет. Так же количество полностью исправных систем наверняка было меньше, чем 250. Российское военное командование оценивало реальное число боеготовых ЗРК на 24 февраля 2022 года в 180 единиц.
Однако для подавления ПВО не нужно уничтожать каждую пусковую. Дивизион С-300, например, включает в себя 12 пусковых установок, но всего одну радиолокационную станцию (РЛС) и одну машину управления. Уничтожение как первого, так и второго, делает дивизион практически небоеспособным — ракеты становится просто невозможно наводить на цель. Для подобного и требуются противорадиолокационные боеприпасы, которые в ходе первого удара активно использовала Россия. В первый же день Минобороны РФ было заявлено об уничтожении 18 РЛС украинских С-300 и «Буков» — этого, очевидно, оказалось достаточно, чтобы доложить о том, что ПВО Украины подавлена.
После этого, казалось бы, российской авиации остается только подняться на недосягаемые для ПЗРК высоты и бомбить неподавленные военные объекты. 28 февраля МО РФ заявило, что господство в воздухе над всей Украиной завоевано. Однако и в конце февраля, и в начале марта никаких признаков усиления активности ВКС над Украиной не последовало.
1 марта российская армия потеряла первый истребитель-бомбардировщик Су-34. А 5 марта стал черным днем для авиации России: в Николаевской области был сбит многоцелевой истребитель Су-30СМ, над Черниговом — Су-34, а в Куликовском районе Черниговской области — еще один такой же самолет.
Все эти машины, в отличие от штурмовиков, могут наносить эффективные удары со средних высот, недоступных для «Стингеров». Тем не менее, «подавленная» ПВО Украины исправно сбивала их. Оказалось, что ни в первый, ни в последующие дни противовоздушная оборона ВСУ не была уничтожена (хотя очевидно понесла какие-то потери).
Впоследствии стали доступны и видео с камер беспилотников «Байрактар», один из которых 15 марта корректировал огонь украинской артиллерии по аэродрому в Чернобаевке, где было потеряно много российской техники. 25 марта, в день, когда Минобороны РФ вновь рассказало об уничтожении авиации и ПВО Украины, ведомство предоставило статистику: согласно ей, из 180 ЗРК С-300 и «Бук-М1», имевшихся у Украины, уничтожено 148, то есть осталось 32.
В дальнейшем оборонное ведомство постоянно рапортовало об уничтожении пусковых установок этих комплексов. Мы изучили все сводки с 25 марта по 23 июля — за это время российские военные успели насчитать примерно 100 уничтоженных пусковых установок. Учитывая, что из-за рубежа Украине ЗРК С-300 поставляла только Словакия (у которой имелся всего один такой комплекс), у Украины довольно давно должно быть отрицательное количество пусковых, и никакой ПВО страна иметь не должна. Впрочем, как и авиации, и многих других вооружений, уничтоженных, согласно сводкам МО РФ, более чем на 100 процентов.
Как ведет себя российская авиация сейчас?
Уже несколько месяцев ВКС России используют, насколько можно понять, три основные тактики. Первая — запуск различных ракет с очень дальней дистанции по стационарным объектам: заводам, мостам, зданиям в городах и тому подобным сооружениям, чье расположение хорошо известно. Так разрушили ракетой Х-22 торговый центр в Кременчуге, так запускали крылатые ракеты Х-101 по Одессе, так выпустили противокорабельную ракету Х-35, которая упала 7 апреля в Столинском районе Брестской области Беларуси.
Проект «Беларускі Гаюн» опубликовал в июне перехват переговоров, предположительно, российских летчиков, пускавших ракеты с территории Беларуси — на этом видео, помимо прочего, есть визуализация их тактики ведения войны (в воздушное пространство Украины самолеты не заходят).
Вторая тактика ВКС — атака обычными свободнопадающими бомбами. Такими разрушали завод «Азовсталь» в осажденном Мариуполе. Теоретически, на российских самолетах может стоять прицельная система «Гефест», позволяющая рассчитывать, куда примерно упадет боеприпас. На практике это может работать лишь с небольших высот, когда время полета невелико (после сбрасывания бомба в полете не корректируется).
