Запасной аэродром

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Запасной аэродром » История » Политический триллер 11 века в патерике Печерской лавры


Политический триллер 11 века в патерике Печерской лавры

Сообщений 1 страница 30 из 95

1

Казалось бы, что может быть общего между таким современным литературным жанром как политический триллер и древнерусской литературой 11 века?
Однако, не спешите, не спешите. Если отнестись к древним текстам как к историческим документам выясняются вещи интересные.
Открываем патерик Печерский, описывающий жизнь и деятельность монахов Печерской лавры 11 века на главе "Житие преподобного отца нашего Никиты затворника" и внимательно читаем.
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svja … echnik/3_1

Никита Затворник - реальное историческое лицо, по патерику был одержим бесом. Бес нашептывал ему разные пророчества и не только.
Никто не мог состязаться с ним в книгах Ветхого Завета, ибо он знал наизусть Бытие, Исход, Левит, Числа, Судей, Царств и все пророчества по порядку, и хорошо знал все еврейские книги

Здесь необходимо уточнить - верит ли читатель в бесов?  :suspicious:  А если верит, то насколько сильны его познания в демонологии?
Какие бесы знают наизусть Бытие, Исход, Левит словом Пятикнижие Моисеево или как говорят в народе - Тору? И при этом совершенно не знают Новый Завет?
Если же читатель не верит в бесов, то на выходе только один вариант. Ведь ни Тора ни тем более весь Ветхий завет в те времена еще не были переведены на славянские языки.
Юный инок Никита мог быть только выходцем из иудейской общины Киева. И не просто выходцем - а весьма и весьма образованным выпускником иешивы. Далеко не каждый еврей знает Тору наизусть. Ну и что? (спросите вы). В жизни бывает и не такое, где тут собственно говоря триллер-то?

Однако опять таки, не спешите. Обратите внимание на пророчество Никиты (или беса им овладевшего), которое и сделало Никите известность и, можно сказать, карьеру.
Однажды послал он к князю Изяславу, говоря: «Сегодня в Заволочьи убит князь Глеб Святославич. Скорей пошли сына своего Святополка на престол Новгородский». И как он сказал, так и случилось – через несколько дней пришла весть об убиении князя Глеба. И оттого еще сильнее прослыл он за пророка, и много слушали его князь и бояре.

Как ни крути - на лицо политическое убийство и Никита знал о то, что оно произойдет заранее. Радиосвязи между Киевом и Заволочьем (а это тысячи километров) в то время еще не было и по нынешним меркам такое пророчество - тема для Следственного комитета, который должен был бы поинтересоваться паспортными данными беса с тем, чтобы вызвать его на допрос и спросить - откуда бес про убийство узнал? Либо задать тот же вопрос самому Никите. Однако Следственного комитета в те времена еще не было и вопросы так и остались без ответа.

Можно попытаться ответить на них в этой ветке, если интересно. А заодно (и в основном) прояснить - кто такой князь Изяслав, кто такой князь Глеб и почему имя первого тесно связано с судьбой всего тогдашнего Древнерусского государства. Опять же - если интересно, тема всегда была довольно скользкой, поэтому по ней книг не написано  :suspicious:

Отредактировано svis (22-08-2021 14:44:52)

2

Ну, если верить тому, что написано по ссылке, то у меня только один вывод. Глеб погиб в результате действий Киевских властей (религиозных или гражданских). Интересно, чем Глеб мешал Киеву?

3

#p255785,svis написал(а):

Однажды послал он к князю Изяславу, говоря: «Сегодня в Заволочьи убит князь Глеб Святославич. Скорей пошли сына своего Святополка на престол Новгородский». И как он сказал, так и случилось – через несколько дней пришла весть об убиении князя Глеба. И оттого еще сильнее прослыл он за пророка, и много слушали его князь и бояре.

