На минувшей неделе космический корабль Crew Dragon, созданный американской компанией SpaceX Илона Маска, в автоматическом режиме успешно достиг Международной космической станции (МКС) и вернулся на Землю. Людей на «Драконе» не было: на МКС прилетел манекен Ripley, плюшевая игрушка в виде планеты Земля и 180 кг грузов. Crew Dragon – это серьезный вызов российской космонавтике: после успешных испытаний системы аварийного спасения и первого пилотируемого полета корабль станет «рабочей лошадкой» космонавтики США – и российские корабли лишатся монополии в доставке людей на МКС.
Если подсчитать общее количество людей, побывавших в космосе, то американцев среди них будет примерно вдвое больше, чем советских и российских космонавтов. Получить такое преимущество США удалось благодаря масштабной программе Space Shuttle. Большие челноки 30 лет – с 1981 по 2011 г. – доставляли на орбиту до семи человек за один полет. Но для многих задач в космосе они были слишком дороги и слишком велики, с шаттлами произошло две катастрофы, и последние годы программа существовала только благодаря необходимости строительства МКС. Когда стройка на орбите завершилась, NASA с шаттлами попрощалось.
На смену шаттлам должны были прийти частные космические корабли: еще в 2000-е гг. в NASA родилась концепция передачи низкой орбиты в обслуживание частным компаниям, чтобы государство могло сосредоточиться на реализации своих амбиций в дальнем космосе (например, в рамках программы Constellation NASA финансировало разработку сверхтяжелой ракеты и межпланетного корабля Orion: вместе эта система была способна доставить людей до Луны, хотя программа включала в себя и планы достижения Марса). Для обеспечения работы МКС NASA объявило конкурсы среди частных компаний: Commercial Orbital Transportation Services – для снабжения станции и Commercial Crew Program – для разработки пилотируемого «такси».
Ко времени завершения полета шаттлов в 2011 г. в высокой стадии готовности оказались только грузовые корабли: Dragon SpaceX полетел в 2012 г., а Cygnus, разработанный американской Orbital Sciences Corporation, – в 2013-м. Задержка ввода в эксплуатацию пилотируемого корабля была на руку России, т. е. «Роскосмосу», который доставляет на орбиту астронавтов – и цена доставки постоянно растет.
Первые полеты американцев и европейцев на российских кораблях начались еще в 1990-е гг. Несколько экспедиций были «по обмену»: на американских шаттлах летали российские космонавты. Такая практика была обменом опытом и подчеркивала новое направление сотрудничества в космосе. После катастрофы шаттла Columbia в 2003 г. «Роскосмос» полностью обеспечивал доставку международных экипажей на станцию. В 2006 г. челноки вернулись в строй, но и полеты астронавтов российскими кораблями продолжились. С 2012 г. «Роскосмос» зарабатывал от $306 млн до $567 млн ежегодно на доставке международных участников экспедиций МКС, что составляло около 10% его общего финансирования (с учетом внутренних госзаказов). А всего с 2006 по 2018 г. NASA выплатило «Роскосмосу» за доставку экипажей более $3 млрд.
Цена за полет астронавта на «Союзе» начиналась с $22 млн за одно место. Когда же программа Space Shuttle завершилась, цены подскочили и потом росли, намного опережая инфляцию. К 2018 г. цена за подготовку, полет и возвращение одного астронавта достигла $82 млн. Это больше себестоимости ракеты и трехместного корабля «Союз» для российского бюджета (около $70 млн).
Но скоро ситуация изменится. С появлением американских пилотируемых кораблей Россия утратит статус монополиста по доставке экипажей на МКС и спрос на российские «Союзы» упадет. И Crew Dragon – не единственная угроза: параллельно со SpaceX пилотируемый корабль Starliner по заказу NASA разрабатывает еще и Boeing, летные испытания также должны начаться в 2019 г. Эти два корабля – Crew Dragon и Starliner – должны к 2021 г. полностью решить задачу доставки астронавтов на станцию и избавить NASA от зависимости от «Роскосмоса».
