Запасной аэродром

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Запасной аэродром » Народные » С днем рождения Владимир Ильич.


С днем рождения Владимир Ильич.

Сообщений 91 страница 112 из 112

91

#p348504,The loyal liberal написал(а):

Совсем рехнулся колбасник.  А кто новые города , заводы и электростанции строил? Вот ведь патентованый долбо@б.

Старый пропойца с больной головой!
Прекрати свои тупые истерики. Ничего ни нового, ни интересного кроме потоков дерьма от тебя всё равно не будет. Напрасно тратишь свои силы.

92

#p348498,Lapsha написал(а):

Это была и не община, и не свободные землепашцы. Столыпин попытался сломать ошмётки этого наследия укрупнением единоличных землевладельцев с личной ответственностью за всё.
И именно из-за этой системы "ни рыба, ни мясо" в России после отмены крепостного права голод стал случаться намного чаще, чем при крепостном праве. Но из сельского общества можно было свободно выйти, а вот с баблом за землю (свой пай) или нет - зависело от волостного начальства.

Если бы это Столыпину удалось, то за короткое время половина крестьян умерла бы с голода, потому что они потеряли бы отрубную землю, которую скупили бы помещики и кулаки. А так как крупные хозяйства более высокопроизводительны, то на деревне остались бы лишние люди, которые не были бы нужны, в том числе и в городе. Там не было столько рабочих мест.
Крестьяне это чувствовали, и поэтому сопротивлялись этому, потому что хотели жить. Эта реформа по настоящему людоедская, в Англии в результате огораживания, что-то порядка 100 тыс. выгнанных земли крестьян были за бродяжничество повешены. Они нигде и никому не были нужны.

93

#p348511,Lapsha написал(а):

Сообщение от The loyal liberal

    Совсем рехнулся колбасник.  А кто новые города , заводы и электростанции строил? Вот ведь патентованый долбо@б.

Старый пропойца с больной головой!
Прекрати свои тупые истерики. Ничего ни нового, ни интересного кроме потоков дерьма от тебя всё равно не будет. Напрасно тратишь свои силы.

  Колбасник , прекращай выкладывать свои дебильные фантазии о том, чего ты не знаешь.:)

94

#p348516,Олег Пермский написал(а):

Если бы это Столыпину удалось, то за короткое время половина крестьян умерла бы с голода, потому что они потеряли бы отрубную землю, которую скупили бы помещики и кулаки. А так как крупные хозяйства более высокопроизводительны, то на деревне остались бы лишние люди, которые не были бы нужны, в том числе и в городе. Там не было столько рабочих мест.

Это очередные ленинские глупости, от которых советская "историческая наука" не смела отступить ни на шаг в своих оценках.
К тому же реформы Столыпина - отнюдь не только аграрные реформы.

#p348516,Олег Пермский написал(а):

Крестьяне это чувствовали, и поэтому сопротивлялись этому, потому что хотели жить.

Крестьяне в России всегда сопротивляются любым переменам, идущим от властей. Поскольку горький опыт их веками учил, что от таких перемен их жизнь неизбежно ухудшится.

95

#p348517,The loyal liberal написал(а):

Колбасник , прекращай выкладывать свои дебильные фантазии о том, чего ты не знаешь.

Ты-то, старый дурак, возразить не можешь ничем предметным, поскольку всё что ты умеешь - копипастить чужое. Собственной головой ты пользоваться не обучен. Кроме как заливать в нее самогон.

96

#p348549,Lapsha написал(а):

Сообщение от The loyal liberal

    Колбасник , прекращай выкладывать свои дебильные фантазии о том, чего ты не знаешь.

Ты-то, старый дурак, возразить не можешь ничем предметным, поскольку всё что ты умеешь - копипастить чужое. Собственной головой ты пользоваться не обучен. Кроме как заливать в нее самогон.

Тебе . баран колбасный был дан один и неоспоримый факт , а ты все за свою выдуманную херню упираешься. Пшол на херЪ.

97

Фанатизм - страшная сила.

98

99

#p347800,Олег Пермский написал(а):

Строки-то не придуманы. Полоска, полоса, это и есть тот участок, который крестьянин получал от общины. Полосу пахать легче, потому что плуг разворачивать часто не нужно.