Первая реакция (никуда ещё не глядя): "И Глеб какой-то не такой, и Святополк какой-то не такой". Действительно:
"Плачет Господь в высоте осиянной.
Церкви горят золочёной извёсткой.
Нож наточил Святополк Окаянный,
Дышат убийцы за каждой берёзкой...
Днепр обмелеет, расплещется Волга.
Глянет Царьград величаво и слепо,
Как от кровавых очей Святополка
Скачут лошадки Бориса и Глеба..." (Чичибабин)
А тут Глеба уже убили, а на киевском престоле ещё Изяслав, а Святополка посылают в Новгород.
Навскидку ещё. Почта такая существовала ещё в Древнем Египте. Это голубиная почта.
"Дальность голубиной связи со стационарной станцией составляет в среднем 300 километров (хотя зафиксированы случаи доставки сообщений на расстояние до 1000 км)[2].
Скорость доставки сообщения зависит от породы и состояния голубя, метеоусловий, температуры воздуха и ряда других факторов. Как правило, почтовый голубь летит на высоте 100-300 метров со скоростью 60-70 км/ч (хотя зафиксированный на соревнованиях почтовых голубей рекорд - доставка сообщения на расстояние 360 км за 280 минут)[2]. "
https://ru.wikipedia.org/wiki/Голубиная_почта
Хотя это дело ой как не дешёвое. Голубей ведь надо от родной голубятни до места назначения доставлять, причём регулярно, обычным транспортом. На 1000 км - очень накладно. Сами голуби совсем не дёшевы. Один монах содержать голубиную почту не в состоянии. Монастырь в целом - может быть. Только зачем она ему?
Ну ладно, полез в источники.

4

Понятно. Святополк Окаянный - это Святополк Владимирович. И это самое начало XI века. А Святополк Изяславович - это самый конец XI века. Век тот же, а Святополки и Глебы разные.

5

#p255785,svis написал(а):

Никто не мог состязаться с ним в книгах Ветхого Завета, ибо он знал наизусть Бытие, Исход, Левит, Числа, Судей, Царств и все пророчества по порядку, и хорошо знал все еврейские книги

Тут такое дело. Если бы он на арамейском изъяснялся или на иврите, никто и не стал бы с ним состязаться. Вот греческий монахи учили. И на греческий Ветхий завет давно уж был переведён.

6

#p255799,Andrew_Raev написал(а):

Тут такое дело. Если бы он на арамейском изъяснялся или на иврите, никто и не стал бы с ним состязаться. Вот греческий монахи учили. И на греческий Ветхий завет давно уж был переведён.

Если бы Никита изъяснялся с печерскими монахами на иврите его бы никто не понял. Иврит православные монахи не учили, хотя в Киеве 11 века были кварталы, которые назывались Козаре и Жидове, что намекает на присутствие в этих кварталах населения, хорошо знавшего иврит.
С другой стороны в том же Житии из Печерского патерика утверждается, что юноша Никита был вообще едва обучен грамоте - это утверждается во фрагменте, где группа товарищей монахов таки изгоняет из Никиты беса.
Послѣ этого они спросили Никиту: знаетъ ли онъ что-либо изъ книгъ Ветхаго Завѣта? Никита клялся, что онъ никогда не читалъ ихъ и даже оказался забывшимъ грамоту, такъ что отцы снова научили его чтенію и письму.
Другой вариант из другого списка Патерика
Выведя его из пещеры, они просили его сказать им что-нибудь из Ветхого Завета; он же клялся, что не читал никогда тех книг, которые прежде знал наизусть. А не знал он ни одного слова, потому что едва был обучен грамоте.

Везде смысл один - юный Никита на тот момент полуграмотен, в смысле знания письма, которыми пользовались печерские монахи, но при этом цитирует наизусть тексты, которые изначально написаны письмом, которое печерские монахи не знают. :suspicious:
Оно и понятно, со знанием например английского, китайские газеты все равно не процитировать.

Отредактировано svis (22-08-2021 19:04:09)

7

#p255791,Лиза написал(а):

Интересно, чем Глеб мешал Киеву?

Спасибо Лиза, хороший вопрос. Чтобы понять, что из себя представляла киевская власть на момент пророчества Никиты надо отмотать историю на 20 с лишним лет назад.
1054 год - год смерти Ярослава Мудрого. Древняя Русь династии Рюриковичей находится в зените своего могущества.
Дочери Ярослава пристроены замужем за западноевропейскими монархами. Старшие сыновья отцом тоже не были обделены. По завещанию отца Изяслав получил Киев и Новгород, Святослав — Чернигов и муромские и рязанские земли, а младший из тройки Всеволод получил Переяславль и Ростов. Младшие сыновья Ярослава получили гораздо меньше, но тоже кое-что. Период безмятежного сосуществования трех братьев - Изяслава, Святослава и Всеволода получил в истории название "триумвират Ярославичей".
Жаль что продлилась эта идиллия вплоть до первого серьезного испытания, до первого похода половцев на Русь.
З.Ы. Потом продолжу.

