#p51477,Andrew_Raev написал(а):Вот вам картиночка, хотя и не лучшего качества. Снимок сделан в 2006 году в Пермском крае (музей деревянного зодчества). Эта избушка на курьих ножках - типичное строение, в которых охотники хранили свои запасы, когда далеко на охоту уходили. Медведь до них добраться не мог.
Смысл понятен? Не то что они семью кормить не могли, они себя в таких походах прокормить не могли. Жратву из дома с собой тащили.
Ничего особо трудоёмкого в подсечном земледелии нет. Что 10 десятин вспахать, что одну расчистить. Просто земли для него требуется немеряно, поэтому оно исчезает, как только плотность населения растёт.
В северных районах нашей страны эта система еще применялась в недалеком прошлом. Михаил Пришвин после посещения в 1906 г. Карелии в очерке "В краю непуганых птиц" писал: "В глухом лесу на холмике, против лесного озерка белой ламбины, виднеется желтый кружок ржи, обнесенный частой косой изгородью. Вокруг этого островка стоят стены леса, а еще немного подальше начинаются и совсем топкие непроходимые места. Этот культурный остров весь сделан Григорием Андриановым...
Еще осенью, два года тому назад, старик заметил это местечко, когда полесовал. Он осмотрел внимательно лес - не тонок ли он или не очень ли толст! очень тонкий не дает хлеба, толстый трудно сечь...
Весной же, когда сошел снег и лист на березе стал в копейку, то есть в конце мая или в начале июня, он снова взял топор и пошел "суки рубить", то есть сечь лес. Рубил день, другой, третий... Наконец работа кончена. Срубленный лес должен сохнуть.
На другой год в то же время, выбрав не очень ветреный ясный день, старик пришел жечь просохшую слежавшуюся массу. Он подложил под край ее жердь и поджег с подветренной стороны. Среди дыма, застилающего глаза, искр и языков пламени он проворно перебегал с места на место, поправлял костер, пока не сгорели все деревья. В лесу на холмике, против белой ламбины, желтый островок стал черным - это пал. Ветер может разнести с холмика драгоценную черную золу, и вся работа пропадет даром. Потому-то нужно сейчас же приняться за новую работу. Если камней мало, то можно прямо орать особой паловой сохой с прямыми сошниками без присоха. Если же их много, землю нужно косоровать, разделывать ручным косым крюком, старинной копорюгой. Когда и эта тяжелая работа окончена, то пашня готова, и следующей весной можно сеять ячмень или репу. Такова история этого маленького культурного островка...".
В один год такую работу не делали. Переселенцы должны были держать связь с родовым городищем, получать из него съестные припасы на первых порах по-любому. В родное городище они возвращались тоже наверняка не с пустыми руками.