Да так оно. Бабушка рассказывала, как деда ругала (пока молчит - можно ругать) за то, что он спускает соседу (по земле), что тот пару пластов от дедова участка припахивает (типа): "Смотри по ржи - опять припахал от нашего участка - рожь намного выше." Дело в том, что у деда было 4 лошади и коровы, а у соседа только корова (навоза на землю нет). А дед на такие мелочи внимания не обращал: "Да пусть... У него 4 девки...".
Э-э-... Основной доход от торговли. Дед обозы сколачивал, с подрядами договаривался, и зимой пколесил по России от Питера до Свердловска. А весной прибыль с артелью делили: человек - пай, лошадь - пай, старший - 2 пая, помощник старшего - 1 пай. Вот у него и получалось 5-6 паев, да еще свои товары (деревенские, купленные им) с округи вывозили  в города.
Да, убили его в 1930-м в 70 лет, когда где-то в 15 км от деревни возвращающийся весной обоз в засаду банды попал. Прорвались, один дед погиб. Бабушка с мамой (5-6 лет) одни остались.

Отредактировано vv9m83 (18-05-2022 00:03:04)

100

#p347815,Lapsha написал(а):

Я говорил о пользовании крестьянами землей после 1917-го. А тогда никаких общин уже не было. И земли распределяли комбеды, т.е. государство.
Да и при царе крестьянским общинам пришел кирдык после отмены крепостного права. Но и тогда общинная земля принадлежала помещику, а не общине.

Что за ерунда. У нас не было помещиков в округе - государственные крестьяне. Комбеды после 17-го стали и до того, как колхозы организовали - были. Основа комбеда - фронтовики, которые вернулись, а хозяйство - нищее по каким-то причинам стало. Комбеды - способ хозяйствования, а не власти. Комбед даже при колхозе сначала у нас сохранялся. Ну а общину заменили сельсоветом - он стал ту же роль играть в деревне.
Э-э-... Бабушка в колхоз так и не вступила, а кусок (пай) земли за ней числился до 60-х. Я в школе учился, когда из района приехали документы оформить, что она землю отдает. Бабушке сказали, чтобы она крестик поставила (неграмотная), а отец около крестиков расписывался. Вроде бы вопрос с этой землей выплыл, когда ей колхозную пенсию оформлять стали (то бишь уже после 61 г - 6 руб сначала была пенсия колхозная).
Кстати, председателем колхоза (до его смерти уже после ВОВ) был выбран дедов заместитель по этим зимним обозам (тоже кулак, но молодой - дома стояли в деревне рядом на "выселках" - 6 домов отдельно на конце деревни). "Выселки" - это старые семью с молодыми разделились на два хозяйства.

Отредактировано vv9m83 (18-05-2022 00:33:07)

101

#p348516,Олег Пермский написал(а):

Если бы это Столыпину удалось, то за короткое время половина крестьян умерла бы с голода, потому что они потеряли бы отрубную землю, которую скупили бы помещики и кулаки. А так как крупные хозяйства более высокопроизводительны, то на деревне остались бы лишние люди, которые не были бы нужны, в том числе и в городе. Там не было столько рабочих мест.
Крестьяне это чувствовали, и поэтому сопротивлялись этому, потому что хотели жить. Эта реформа по настоящему людоедская, в Англии в результате огораживания, что-то порядка 100 тыс. выгнанных земли крестьян были за бродяжничество повешены. Они нигде и никому не были нужны.

Точно. Особо губительно это было бы в центральных губерниях, где земли не было. Та же тамбовщина. Расчет был, что "лишние" в Сибирь выселятся, но отъезд плоховато проходил - не столько, сколько отселять нужно было бы, да и 10-15% возвращались.
Земли сколько-то еще были в Поволжье у крупных помещиков ( https://cyberleninka.ru/article/n/cotsi … h-v/viewer ), да латифундии на Украине.

102

#p348660,vv9m83 написал(а):

Комбеды - способ хозяйствования, а не власти.

Комите́т бедноты (комбе́д) — орган Советской власти в сельской местности в годы «военного коммунизма», созданный декретами ВЦИКа от 11 июня и Совнаркома от 6 августа 1918 года.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Комбед

103

#p348666,Lapsha написал(а):

https://ru.wikipedia.org/wiki/Комбед

Да по фигу. Как Советы были еще в 1905-м, без всякой советской власти, так и комбеды тоже. Большевики идеи хорошие на лету подхватывали, если это не противоречило целям. Был период, когда советы, комбеды, колхозы и единоличники своими интересами сталкивались .....