8

#p255799,Andrew_Raev написал(а):

Понятно. Святополк Окаянный - это Святополк Владимирович. И это самое начало XI века. А Святополк Изяславович - это самый конец XI века. Век тот же, а Святополки и Глебы разные

"Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид; убиты в 1015 году) — русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были, по официальной версии, убиты своим старшим братом Святополком, который позднее получил от официальных историографов прозвище «Окаянный». Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей.

Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей".

"Братья Борис и Глеб были младшими единокровными братьями Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого, сыновьями киевского князя Владимира Святославича и его жены — византийской царевны Анны из Македонской династии, которая была единственной сестрой правящего императора Византии Василия II Болгаробойцы (976—1025) и внучкой императора Константина VII Багрянородного. Источники разделяют имена братьев: Борис и Глеб — имена, полученные при рождении, Роман и Давид — при крещении. Однако имя Борис к тому времени уже перестало быть языческим и могло использоваться для наречения при крещении (в X веке уже был канонизирован князь Борис I, крестивший Болгарию)[10]. Имя Глеб относится к языческим именам и известно по рассказу Иоакимовской летописи об убийстве Святославом Игоревичем своего брата Глеба за исповедание христианства[11]. Около 987—989 гг. Борис получил от отца Ростов, а Глеб — Муром".

Гибель братьев

Оба брата, согласно общепринятой версии, были убиты Святополком Окаянным во время борьбы за власть.

« Когда увидел дьявол, исконный враг всего доброго в людях, что святой Борис всю надежду свою возложил на Бога, то стал строить козни и, как в древние времена Каина, замышлявшего братоубийство, уловил Святополка. Угадал он помыслы Святополка, поистине второго Каина: ведь хотел перебить он всех наследников отца своего, чтобы одному захватить всю власть".

Далее читать здесь:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_и_Глеб

=======

Эти князья - Борис и Глеб - оба Владимировичи и и единокровные братья Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого..

"Век тот же, а Святополки и Глебы разные".  Да, те, про которых рассказывает - другие, более поздние.

9

#p255807,svis написал(а):

З.Ы. Потом продолжу.

Интересно.

10

Несмотря на то, что старший из братьев - Изяслав Ярославович неизменно удостаивался похвалы летописцев ПВЛ, среди киевлян его популярность была довольно невысокой. Об этом говорит то, что Изяслава изгоняли из Киева дважды.

Первый раз, после поражения от половцев на реке Альте в 1068 году обьединенных сил Изяслава, Святослава и Всеволода от половцев. Изяслав отказался вооружать киевское ополочение и повторно выходить на половцев, когда последние стали грабить близлежащие русские земли. Киевляне тогда подняли мятеж и посадили киевским князем сидевшего в киевской тюрьме  полоцкого князя Всеслава Чародея. Это единственный случай, когда на киевский стол сел полоцкий Рюрикович. Изяслав сбежал в Польшу к родственнику своей жены, Гертруды из Пястов, польскому королю Болеславу 2му.
Его брат Святослав тем временем у себя в Чернигове таки собрал ополчение и нанес поражение половцам на реке Снов, после чего половцы не ходили в самостоятельные походы на Русь в течении 25 лет.

А Изяслав вернулся в Киев в 1069 году при помощи польских войск, причем уже тогда его братья - Всеволод и Святослав выступили на стороне киевлян, взяв с Изяслава обещание не наказывать виновников его изгнания. Изяслав однако обещание не выполнил, формально сославшись на то, что казни в Киеве проводил его сын Мстислав, не посоветовавшись с отцом.

Но восстановить политическую ситуацию 1068 года Изяслав уже не смог. В Новгород Святослав успел посадить своего сына, Глеба. Старший сын Святослава, Мстислав, погиб в борьбе за Полоцк. А владения Святослава и Всеволода вышли из церковной юрисдикции Киева по причине учреждения в Чернигове и Переяславле самостоятельных митрополий.
Словом, противоречия накапливались и в 1073 году киевляне изгоняют Изяслава из Киева второй раз, правда последний успевает вывести из Киева свою казну. На киевский стол садится победитель половцев, его брат Святослав Ярославич, а сам Изяслав отправляется в вынужденную эмиграцию.

Вначале Изяслав пытается было получить военную помощь от своего польского родственника, короля Болеслава. Однако тот не только отказывает в военной помощи, но и отбирает у Изяслава большую часть его сокровищ.

