Вообще, судовладельцам в северном завозе участвовать не с руки: рейс на Японию даст несоизмеримо больший доход, нежели на Чукотку. И причин у этого несколько.
Во-первых, из-за пандемии грузопоток сначала снизился, но в 2021 году сильно вырос: люди стали потреблять больше товаров (раньше, например, тратились на туризм). Соответственно, возросла нагрузка на порты. Во-вторых, в мире сложился дефицит контейнеров. Дело в том, что контейнеры уходят из Китая в США и Европу полными.
Но чтобы перевозчики получали прибыль, нужно и назад везти какие-то товары. А загрузить-то нечем, потому что в США нет такого объема производства и экспорта.
Вот контейнеры и ждут своей очереди на загрузку, копятся в американских портах.
— В Лос-Анджелесе сейчас куча судов, вставших на фрахт. Они там застряли. Из Европы тоже возвращается меньше контейнеров, чем уходит. Более того, эксперты уже говорят о том, что скоро сравняются ставки на морские и воздушные перевозки. Многие предпочитают морю железную дорогу, Транссиб (там ставки снизились), — рассуждает сотрудник компании, занимающейся морскими перевозками. — Грузы, которые раньше возились через Суэцкий канал в Европу, сейчас пошли через порты Дальнего Востока. У нас ажиотаж.
В-третьих, как следствие, до небес взлетели ставки фрахта контейнеров. За год — в 5-6 раз. И только в последние дни стали снижаться (в сентябре ставка на перевозку 40-футового контейнера из Китая в Лос-Анджелес перевалила за 20 тысяч долларов).
В-четвертых, есть объективные последствия пандемии: из-за коронавируса многие иностранные порты приостановили работу (тот же Циндао, один из главных в Китае, просто не работал месяц). Так что грузопоток хлынул в Россию.
Но это все — про внешнюю торговлю. А каботажные (то есть внутрироссийские) перевозки сейчас не выгодны ни транспортным компаниям, ни портам. А зачем, если на транзитных грузах в Европу, особенно сейчас, можно заработать несоизмеримо больше? Крупные перевозчики, завязанные на работу с государством, их выполняют, но это скорее социальная нагрузка, от которой, так скажем, не отвертеться. Портовики и перевозчики кивают друг на друга. Одни говорят, что готовы обрабатывать грузы, лишь бы было что обрабатывать. Другие — что готовы эти грузы перевозить, а их «задвигают», потому что в первую очередь — транзит, а уж потом голодающие дети Чукотки.