104

#p348665,vv9m83 написал(а):

Точно. Особо губительно это было бы в центральных губерниях, где земли не было. Та же тамбовщина. Расчет был, что "лишние" в Сибирь выселятся, но отъезд плоховато проходил - не столько, сколько отселять нужно было бы, да и 10-15% возвращались.
Земли сколько-то еще были в Поволжье у крупных помещиков ( https://cyberleninka.ru/article/n/cotsi … h-v/viewer ), да латифундии на Украине.

Даже в Сибири земли было в одиночку не поднять, опять же нужна община. Пришёл крестьянин в тайгу (а там вполне могли быть наследственные охотничьи угодья, вспоминаем роман «Строговы»), начинает всей семьёй рубить и корчевать лес, к осени управляются... а когда избу ставить и продовольствие на зиму готовить? Зимой без жилья, одной рыбой не проживёшь, да и лёд долбить удовольствия мало.
А земли-то в Сибири для получения такого же вала зерна, сколько на Тамбовщине, нужно в разы больше, там же почвы супесчаные, как у нас на Урале, хвойный лес лучшей земли не даёт. Попробуй, обработай её в одиночку, Столыпин-то эи земли только на карте видел..

105

#p348685,vv9m83 написал(а):

Да по фигу. Как Советы были еще в 1905-м, без всякой советской власти, так и комбеды тоже. Большевики идеи хорошие на лету подхватывали, если это не противоречило целям. Был период, когда советы, комбеды, колхозы и единоличники своими интересами сталкивались .....

Отнюдь!
Комбеды могли лишить собственности, отнять пай земли, заслать в трибунал/суд. У них были огромные возможности, с советами 5-го года просто не сравнить.

106

#p348705,Олег Пермский написал(а):

Даже в Сибири земли было в одиночку не поднять, опять же нужна община.

Ты путаешь артель и общину.
Артель - дело добровольное, можешь в любой момент уйти из нее со своим баблом/скарбом, и артель имеет гораздо меньше рычагов воздействия на антропоса. Община же нередко решала судьбу человека против его воли.

107

#p348711,Lapsha написал(а):

Сообщение от Олег Пермский

    Даже в Сибири земли было в одиночку не поднять, опять же нужна община.

Ты путаешь артель и общину.
Артель - дело добровольное, можешь в любой момент уйти из нее со своим баблом/скарбом, и артель имеет гораздо меньше рычагов воздействия на антропоса. Община же нередко решала судьбу человека против его воли.

Ты , д ебил колбасный ,путаешь вообще все.

108

Карта Новосибирска
    Карта НСО
    Сибирский Хронограф
    Полезные ссылки

История Новосибирска
История НСО
Сибирское краеведение
Музей
Археология
Сибирская география
Этнография
Историческая
Энциклопедия Сибири
Сибирская пресса
Литература и писатели
Сибири
По страницам журнала
«Сибирские огни»

Община крестьянская

ОБЩИНА КРЕСТЬЯНСКАЯ, тер.-соседский самоуправляемый союз непосредственных с.-х. производителей. Имела 2 формы: сельскую и волостную (см. Волость). Сел. (простая) состояла из 1–3 деревень и выступала структур. элементом сложной (составной). Уже в 1-й пол. XVIII в. у сиб. колонистов имелись сложные О. к.: волость, стан, погост, слобода, острог, сельцо. На Илиме в 1722–45 действовали 7 слобод, 6 острогов, 1 волость, 1 погост с разным кол-вом приписанных к ним селений. Эти тер.-адм. р-ны возникали в ходе колонизации спонтанно как соседские сообщества из лиц разных сословий, входивших в свои корпорации.

Каждая О. к. имела выборные органы, действовавшие на принципах обычного права и подчиненные воевод. приказчикам. Гос-во использовало корпоративно-сослов. выборные институты как удобный инструмент упр-ния и сбора налогов. Ранние «общины-волости» поддерживали порядок на общей территории, но коллект. земел. правами не обладали. Воеводы безуспешно пытались ввести у крестьян, живших в составе сложных О. к., круговую поруку, вменяя им в обязанность пахать государеву десятинную пашню за беглых. Уже на раннем этапе соседские сообщества крестьян защищали коллект. интересы. Кроме О. к. колонистов в Сибири с кон. XVI в. существовали – часто чересполосно – тер.-родовые ясачные волости аборигенов, наделенные особым правовым статусом. Такой же статус (уплата ясака вместо подати, свобода от рекрутчины, свобода вероисповедания) позже приобрели волости «русских ясачных» (Бухтарминская, Уймонская, Шуйская, Кумышская и др.). По образу жизни и занятиям жителей они мало отличались от проч. земледельч. О. к.