Поступок поляка кажется нелогичным, ведь польский король уже помогал Изяславу вернуть Киев.
Однако все встает на свои места, если учесть родственные связи Святослава Ярославича. Святослав был женат вторым браком на Оде Штаденской из Бабенбергов, мать которой была сестрой германского императора Генриха Третьего. Ода по молодости подалась было в монахини, однако быстро поняла, что монашеская жизнь не для нее. Тогда мама выкупила Оду из монастыря и ее отдали замуж в Киев.
Поэтому для польского короля одно дело - поднять лапу на какого-то киевского князя и совсем другое - на родственника своего сюзерена, императора Священной Римской империи, с которым у поляков и так были непростые отношения.

Так, с 1073 года, начались скитания князя Изяслава с семейством по Европе, где в то время назревал свой конфликт, между германским императором и римским папой за инвеституру.
При этом Изяслав ищет поддержки у папы римского - его сын Ярополк женится в эмиграции на саксонке Кунигунде фон Оламюнде и весной 1075 года был отправлен отцом к папе Григорию VII, которому Ярополк предложил признать Русь «леном св. Петра», т. е. вывести ее из подчинения Константинопольскому Патриарху. Папа дал согласие, о чем и уведомил Изяслава письмом, однако князю без княжества выполнить свои обещания невозможно, даже если бы он действительно хотел их выполнить. Но похоже, Изяслав был уже готов обещать что угодно кому угодно - лишь бы ему помогли вернуть киевский стол.

Через год, в апреле 1076 года римский папа пишет письмо польскому королю Болеславу, где стыдит Болеслава за грабеж и просит помочь Изяславу с троном. Болеслав на этот момент склоняется к поддержке папы в назревающем конфликте папа-император, имея целью получить в итоге независимость от Империи.

Он возвращает Изяславу отобранные ранее богатства,  однако ни о какой военной поддержке речи не идет - воевать с русскими и немцами одновременно дураков нет. Напротив, поляки заключают со Святославом военный союз и Изяслав по прежнему вынужден прозябать в изгнании.

Святослав сидит в Киеве прочно, его четыре взрослых сына уже сами княжат. Глеб Святославич - в Новгороде, Давыд Святославич - в Переяславле, Олег Святославич - на Волыни, Роман Святославич - в Тьмутаракани.

Подрастает и пятый сын от Оды Штаденской - Ярослав Святославич. Словом, спасти Изяслава от участи князя-изгоя может только чудо. И это чудо происходит.

27 декабря 1076 года великий князь киевский Святослав Ярославич неожиданно умирает от последствий "неудачно проведенной хирургической операции".

Отредактировано svis (23-08-2021 00:47:10)

11

Судя по скорости, с которой Ода фон Бабенберг после смерти мужа укатила в Германию со своим сыном Ярославом - Ода была женщина умная  и быстро поняла что будет дальше.
Ей самой вряд ли что-нибудь грозило. Но вот Ярослав мог и с ножичком неудачно поиграть и с качельки упасть. Да мало ли какой еще несчастный случай.

Она так спешила, что не смогла даже захватить с собой свои фамильные драгоценности и закопала их где-то под Киевом.
Их потом откопает ее сын Ярослав Святославич, когда повзрослеет, вернется на Русь и станет родоначальником династии Муромско-Рязанских князей. Но к тому времени пройдет уже много лет и многие участники этой истории будут мертвы.

Отредактировано svis (23-08-2021 00:15:19)

12

Спасибо. Прочту утром.

13

#p255832,Лиза написал(а):

Спасибо. Прочту утром.

Мы наверное еще и до половины истории не дошли.

14

Я очень хорошо понимаю Маркса и Энгэльса. Беспорядочное и бессмысленное безумие говн.

15

#p255834,Andrew_Raev написал(а):

Беспорядочное и бессмысленное безумие говн.

Забегая вперед - смыслы там есть. Есть границы которые нельзя переступать, иначе придется заплатить.

16

Становится всё интереснее! С нетерпением жду продолжения.

17

#p255835,svis написал(а):

Сообщение от Andrew_Raev

    Беспорядочное и бессмысленное безумие говн.

Забегая вперед - смыслы там есть. Есть границы которые нельзя переступать, иначе придется заплатить.

Да? А как вы относитесь к гипотезе, что Бориса и Глеба убил вовсе не Святополк Окаянный, а Ярослав Мудрый, который просто переложил ответственность на побеждённого Святополка?

18

#p255868,Andrew_Raev написал(а):

Да? А как вы относитесь к гипотезе, что Бориса и Глеба убил вовсе не Святополк Окаянный, а Ярослав Мудрый, который просто переложил ответственность на побеждённого Святополка?