Правда, это не означает, что полеты на чужих кораблях полностью прекратятся. Вполне вероятно возобновление обменной практики, что позволит российским космонавтам совершить полет в новых американских кораблях, а иностранным астронавтам продолжить эпизодически летать на «Союзах», но в меньших масштабах. Такой обмен обоснован не только политическими мотивами, но и требованиями безопасности экипажей – все они должны иметь опыт пилотирования всех типов кораблей, прибывающих на МКС.
Полеты на частных американских кораблях будут не дешевле, а, наоборот, еще дороже, чем на «Союзе». Стоимость полета на Crew Dragon для NASA составит около $100 млн за одно место в четырехместном варианте корабля, в режиме один полет в год. Возможна также семиместная компоновка, но государственное агентство не планирует ее использовать. Полет астронавта на Starliner обойдется и того дороже: $163 млн за одного. Частные компании не смогли выполнить свои обещания предоставить средства доставки экипажей дешевле русских, но NASA это не сильно беспокоит. Идеологическое значение космического импортозамещения компенсирует разницу в деньгах, а выплаченные госзаказчиком средства все равно пойдут на развитие экономики США.
Несмотря на то что NASA не намерено отказываться от надежного и проверенного «Союза», «Роскосмосу» придется убеждать заокеанских партнеров в своей готовности сотрудничать – что будет непросто с нынешним руководителем госкорпорации, известным своеобразным чувством юмора.
Однако астронавтов NASA нужно будет кем-то заменить: дело в том, что российский сегмент МКС без модуля МЛМ «Наука» не требует экипажа более двух человек, что может привести к сокращению полетов «Союзов», если американцы все-таки перейдут на свои корабли. Новыми заказчиками «Роскосмоса» на полет в космос могут быть как представители других государств, так и частные туристы, желающие получить уникальный, хоть и непродолжительный опыт пребывания в космосе – не более 10 суток. О своей заинтересованности уже объявили Объединенные Арабские Эмираты (правда, первый полет пришлось отложить из-за аварийной посадки корабля «Союз МС-10»). С целью привлечения туристов «Роскосмос» возобновил сотрудничество с американской Space Adventures, которая занимается космическим туризмом с начала 2000-х. Еще рассматривается возможность кратковременных запусков пилотируемых кораблей без стыковки с МКС.
Экзотический способ найти работу «Союзу» – полеты к Луне. О возможности запуска туристических экспедиций на окололунную орбиту представители РКК «Энергия», производящей космические корабли, говорили еще в 2016 г. Но заказчиков тогда не нашлось, как и своих средств на модернизацию кораблей для дальнего полета. О возможности лунных запусков «Союзов» вспомнили летом 2018 г. в обсуждениях самостоятельной лунной пилотируемой программы, без участия в американском проекте Lunar Gateway. Будущий американский проект, выросший из остатков программы Constellation, предполагает размещение посещаемой модульной станции в окололунном пространстве. Для ее посещения и снабжения по заказу NASA консорциум американских аэрокосмических корпораций разрабатывает корабль Orion и сверхтяжелую ракету SLS.
«Роскосмос» тоже почти 10 лет разрабатывает тяжелый корабль «Федерация», способный достичь Луны на будущей сверхтяжелой ракете. Однако чем больше разговоров про лунный «Союз», тем меньше кажется вероятность, что «Федерация» будет завершена. Два лунных пилотируемых корабля российская экономика не выдержит.
NASA было бы заинтересовано в разработке независимой транспортной системы (на случай сбоев или задержек системы Orion/SLS), на основе хоть «Союза», хоть «Федерации», и готово включить «Роскосмос» в проект Lunar Gateway, но идеологические соображения в нынешней политической ситуации не позволяют России принять эти предложения. Если МКС считается условно общей (хотя финансовый вклад России в проект – не больше 15%), то Lunar Gateway – американская, и Дмитрий Рогозин скорее еще как-нибудь пошутит про американцев на Луне, чем признает их превосходство в космосе.
Пока нет ни окололунных станций, ни заказчиков на полеты к Луне, «Союз» продолжит полеты к МКС. Ее работа продлится как минимум до 2024 г., хотя ресурс позволяет и дольше. В отсутствие полноценной альтернативы в продлении программы МКС заинтересованы все нынешние участники, но политическое противостояние между Россией и США все больше омрачает перспективы ее продолжения.
Автор – основатель проекта «Открытый космос»