Учитывая, что ПВО средней и большой дальности Украины уничтожить так и не удалось, то бросать бомбы без риска быть сбитым можно только взлетев как можно выше (тот же «Бук» достает ракетами цели на высоте более 20 километров). Поэтому практически это могло работать только в Мариуполе — городе, находящемся к моменту штурма «Азовстали» в глубоком тылу, где никакой украинской ПВО не было. На Донбассе или под Херсоном это не сработает — правда, подобным образом российские самолеты отбомбились по острову Змеиному уже после эвакуации оттуда своих войск.
Наконец, третья тактика — полеты вертолетов и штурмовиков Су-25 на малых и сверхмалых высотах. Так как чем выше поднимается самолет, тем уязвимее он для ПВО, российские пилоты стараются летать над самой землей, скрываясь от зенитчиков за рельефом местности. Правда, на небольшой высоте самолет или вертолет уязвим для ПЗРК (и даже для противотанкового комплекса «Стугна», которым украинцы сбили новейший вертолет Ка-52). Однако если быстро прилететь и быстро улететь, можно попробовать избежать попадания зенитной или противотанковой ракеты. Или вообще не заходить в зону поражения ПЗРК, стреляя с так называемого кабрирования.
Его суть заключается в том, что в полете вертолет или штурмовик резко задирает нос и выпускает сразу несколько неуправляемых ракет (НАР), как правило, 80-миллиметровых С-8. Снаряды уходят в небо по дуге, что позволяет им пролететь большее расстояние и дать возможность летчику не беспокоиться о переносных зенитных комплексах противника.
Проблема такой стрельбы в том, что о какой-то точности огня можно забыть в принципе — самолет или вертолет бьет НАР-ами куда-то в сторону позиций противника, и шанс, что он накроет цель, не очень высок. Фактически, летательный аппарат превращается в очень маломощную (из-за малого калибра ракет) и очень дорогую (учитывая расход топлива) РСЗО. Насколько велико рассеивание снарядов при стрельбе с кабрирования, можно посмотреть на этом видео, снятом через тепловизор.
Все вышеперечисленные тактики практически никак не помогают авиации эффективно поддерживать свои войска на линии фронта и реализовать огромное превосходство российских ВКС в численности современных машин.
Ситуацию могли бы исправить дешевые управляемые боеприпасы вроде небольших противотанковых ракет (как у «Байрактара») или корректируемых авиабомб (американцы делают такие, устанавливая на обычные бомбы комплект оборудования JDAM, значительно повышающий точность, в России корректируемые бомбы КАБ-500 есть, но их очевидно мало).
Подобные виды вооружений у России есть, но, похоже, в единичных количествах, и применяются очень редко — как, например, ракеты «Изделие 305». Кроме того, для поражения цели с большой высоты нужно хорошо видеть ее издалека — значит, на самолеты нужно ставить особые контейнеры обнаружения и целеуказания, а их тоже нет. Поэтому воевать, не заходя в зону действия ПВО, российская авиация может в основном крылатыми ракетами. А это значит, что бить истребители и бомбардировщики способны практически только по стационарным объектам.
А, пытаясь подавить ПВО, ВКС России сталкиваются с той же проблемой — чем по ней бить? «Бук-М1» имеет гусеничное шасси и достаточно мобилен, крылатой ракетой за сотни километров его не поразишь. Если подлететь настолько близко, чтобы разглядеть украинский ЗРК, существует огромный риск получить зенитную ракету раньше, чем куда-либо выстрелишь. Потому сейчас номинально сильная авиация России далека от полноценного господства в воздухе — так как подавить украинскую ПВО, несмотря на все заявления, так и не получилось. В результате тактика российских наземных войск практически стала идентична таковой во время Первой мировой войны: подтянуть побольше артиллерии, создав подавляющее численное превосходство, и постараться задавить украинские войска огнем.
https://news.zerkalo.io/cellar/18468.html