Чисто теоретически вполне мог, почему бы и нет?
Там за 90 лет в Киеве аж около 40 князей поменялось, обычные феодальные разборки. Нету хуже врага чем твой брат или какой родственник! Который может и непременно предъявит какие-нибудь права на престол. Лучше из всех заранее кончить :)
Что и старались сделать с попеременным успехом.
А потом пришли монголы, и стало вообще весело.

19

#p255868,Andrew_Raev написал(а):

Да? А как вы относитесь к гипотезе, что Бориса и Глеба убил вовсе не Святополк Окаянный, а Ярослав Мудрый, который просто переложил ответственность на побеждённого Святополка?

Скептически.  :suspicious: По разным причинам.

20

Надо бы прояснить, как была устроена система власти при Ярославе Мудром и в первые десятилетия после его смерти.

Взгляд на эту систему в последние сто лет у историков эволюционировал и если историк Ключевский считал лествичную (лествица - лестница) систему особенной и специфичной для Руси, то у современных историков лествица - это типичный сеньорат, характерный и для Западной Европы раннего Средневековья, когда у них феодализм еще не сложился.
Право на власть признавалась только за потомками князя Владимира (а по факту - Ярослава Мудрого). Все государство находилось в коллективной собственности этих потомков.
Особенность по сравнению например с империей франков - если у франков старший в роду выделялся титулом - император,  то на Руси старший непременно владел Киевом.
Была этакая лестница (иерархия) княжеств по степени значимости. Самое престижное - Киевское. Потом - Черниговское. На третьем месте - Переславльское. При этом скажем земли Черниговского княжества - это не только Чернигов и вокруг. Это еще и Муром с Рязанью - то есть территории княжеств были весьма обширными.
Вторая (и наверное главная) особенность - не было вотчин (уделов). Все князья были распределены по степени их старшинства и как только освобождалось какое-то место - княжеская братия двигалась по цепочке на следующую ступеньку лестницы - на более престижное княжество. Конечно, как у любой живой системы были исключения.
Первым из этой княжеской лестницы был исключен Полоцк - это был первый удел (вотчина). Право на владение Полоцком признавалось только за полоцкой ветвью Рюриковичей.
Что интересно - это было вовсе не поощрение местной династии. Это было наказание. Полоцкие князья имели право на Полоцк, но теряли возможность стать киевскими князьями, то есть старшими Рюриковичами. При этом о полной независимости, как пишут иногда некоторые, речь там ни шла. А какая-никакая независимость при такой системе была у всех.

Таким образом князь обладал правом на какую то власть по факту своего рождения и  ею с ним должны были поделиться старшие товарищи-князья.  :suspicious:
Так и появлялись новые более мелкие княжества внутри больших княжество и новые города. Но иногда старшие товарищи забывали про молодежь  :suspicious:
Особенно если князь-отец этого молодого человека рано умер и позаботиться о сыне было уже некому. Так появлялись князья-изгои.
Обычно они напоминали о себе - набирая дружину и идя войной но кокого-нибудь подходящего им по силам князя. Тогда бывало князь киевский обращал внимание на молодую поросль и организовывал ему какое-нибудь новое мелкое княжество, чтобы тот княждеский народ больше не доставал.
Сам киевский князь вовсе не был единоличным правителем, особенно если у него были братья. Старшинство у братьев  - оно ведь не только по возрасту можно определять.
Ты страше по возрасту, да я - умнее, сильнее и вообще - симпатичнее.  :suspicious:
Князья при этом не пребывали в праздности меряясь местом на княжеской лестнице, а занимались с малолетства тяжелой и ответственной работой. Вот что пишет Владимир Мономах,
вспоминная свою юность:

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску; и снова вторично ходил я к Смоленску, со Ставком Гордятичем, который затем пошел к Берестью с Изяславом, а меня послал к Смоленску; а из Смоленска пошел во Владимир. Той же зимой послали меня в Берестье братья на пожарище, что поляки пожгли, и там правил я городом утишенным. Затем ходил в Переяславль к отцу, а после Пасхи из Переяславля во Владимир – в Сутейске мир заключить с поляками. Оттуда опять на лето во Владимир.

Затем послал меня Святослав в Польшу: ходил я за Глогов до Чешскаго леса, и ходил в земле их четыре месяца. И в том же году и сын родился у меня старший, новгородский. А оттуда ходил я в Туров, а на весну в Переяславль и опять в Туров.

И Святослав умер, и я опять пошел в Смоленск, а из Смоленска той же зимой в Новгород; весной – Глебу в помощь. А летом с отцом – под Полоцк, а на другую зиму со Святополком под Полоцк, и выжгли Полоцк; он пошел к Новгороду, а я с половцами на Одреск войною и в Чернигов. И снова пришел я из Смоленска к отцу в Чернигов.