Введение единой формы – «русской волости» – было предусмотрено Екатерины II национальным проектом. В Сибири его осуществление началось в 1782, когда интеграция аграриев в единое сословие еще не завершилась. Реформа упр-ния способствовала ее интенсификации. Оформление вол. территорий затруднялось наличием в их пределах селений др. ведомств, а также отд. семей иного юр. статуса: ясашных, отставных солдат, казаков, мастеровых, чиновников, купцов. Некрест. население обладало индивид. или групповыми правами на свои угодья и не было подсудно выборным органам О. к. Чересполосица земел. угодий выступала естеств. наследием нач. этапа заселения территории на принципах вольного захвата и владения землей на частн. праве. Выправить этот порядок могла лишь полная отмена сословности. С кон. XVIII в. гос-во последовательно и жестко изымает документы, оставшиеся от ранней эпохи колонизации (прежде всего «данные»), обосновывавшие частн. непривилегир. землевладение. Попытки размежевания волостей в кон. XVIII в. повлекли за собой конфликты, и процедура установления их границ была проведена лишь частично.

О. к. – волость являлась реальной адм. единицей, низш. сослов. звеном мест. упр-ния и податного обложения. После ликвидации должностей воевод, приказчиков и комиссаров О. к. было предоставлено самоупр-ние на юр. основе. Статус распорядит. органа в О. к. получил волостной сход – собрание либо всех жителей муж. пола, либо их делегатов. Сход избирал исполнит. орган: до 1797 – вол. суд (староста и 2 выборных), а позже – вол. правление (вол. голова, староста, писарь). Писаря нанимали по договору, за плату. Состав вол. правления утверждали губ. власти (у казен. крестьян) и горное начальство (у приписных). Для сбора податей и контроля над исполнением натур. повинностей, вкл. и рекрутскую, выбирался еще ряд лиц. В селениях, выступавших в кач-ве структур. единиц волости под именем сел. об-ва (1–3 деревни), также на сходе дворохозяев избирался старшина, а в помощь ему – сотники, десятники, окладчики. Перечень вопросов, обсуждавшихся на сел. и вол. сходах, в изв. степени дублировался, но решающую роль играло мнение вол. схода. В хоз. делах вол. правления подчинялись казен. палатам, а в полицейских – ниж. земским судам. Бюрократия в лице земских чиновников стремилась ограничить демокр. права вол. сходов и свести обязанности вол. правления к исполнению своих распоряжений, вводя в практику штрафы и даже телесные наказания за разные упущения и злоупотребления вол. начальников. Дальность расстояний и недостаток бюрокр. кадров в Сибири сыграли положит. роль – О. к. почти на протяжении полувека удавалось выполнять кроме фискально-полиц. миссии весьма широкий спектр общесоц. функций.

О. к. в лице вол. схода выступала прежде всего как хоз. самоорганизация, обеспечивая условия для с.-х. произв-ва: сохранение и даже приращение (за счет покупок) своего земел. фонда, его рац. использование. Каждая О. к. знала границы своих угодий. В соотв. с действовавшим правом общинное землевладение сочеталось с подворно-потомств. владением и пользованием, и О. к. неукоснительно соблюдала этот порядок. При относит. аграр. перенаселении О. к. производила земел. переделы, соотносившие землепользование дворохоз-в с их податным обложением: в малоземел. старозаселенных р-нах регулярно с XVIII в., в многоземел., колонизуемых – по мере необходимости, особенно в отношении наиб. дефицит. угодий (раньше всего – сенокосов). Крест. землепользование на осн. уравнивающих переделов приближалось по своей сути к надельному. Вол. сход рассматривал и текущие земел. споры, отстаивал интересы О. к. в межобщинных конфликтах; он же вел надзор за использованием леса, порядком эксплуатации общих угодий, определяя нач. сроков сенокоса, сбора орехов, хмеля, лова зверей, рыбы, поправки поскотин, условий сдачи/взятия в аренду земли, рыболов. мест, а также сбора/использования аренд. сумм и т. д. В отд. р-нах вол. сход поддерживал губ. инициативу по созданию опекунских советов для обучения молодых хозяев домоводству. Происходило это чаще в местностях с разнород. по происхождению населением, относит. слабостью старожил. кланов.

