Как британская авиация уничтожила узников немецких концлагерей за несколько дней до капитуляции Германии

В марте-апреле 1945 года шведский Красный Крест проводил масштабную операцию по освобождению и перевозке в Швецию заключенных немецких концлагерей, получившую название "Белые автобусы". Это стало возможным в результате переговоров между шведским дипломатом Ф. Бернадотом и рейхсфюрером СС Г. Гиммлером. Предпочтение при эвакуации отдавалось тем, кто имел гражданство скандинавских стран. Всего за этот период за границу было переправлено 15 тысяч заключенных. Постоянно прибывавшие заключенные в порядке ожидания своей очереди на эвакуацию были размещены на стоявших в порту Любека лайнере "Cap Arcona" и грузовых судах "Thielbek" и "Athen". Всё это время представители шведского Красного Креста присутствовали в Любеке и передавали им продовольствие.

3 мая 1945 года в 14 часов 45 минут появившиеся над Любекской бухтой истребители-бомбардировщики Королевских ВВС  Hawker Typhoon атаковали стоявшие на якоре корабли с заключенными. Первым затонул "Thielbek": спаслось лишь около 120 человек. На "Cap Arcona" после нескольких попаданий начался сильный пожар, после чего лайнер частично затонул в неглубокой акватории бухты. Британские самолёты обстреливали сумевших выбраться наружу заключенных, которым предстояло доплыть в ледяной воде до берега где по ним открыли пулемётный огонь немцы. В результате спаслось только 314 человек. Один из выживших заключенных Эрвин Гешоннек вспоминал о том, что произошло: "Раздался хлопок, затем треск. Несколько бомб попали в мидель. Я побежал по сходням, везде был дым, раненые кричали, а растерянные заключенные бегали вниз по лестнице, в полной панике. Со всех сторон подходили полусумасшедшие люди, требуя выйти на палубу. Некоторых повалили на пол и затоптали насмерть. Так называемый банановый трюм был полон россиян. Спасения для них не было. Шестьсот пациентов в лазарете внизу также были отрезаны".  "Athen" была пришвартована в Нойштадте в ожидании очередной партии заключённых и не подверглась атаке. Также британцами был потоплен еще один лайнер "Deutschland", по утверждению капитана которого, заключенных на нем не было. Однако представители Красного Креста впоследствии утверждали, что там всё же могло находиться до 2000 заключенных. Только в 18.00. британское командование выяснило, кто стал жертвой атаки, и распорядилось приступить к спасению уцелевших узников.

Общее число жертв составило около 7000 человек. Тела погибших в течении нескольких недель выносило на берег, где их собирали и захоранивали в безымянных могилах в Нойштадте, Шарбойце и Тиммендорфер-Штранде. В июне 1945 г. британские военные провели расследование этой трагедии, отчет о котором был засекречен на долгие десятилетия. Отчет содержит данные о том, что разведка Королевских ВВС уже на 2 мая имела сведения о судах с узниками концлагерей, но "по не установленной причине эта информация не была передана всем оперативным соединениям".

Неуклюжая попытка сделать козлами отпущения за любекскую бойню немцев, потерпела полное фиаско. Арестованный британцами группенфюрер СС и генерал-лейтенант полиции Георг-Хеннинг фон Бассевиц-Бер, бывший высший руководитель СС и полиции в X-ом военном округе, показал на допросе, что узников на суда в Любекской бухте будто бы переместили с целью "уничтожения", возможно и с "помощью" авиации союзников. В сентября 1947 года он был "внезапно" передан советским властям и через два года скончался в одном из сибирских ИТЛ, унеся тайну любекских кораблей с собою.

Еще один высокопоставленный британский арестант, бывший комиссар обороны Германской бухты и Гамбурга, гауляйтер К. Кауфман признал, что, это он по приказу рейхсфюрера СС Г. Гиммлера размещал заключённых на корабли, исключительно для последующей переправки в Швецию. Кауфман серьезно пострадал в автомобильной катастрофе, когда британцы повезли его в Нюрнберг свидетельствовать на процессе Международного военного трибунала. До самой своей смерти в 1969 г. он никогда не старался откровенничать о событиях в порту Любека и своей к причастности к ним.

Современные исследователи приходят к выводу о том, что трагедии в порту Любека можно было избежать, если бы в условиях лихорадочного наступления на заключительном этапе войны не была нарушена процедура тщательного анализа разведданных перед выбором целей британскими ВВС. Одним из факторов британской воздушной атаки на корабли считаются полученные разведанные, о якобы планирующейся на них, эвакуации военнослужащих СС в Норвегию. Еще одним фактором считается требование У. Черчилля о скорейшем взятии британцами Любека, чтобы предотвратить возможное вхождение Красной Армии на территорию Дании.

Только в 1990 году в местах массовых захоронений бывших заключенных концлагерей погибших от налета британской авиации были установлены памятные монументы.

https://pulse.mail.ru/article/kak-britanskaya-aviaciya-unichtozhila-uznikov-nemeckih-konclagerej-za-neskolko-dnej-do-kapitulyacii-germanii-3874104526981097621-4581796128352487970/?user_session_id=cb61026352b2dd&qid=0a98bfc6e4938b45&utm_campaign=main&utm_referrer=https://pulse.mail.ru&utm_source=pulse_mail_ru&utm_test=x1&utm_content=lenta_main_mail_ru_v1