И так далее. Воспоминания Мономаха относятся как раз ко времени описываемых событий.

Отредактировано svis (23-08-2021 22:39:17)

21

После смерти Святослава великим князем киевским в соответствии с лествичными законами стал его брат Всеволод, отец Владимира Мономаха.
Сыновья Святослава остались княжить на своих местах, Всеволод трогать их не стал. Тем временем препятствия для польского короля в походе на Киев с Изяславом исчезли, но сам поход состоялся только через полгода - у поляков были свои внутренние заморочки. И вот в мае 1077 года поляки вместе  с Изяславом пришли на Волынь. Им навстречу из Киева вышел с войском Всеволод. Его сын Владимир Мономах в это время был отправлен в Новгород, согласно его мемуарам на помощь Глебу Святославичу.
ПВЛ о событиях мая-июня 1077 года на Волыни говорит очень скупо. Но ПВЛ писалась при потомках Всеволода и отражала их точку зрения.
Всеволод же пошел против брата Изяслава на Волынь; и заключили мир, и, придя, Изяслав сел в Киеве, месяца июля в 15-й день   
Польские источники же сообщают, что была битва, которую выиграли поляки и принудили Всеволода к заключению мира с Изяславом. Кроме того, на Волыни княжил Олег Святославич, один из сыновей покойного Святослава, он был обязан помогать Всеволоду и вряд ли остался в стороне.  ПВЛ также пишет, что на момент захвата Изяславом власти в Киеве 15 июля 1077 года -  Олег же, сын Святослава, был у Всеволода в Чернигове. . То есть события выглядят так:
Войско Всеволода с Олегом и польское войско Изяслава встретились где-то на Волыни. Возможно было сражение, которое Всеволод с Олегом проиграли и начали мирные переговоры.
По итогам этих переговоров Всеволод уступил Изяславу великое княжение и удалился с Олегом в Чернигов.
Изяслав же получив, киевский стол посадил одного своего сына, Ярополка, на Волынское княжество, а другого пока оставил при себе. Переславль от тоже себе забрал.

Таким образом, из четырех взрослых детей Святослава на своих местах оставались только князь Глеб в Новгороде и князь Роман в Тьмутаракани.
Олег из Волыни оказался без княжества при дворе дяди Всеволода в Чернигове. Давыд Святославич тоже был вынужден уехать из Переславля на периферию в черниговский Муром.
Однако Святославичи пока никаких действий против Изяслава не предпринимали. Видимо они были не столь проницательны, как Ода Штаденская.

Вот в такой обстановке новоиспеченный прорицатель Никита, искушаемый бесом, сообщает Изяславу что новгородский князь Глеб Святославич убит и что он может отправить в Новгород своего второго сына, Святополка, которого Изяслав предусмотрительно оставил при себе.  :suspicious:
Происходит, если можно так выразится, чудо номер два. Однако, до кульминации истории и тем более до ее финала нам по прежнему еще далеко.

Отредактировано svis (23-08-2021 23:52:40)

22

#p255911,svis написал(а):

Право на владение Полоцком признавалось только за полоцкой ветвью Рюриковичей.
Что интересно - это было вовсе не поощрение местной династии. Это было наказание. Полоцкие князья имели право на Полоцк, но теряли возможность стать киевскими князьями, то есть старшими Рюриковичами. При этом о полной независимости, как пишут иногда некоторые, речь там ни шла. А какая-никакая независимость при такой системе была у всех.

Тут надо поправить, почти все верно, в Полоцке была отдельная династия, но они не были рюриковичами, единственные.
Там правили потомки Рогволда, а этого самого Рогволда позвал из Скандинавии Владимир (который крестил Русь) чтобы помог захватить власть, и взял в жены его дочь Рогнеду.
Ну, тут надо сказать просто недавно слушал ролики Клима Жукова о древней Руси, и запомнилось. А этот чувак лучше всех разбирается в этом деле.
Вот дам ссылку (остальное сами найдите, кому интересно), правда они большие, по часу с копейками, и там их много:

23

#p255938,Mantas написал(а):

Тут надо поправить, почти все верно, в Полоцке была отдельная династия, но они не были рюриковичами, единственные.
Там правили потомки Рогволда, а этого самого Рогволда позвал из Скандинавии Владимир (который крестил Русь) чтобы помог захватить власть, и взял в жены его дочь Рогнеду.