В Вост. Сибири общинные сходы играли важную роль в приобщении ссыльных к земледельч. труду. Даже фискальную обязанность О. к. выполняли не формально, а с учетом мат. возможностей семей, наличием в них раб. силы и скота; налоги умерших, беглых, старых, больных брали на себя по решению вол. схода дееспособные члены об-в. Эта функция, предписанная законом, соответствовала крест. традиции мирской взаимопомощи и христиан. призрения. В случае нужды вол. сходы ходатайствовали об уменьшении или равномерном распределении повинностей (дорожной, заводской и др.) на соседние О. к. Выполняя полиц. функцию, О. к. поддерживали обществ. и санитар. порядок на своих территориях, вели судеб. разбирательства по искам крестьян (кроме уголов.) и, зачастую, «розыск» и наказания осуществляли строже, чем дозволял закон: применяли пытки и телесные наказания. Значит. роль играла О. к. в кач-ве регулятора семейных отношений: между супругами, родителями и детьми, ведала вопросами разделов, наследования и даже разводов, нередко защищая при этом слабую сторону – женщину. Как правило, крест. мир опекал вдов, сирот, одиноких стариков, стремился сохранять неразделенные семьи, видя в них надежных тяглецов и поставщиков рекрутов. Эта опека отвечала не только интересам фиска, но и потребностям как всей О. к., так и отд. семьи.

Вол. сход представлял форум, где коллективно вырабатывались решения по актуал. вопросам дня. Жители дальних селений получали здесь информацию, необходимую для корректировки структуры аграрно-хозяйственного комплекса (прогнозы на урожай хлеба, трав; добычу рыбы и зверя; движения цен на с.-х. продукты). В ходе обмена мнениями по различ. аспектам соц. жизни заключались негласные условия о поведении в случае конфликта с властями или соседями. Наличие эмпирич. знаний и практич. опыта у ст. поколения определяло приоритет стариков в решении хоз. дел, в то время как позиции О. к. в отношениях с властями корректировались людьми ср. поколения, имевшими больше контактов за пределами волости с лицами разных сословий, в т. ч. с грамотными ссыльными.

В отличие от волостного, сел. об-во не являлось субъектом офиц. права, но его роль в поддержании стабильного функционирования О. к. трудно переоценить. В сел. об-вах почти всегда численно преобладали жители, связанные родством и свойством, воспитанные в нормах этнокультур. традиции предков. Здесь функцию неформал. лидеров выполняли представители наиб. уважаемых старожильч. фамил. кланов. Решающим их голос выступал как следствие нравств. авторитета, в случае необходимости обеспечивалась реальная физ. поддержка. В связи с этим нарушение уклада жизни было скорее исключением, чем правилом. Запримеченного в «шалостях» «своего» могли переселить в центр деревни «ко всегдашнему за ним смотрению», а при воен. наборе – сдать в рекруты вне очереди; потерпевшие от соседей могли требовать компенсацию, но лишь в том случае, если обеспечивали необходимую защиту своим посевам или имуществу. Серьезное нарушение норм общежития происходило чаще вследствие появления на тер. деревни «чужаков». Эта ситуация также предусматривалась в неписаной этике традиц. об-ва. Степень наказания виновных зависела от хар-ра нарушения. Подозреваемого в преступлениях могли заставить произнести клятву перед иконой, а уличенного – подвергнуть позорной акции – провести по улице с краденным, а то и вообще выселить.

Связь с вол. правлением осуществлялась через сел. выборных: старшин и «добросовестных» (окладчиков). В Кривощековской вол. Томской губ. (1823) ср. возраст «добросовестных» был равен 40–45 годам, уд. вес лиц старше 50 лет составил 20 d8_ В соц. составе «добросовестных» преобладали середняки (31 %) и бедняки (27 %). Должности старшин занимали энергич. крестьяне (ср. возраст – 40 лет), преим. главы дворов из середняцко-зажит. прослойки. Уд. вес состоят. хозяев в аппарате всей волости был почти вдвое выше, чем их доля в общем числе дворов (у бедняков – в 1,3 раза ниже). Зажит. хозяева и чл. их семей попадали на выборные должности чаще, чем бедняки, а потому были опытнее в их исполнении, чем малоимущие. Попасть на распорядит. должность считалось престижным. Отказ мог вызвать «злобство» на «весь дом» недоброжелателя. В то же время от хлопотной должности десятника крестьяне стремились избавиться. Вол. правлению приходилось вести сложную, объемную отчетность, ежегодно составлять окладные книги и др. документы в соотв. с запросами гос. учреждений и решениями вол. схода. Этот труд ложился на плечи писарей и их помощников. Реформа 1840-х гг. отразила стремление бюрократии ограничить крест. демократию, однако сиб. О. к. удалось этот натиск отбить в букв. смысле – путем массовых протестов (см. Реформа П.Д. Киселева).

