Люди много лет провели в оккупации. Им надобыло как-то жить всё это время...
После девяностых, насмотревшись на то, что творили россияне друг с другом без всякой войны - я не готов упрекать "сотрудничавших с оккупационными властями". На ком кровь - иное дело. Но тех, кто работал на заводах, в полях, на железных дорогах и т.п. - не мне судить.
Они - "выживали, как могли". "Мем" такой - придумали россияне о девяностых, когда не было ни гестапо, ни угрозы виселицы, или концлагеря...
Ни чехи, ни поляки - в СССР не жили, клятву верности Сталину не давали. А выжить им тоже хотелось.
Работа на новую власть - это далеко не предательство. Даже условно "наши", жители западных регионов СССР - тоже не успели почуствовать себя должниками Советской власти. "Присоединённые" за два года до "ВОВ" - себя с этой властью не ассоциироввали, погибать за неё - не желали.
Многие помнили ещё Первую мировую, от немцев ничего ужасного не ждали.
Когда нацисты проявили себя по полной - пошло ожесточение. И моя Беларусь стала символом партизанщины...Но простого рабочего я в предательстве и сейчас не стал бы упрекать.
Навешивание ярлыков так удобно в массовом порядке, уж в чем а в этом советская власть преуспела, просто перешла от классовых до сплошных, в зависимости от ситуации, в данном случае все решало по какую сторону границы, да и продолжалось долго, ещё в 80х в анкетах была графа о проживании на оккупированных территориях, и проверяли, хотя и в зависимости от должности.
Партизанщина сложный вопрос, местный народ относился довольно не однозначно, наслышан от того поколения.