Это по женской линии. А по мужской линии они вполне Рюриковичи, потомки Владимира.
У Владимира и Рогнеды был сын Изяслав. У Изяслава сыновья - Всеслав и Брячислав.
А у Брячислава Изяславича сыновья - 
Всеслав Чародей, князь Полоцкий,
Глеб Минский,
Всеслав Витебский. И другие
Все Рюриковичи, прямые потомки князя Владимира. За ними признавалась власть над Полоцкой землей, но они не участвовали в разборках за Киев. Единственному из них, кому удалось побыть некоторое время Великим князем - это Всеславу Чародею. Да и то, его выбрали сами киевляне, во время первого изгнания Изяслава 1068 года. Никто из других князей такой выбор не поддержал и Всеслав Чародей потом сам оставил Киев и вернулся в Полоцк, при приближении Изяслава, который вернулся с поляками в 1069 году.  А ситуацию с киевлянами и Изяславом пытались разрулить уже другие князья - Святослав и Всеволод.

Отредактировано svis (24-08-2021 12:31:52)

24

После убийства Глеба Святославича тело его привозят в Чернигов. Чернигов с тех пор ставится местом захоронения потомков Святослава. Олег Святославич прозревает и бежит из Чернигова к своему брату Роману в Тьмутаракань. Олег кроме этого был при Всеволоде при его примирении с Изяславом, поэтому возможно знал каких-то тайных договоренностях братьев насчет Святославичей, либо догадывался о них. Как бы то ни было, Олег решает начать войну и с Изяславом и со Всеволодом.
Казалось бы, силы неравны. Но Олег Святославич - был человек продвинутый, живущие ныне официальные прямые потомки Рюрика - это либо потомки этого Олега, либо потомки Владимира Мономаха, точнее его внука - Всеволода Большое Гнездо. Других я не знаю.
В Тьмутаракани уже  находится принятый Романом незадолго до этого князь Борис Вячеславич, потомок младшего сына Ярослава Мудрого. Борис Вячеславич тоже с чего то решил, что Черниговская земля должна принадлежать ему. Тьмутаракань в это время становится центром вооруженного сопротивления кланам Изяслава и Всеволода. Братья Святославичи и примкнувший к ним Борис Вячеславич вынашивают планы реванша и блицкрига. Однако, не все. Давыд Святославич, похоже договорился со Всеволодом, доволен Муромским княжением и носа из Мурома долгое время не показывает.

Отредактировано svis (24-08-2021 12:31:38)

25

#p255939,svis написал(а):

Это по женской линии. А по мужской линии они вполне Рюриковичи, потомки Владимира.

Да, походу ты прав, это меня Рогволд попутал, он не рюрикович.
В оправдание могу сказать - но тут же сам черт ногу сломит, куча княжеств, куча князей, как это можно все выучить - ума не приложу.
Даже бывает в литовских князьях путаюсь (кто с кем воевал, кто с кем в какой поход пошёл), а их было в десятки раз меньше.

26

#p255951,Mantas написал(а):

а их было в десятки раз меньше.

Это да, в те времена - согласен. А сейчас, если литовскими князьями считать и потомков Гедимина, которые потом ушли на Русь или в Польшу - то Гедиминовичей побольше будет, чем Рюриковичей.

27

Братья Святославичи не претендовали на верховную власть и на Киев. Они действовали в рамках сложившихся понятий и признавали своих дядьев старшими. Однако прозябать где-то на задворках или быть мишенью для наемных убийц были категорически не согласны. Они считали Черниговскую землю, которую Ярослав Мудрый отдал их отцу - своей.
Кроме того, у Олега Святославича при плохих картах в целом было целых два туза в рукаве.
Первый туз - неизменная поддержка черниговских горожан в любой ситуации.
Второй туз - половцы. Олегу постоянно удавалось находить с половцами общий язык. Водить иноземцев в походы на Русь - это не ноу-хау Олега. И Ярослав Мудрый водил варягов на Киев и Изяслав неоднократно приводил поляков. Однако половцы - все таки кочевники, в грабежах меры не знают и ведут себя некультурно. За половцев летописи Олега Святославича неоднократно и совершенно справедливо порицали.

28

У сыновей Изяслава и Всеволода со Святославичами в принципе были нормальные отношения. Владимир Мономах, еще по молодости бывший миротворцем писал потом в своих воспоминаниях: И снова из Смоленска пришёл [ я ] к отцу в Чернигов. И Олег пришёл, выведенный из Владимира [ Волынского ]. И позвал его к себе на обед, с отцом, в Чернигове, на Красном дворе, и дал отцу 300 гривен золота. Но дело есть дело.