В XIX в. продолжался начатый в предыдущий период процесс разложения вол. О. к., их замены др. формами общин – составными (из неск. селений) и однодеревенскими. Во 2-й пол. XIX в. вол. О. к. абс. преобладали в сев. неземледельч. р-не. В таеж. зоне их было больше, но уже начали складываться самостоят. составные О. к. и однодеревен. земел. союзы. В лесостеп. зоне наиб. распространенной формой О. к. стали составные общины, постепенно распадавшиеся на однодеревен. В степ. зоне последние уже преобладали. В 1888 в Алтайском окр. из 1 194 старожил. общин 1 058 были однодеревенскими. В Ишимском окр. сохранились лишь 2 вол. О. к. Нек-рые села Сибири имели по 2 раздельные общины. Широкомасштаб. землеустроит. работы и массовое с.-х. переселение (см. Колонизация аграрная Сибири в XVII – нач. XX в.) привели в нач. ХХ в. к преобладанию однодеревен. общины.

В XIX – нач. ХХ в. О. к. в Сибири продолжала выполнять свои традиц. функции: поземел., хоз., податные, адм., судеб. и культ.-быт. В рамках выполнения земел. функции О. к. все больше внимания уделяла регулированию землепользования своих членов. По мере сокращения свобод. земель и роста населения происходил постепенный переход от заимочно-захватного и вольно-захватного землепользования к уравнительно-передельному. Повсеместному и ежегодному переделу подлежали сенокосы. Пахотные крест. земли в Сибири, в отличие от Европ. России, подвергались не корен. переделам, а лишь частич. поравнениям. Леса продолжали находиться в вольном, выгоны – в общем, а усадьбы – в наследств. пользовании.

В соотв. с общим положением о крестьянах от 19 февр. 1861 и Законом от 29 июля 1877 органами обществ. самоупр-ния О. к. являлись сел. сход и сел. староста. Участвовать в сел. сходах могли крестьяне-домохозяева с 25-летнего возраста. Сход разрешал дела о переделах земли, раскладке податей, семейных разделах, выборах должностных лиц, отстаивал мирские интересы и т. д. Если принятое решение не входило в компетенцию схода, оно отменялось вышестоящим органом. Староста собирал и распускал сход, выполнял его решения, наблюдал за порядком в селе, задерживал бродяг, следил за исправным поступлением податей. Решением вышестоящего начальства он мог быть оштрафован, подвергнут аресту и удален с должности. Кроме старосты крестьяне избирали др. должностных лиц. Обязательным являлось избрание сотских и десятских, караульных, рассыльных, трапезников, церк. старост, кандидатов в сел. старосты, доверенных по разным вопросам. В случае необходимости выбирались сторожа и вахтеры хлебозапасных магазинов, руководители сел. банков. Крестьяне, не согласные с решением схода, могли обжаловать его.

Вол. администрация состояла из вол. схода, включавшего представителей сел. обществ, вол. старшину, его кандидата, 2 заседателей и вол. судей. Она занималась раскладкой и взысканием податей, выдачей паспортов, приводила в исполнение решения вол. судов, описывала имущество за недоимки. Во 2-й пол. XIX – нач. ХХ в. вол. упр-ние оставалось низшим звеном гос. упр-ния крест-вом. Оно сосредоточивает преим. фискал. и адм.-полиц. функции. В состав волостей входили сел. адм. общины: сел. об-ва, возглавлявшиеся сел. старостой. В сел. об-во входило неск. поземельных О. к. Оно действовало на основе «Положения 19 февраля 1861 г.», обеспечивало выполнение повинностей крестьян и осуществляло полиц. надзор. В поземел. общинах хоз. дела решались на осн. норм обычного права.