В августе 1078 года дружины Олега и Бориса вместе с половцами подошли к Чернигову. Всеволод вышел им навстречу со своим войском и 25 августа в битве на реке Сожице был разбит объединённым войском Олега, Бориса и половцев. Войска мятежных князей вошли в Чернигов, а Всеволод бежал в Киев, к брату Изяславу. ПВЛ так описывает эту встречу:

Поздоровались и сели. Всеволод же поведал о всем происшедшем. И сказал ему Изяслав: «Брат, не тужи. Видишь ли, сколько всего со мной приключилось: не выгнали ли меня в прошлом и не разграбили ли мое имущество? И снова в чем провинился я? И ныне, брат, не будем тужить. Если будет нам удел в Русской земле, то обоим; если будем лишены его, то оба. Я сложу голову свою за тебя». И, так сказав, утешил Всеволода и повелел собирать воинов от мала до велика. И двинулись в поход Изяслав с Ярополком, сыном своим, и Всеволод с Владимиром, сыном своим.

На самом деле прошло больше месяца после захвата Чернигова Олегом и Борисом, их с дружинами в городе не было. Половцы тоже убрались восвояси. Черниговцы открыть ворота войску четырех князей отказались и начался штурм.
ПВЛ:
Владимир [Мономах] же приступил к восточным воротам от Стрижени, и захватил ворота, и взял внешний город, и запалил его огнем, люди же вбежали во внутренний город.

В это время к Чернигову подходили дружины Олега и Бориса, Изяслав и Всеволод развернули свои войска и встретили мятежных князей у села Нежатина Нива. Видя существенный перевес в силах у противника умный не по годам  Олег, по летописи, захотел переговоры. Но Борис отказался Смотри, я готов и стану против всех. Начались битва и Борис погиб одним из первых.
Об этом же пишет и "Слово о полку Игореве", единственное наверное произведение, которое описывало происходящее с позиций Святославичей.
Бориса же Вячеславича слава на суд привела,
И на конскую зеленую попону положили его
За обиду Олега, храброго юного князя.

Есть и другие варианты перевода - это место в "Слове" одно из до конца не ясных, но смысл везде один - Борис в сущности погиб сражаясь за "обиду" Олега Святославича.

Несмотря на то, что войска Олега и Бориса были ожидаемо разбиты и Олег снова убежал в Тьмутаракань, в этой битве погиб и великий князь Изяслав.
Причем обстоятельства гибели Изяслава, которые приводит летопись, совсем не напоминают смерть в бою. Это больше похоже на очередное заказное убийство.

К Изяславу, стоявшему среди пеших воинов, неожиданно подъехал кто-то и ударил его копьем сзади в плечо. Так убит был Изяслав, сын Ярослава.

То есть Изяслав непосредственно в битве не участвовал, стоял, наблюдая за ней, в окружении пеших воинов. Некто подъехал на коне к нему со спины, ударил копьем и ускакал.
Воины вокруг были пешие - догнать не смогли. Чем не заказное убийство?
Охотились целенаправленно за Изяславом. Конечно, почерк совершенно другой. Не так изыскано, как  неудачные хирургические операции, бесы и пророки. Но так же эффективно.  :suspicious:
Если этим можно заниматься одним, почему нельзя и другим? Вопрос только кому, кто был заказчик в данном случае?  :|
Встречал я как-то человека, который считал что за всем этим (а заказные убийства еще будут) стоял Всеволод и даже говорил что написал книгу по этому поводу. Ту книгу я не читал, но про интересные факты о Никите Затворнике тот человек не слышал.

Отредактировано svis (24-08-2021 19:07:05)

29

Мда, нет достойных тебе тут собеседников по такой сложной теме :)
У меня вопрос чисто технического плана, “Слово о полку Игореве” это же все таки литературное произведение. Корректно ли на него в любом случае ссылаться?
А по сути спросить нечего, тоже нет нужной квалификации.

30

#p255982,Mantas написал(а):

Мда, нет достойных тебе тут собеседников по такой сложной теме
У меня вопрос чисто технического плана, “Слово о полку Игореве” это же все таки литературное произведение. Корректно ли на него в любом случае ссылаться?

Ничего, можно и монологом  ^^  Правда все будет короче.
"Слово" - конечно литературное произведение 12-го века, единственное дошедшее до нас в своем роде. Ни в коем случае не подделка, поэтому ссылаться на него корректно.


Вы здесь » Запасной аэродром » История » Политический триллер 11 века в патерике Печерской лавры