Гос-во использовало податную общину в кач-ве организатора уплаты податей, через нее подушная и гос. оброчная подати приспосабливались к конкрет. условиям отд. регионов. Стремясь уберечь своих членов от обнищания, община выступала против увеличения налог. бремени. Одновр. внутри нее шла борьба за справедливую раскладку податей в зависимости от доходности хоз-в. В Сибири сложилось 6 систем раскладки податей: по душам; по «бойцам» (трудоспособ. мужчинам); по «бойцам», кол-ву скота и размеру запашки; по кол-ву душевых наделов; по оцениваемой на сходе состоятельности хоз-в; по доходности. О. к. стремилась установить соответствие между размерами дохода и тягла, но до 1917 сохранилась неравномерность обложения различ. групп крест-ва в рамках общины. Преобладал смешанный расклад по «бойцам», размеру запашки и кол-ву скота.

Для О. к. характерен дуализм, противоречие заложенных в ней начал собственности и коллективности, проявлявшееся в различ. комбинациях на отд. этапах развития. Крестьянин являлся носителем собственнич. психологии. Его отличали стремление к расширению своего хоз-ва, индивидуализм, отсутствие альтруизма, но вместе с тем – приверженность к общинной орг-ции. Во 2-й пол. XIX – нач. ХХ в. начали разрушаться сослов. границы и замкнутость О. к., из нее стали выделяться хуторяне, но в рамках общины все еще сохранялись традиции коллект. взаимопомощи. Одной из ее форм были «помочи»: обязат., проводившиеся по решению схода, поочередные друг другу и коллект. одному хозяину. Решения сходов о помощи сиротам, старикам, погорельцам и пострадавшим от природ. катастроф выполнялись всеми.

О. к. регулировала и нравств. поведение своих членов. Она брала на себя охрану обществ. порядка, следила, чтобы крестьяне не расстраивали свое хоз-во пьянством. В 1883–89 17 об-в и 4 волости Алтайского окр. отказались дать разрешение на открытие питейных заведений, мотивируя это тем, что стремятся сохранить способность своих членов нести «тягло». Сел. об-ва проявляли заботу о детях и сиротах. Они готовили их к жизни не спец. пед. приемами, а непосредств. включением в жизнь семьи. Община вмешивалась в дела семьи только в тех случаях, когда хозяин был недееспособен, при разделах семей, при установлении опеки над сиротами, заботилась и о стариках. Во мн. сел. сходах действовали «советы стариков», являвшиеся как бы президиумом схода.

О. к. была носительницей обществ. мнения: осуждала или одобряла поведение своих членов. В ее рамках осуществлялись внутриобщин. и внеш. контакты. Сходки, праздники, вечерки, «помочи», ярмарки, игры, посещения родственников и однообщинников являлись наиб. распространенными формами общения. Одной из таких форм были братчины и «кануны» – совмест. пиршества в дни храмовых и христиан. праздников. Угощение на братчины готовили на мирские средства. Авторитет общины укреплялся празднично-обрядовой народ. культурой. Из праздников отмечали святки, Новый год, масленицу. Праздновали начало сева, Пасху, Троицу, завершение убороч. работ.

В ходе столыпинской аграрной реформы наметились признаки дезорганизации общин. жизни в Сибири. Ок. 17 % крест. хоз-в выделились из общины на хутора и отруба. Согласно законодат-ву вводилась частн. собственность главы семьи, но одновр. каждый домохозяин имел право выхода из общины, а чл. его семьи могли получить паспорт, не спрашивая согласия главы семьи. В результате обострились конфликт. ситуации. Нарушалась очередность занятия должностей обществ. самоупр-ния. За «магарыч» можно было отказаться от должности или получить престиж. место. Вол. суды и сел. власти часто действовали в интересах зажит. крестьян. Деньги сирот растрачивались. Массовое переселение способствовало наплыву уголов. элемента и росту преступности. Ослабление общинных связей и имуществ. дифференциация в деревне привели к росту хулиганства. Тем не менее в большинстве сиб. деревень О. к. оставалась достаточно крепкой и способной оказать влияние на поведение своих членов.

Во время Гражданской войны О. к. продолжала функционировать как орган крест. самоупр-ния. После восстановления в Сибири сов. власти положение изменилось. В нач. 1920 на селе образованы ревкомы как органы чрезвыч. гос. упр-ния. С апр. того же года они стали заменяться сельсоветами. Но в данном случае речь шла не о передаче власти в деревне в руки ее жителей, а о смене вывески. Выборы в советы были формальными и сводились к голосованию за выдвинутых мест. партячейкой кандидатов. Ситуация изменилась лишь в 1925, когда власть санкционировала проведение относительно демократичных выборов в сельсоветы. В связи с этим они постепенно превращались в органы реал. мест. самоупр-ния, приняв на себя большую часть функций традиц. О. к.

Формально из ведения сельсоветов исключалось регулирование земел. отношений, к-рые в 1922 были юридически закреплены за общиной, получившей статус земел. об-ва. Последнее осуществляло рук-во землепользованием своих членов, решало вопросы землеустройства, севооборота, производило переделы и наделение землей, распоряжалось угодьями общего пользования, осуществляло контроль над использованием земли. Высш. распорядит. органом земел. об-ва являлось общее собрание. На практике жесткого разграничения между решением земел. и иных вопросов мест. самоупр-ния не существовало. Исполнение постановлений сходов по проблемам землепользования возлагалось на сельсоветы, в составе к-рых функционировали земел. секции, или непосредственно на их председателей.

В кон. 1920-х гг. начался новый этап борьбы с крест. самоупр-нием. Выборы полностью утратили демократизм, а сельсоветы вновь превратились в инструмент осуществления всевозможных чрезвыч. (прежде всего хлебозагот.) кампаний. Тогда же земел. об-ва в ходе борьбы за их «превращение в опорные пункты социалистического преобразования деревни» потеряли возможность регулировать земел. отношения. Были значительно затруднены возможности крест. мира, опираясь на обычное право, воздействовать на семейные и нравств. отношения односельчан. Сел. парт. и комсомол. орг-ции, активисты стремились внедрить в практику крест. общежития сов. морал. нормы. Наиб. восприимчивой к ним была молодежь. В результате происходил разрыв молодых селян с многовековыми традициями, падение для них авторитета старших по возрасту, семьи, церкви.

В ходе коллективизации завершилась ликвидация О. к. как института самоорганизации крест-ва. Земел. об-ва упразднялись. Сельсоветы окончательно теряли функции самоупр-ния. Если в 1920-х гг. у бедняцко-батрац. части деревни сохранялась иллюзия ее непосредств. участия в принятии властных решений, теперь она исчезла – крестьяне полностью отчуждались от власти. Применение норм обычного права в межкрестьян. отношениях стало жестко преследоваться. Тем не менее и после формал. ликвидации О. к. в среде уже крестьянства колхозного еще долго сохранялись общинные традиции. Они реализовались в различ. формах взаимопомощи, помогли сел. жителям выжить в самые трудные предвоен., воен. и послевоен. годы.

Лит.: Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII – первая половина XIX в). Новосибирск, 1975; Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство. М., 1977; Осокина В.Я. Социалистическое строительство в деревне и община. 1920–1933. М., 1978; Крестьянство Сибири в эпоху капитализма. Новосибирск, 1983; Миненко Н.А. Русская крестьянская община в Западной Сибири. XVIII – первая половина XIX в. Новосибирск, 1991; Зверев В.А. Дети – отцам замена: Воспроизводство сельского населения Сибири (1861–1917 гг.). Новосибирск, 1993; Мамсик Т.С. Крестьянская выборная администрация: социальный портрет (по материалам окладных книг Кривощековской волости 1823 г.) // Человек в истории. Томск, 1999; Ноздрин Г.А. Хозяйственное и социокультурное развитие русской сибирской деревни во второй половине XIX в. // От средневековья к новому времени: Этносоциальные процессы в Сибири XVII – начала ХХ в. Новосибирск, 2005.

В.А. Ильиных, Т.С. Мамсик, Г.А. Ноздрин

109

#p348715,The loyal liberal написал(а):

Ты , Цензура колбасный ,путаешь вообще все.

Уже замахнул стакан, старый дурак?

110

#p348834,Lapsha написал(а):

Сообщение от The loyal liberal

    Ты , Цензура колбасный ,путаешь вообще все.

Уже замахнул стакан, старый дурак?

Видишь в чем между нами разница, все мои утверждения верны , а твои все ложны, колбасник. :)

111

#p348948,The loyal liberal написал(а):

Видишь в чем между нами разница, все мои утверждения верны , а твои все ложны, колбасник.

У тебя тут были какие-то утвеждения?
Где и когда?
От тебя идет исключительно поток дерьма, бессмысленного, но зато злобного.

112

#p348978,Lapsha написал(а):

Сообщение от The loyal liberal

    Видишь в чем между нами разница, все мои утверждения верны , а твои все ложны, колбасник.

У тебя тут были какие-то утвеждения?
Где и когда?
От тебя идет исключительно поток дерьма, бессмысленного, но зато злобного.

  Что ты колбасник и не знаешь историю.


Вы здесь » Запасной аэродром » Народные » С днем рождения Владимир Ильич.