В 1096 году у Святополка и Владимира Мономаха дошли руки разобраться и с Олегом.
ПВЛ пишет Святополк и Владимир послали к Олегу, говоря так: «Приди в Киев, да заключим договор о Русской земле перед епископами и игуменами, и перед мужами отцов наших, и перед горожанами, чтобы оборонили мы Русскую землю от поганых».
Тут можно задать несколько вопросов, например каково было распределение ролей в дуумвирате Святополка и Владимира? Святополк вроде бы великий князь, но сама идея публичного договора между князьями перед населением безусловно - Владимира Мономаха. Сам Святополк, как видно из последующего эпизода с ослеплением князя Василька тяготел к тайным операциям. Да и убить половецких послов Владимира уговорил человек Святополка ( Славята). Может быть это и была идея самого Славяты, но Святополк против нее изначально не возражал - маловероятно, чтобы подчиненный князя пошел против его воли.
А Владимир Мономах, как видно и из ПВЛ и из его автобиографии и из его последующего письма к Олегу всегда был сторонником публичности и компромиссов в интересах государства. Великий был человек, что и говорить.
Конечно, финальная версия ПВЛ была закончена уже при великом князе Мономахе и возможно под чутким руководством его старшего сына Мстислава, однако каких то явных искажений фактов в интересах Мономаха в ней не заметно - если Мономах проигрывает битву, то он ее проигрывает и если терпит неудачу в каком-либо случае, то об этом в ПВЛ тоже говорится.
Из фактов можно заключить, что великий князь Святополк уже в то время (практически с начала своего правление) в рамках всего древнерусского государства, которое в то время уже являлось ничем иным как федерацией княжеств, обладал только номинальной властью и был реальным князем только в пределах киевской волости. Реальный авторитет и неформальная власть была у Владимира Мономаха.
Собственно такое положение сохранится и впоследствии, хотя и принято говорить о распаде на княжества и междоусобицах в древней Руси начиная с более поздних времен - по факту
в политическом устройстве древней Руси с конца 11 века сохранялось прежнее положение вещей - никакой титул великого князя реальной власти не гарантировал. Есть признанный всеми авторитет - его и будут слушаться, великий он князь или нет. Нет - начинается анархия. Если авторитетов несколько - начинаются разборки в виде междоусобных войн.
Конечно, нельзя сказать что титул великого князя киевского вообще ничего не давал - и престижно и свою политику легче проводить.
Возвращаясь к посланию Святополка и Владимира к Олегу - Олег отказался. По ПВЛ - Олег же, исполнившись дерзких намерений и высокомерных слов, сказал так: «Не пристойно судить меня епископу, или чернецам, или смердам».
Конечно, идея Мономаха - заключить некий общественный договор о власти при участии широких народных масс - хороша и правильна. Она и сейчас - хороша и правильна.
Однако, когда такое у нас было? Только в очень редких исключительных случаях. К тому же, как можно заметить - летописец вкладывает в слова Олега упоминание о суде.
Общественный суд в Киеве был бы для Олега неблагоприятным - в Киеве дети Святослава уже не пользовались популярностью - это не Чернигов.
Тогда Святополк и Владимир ответили Олегу - «Так как ты не идешь с нами на поганых, ни на совет тот, то ты злоумышляешь против нас и поганым хочешь помогать, — так пусть Бог рассудит нас»
Тут возможно летописец проговаривается - возможно Олега действительно ждал суд, за отказ идти вместе на половцев, а оговорка "ни на свет тот" - в смысле не хочешь ли ты отбросить ласты - может говорить о том, что Олега в Киеве ждала ловушка, тем более что тяга Святополка к подобному способу решения проблем видна и по другим сюжетам.
Словом - кто не с нами, тот против нас. И объединённые дружины Святополка и Владимира в 1096 году идут войной на Чернигов.
Олег, видя неблагоприятное соотношение сил, из Чернигова с дружиной бежит в Смоленск, к своему брату Давыду Святославичу. Однако Давыд не хочет вступать в открытую конфронтацию со Святополком и Владимиром. В то же время, условия Святополка и Владимира по месту Святославичей в государственной иерархии без согласия своего брата Олега Давыд принимать тоже не хочет - держит нейтралитет. И Олег уходит в Трубчевск и запирается там. Войска Святополка и Владимира осаждают Трубчевск долго (по летописи - 33 дня, возожно фигура речи). Тем временем на Русь опять нападают половцы. Святополк с Владимиром заключают с Олегом мир на неясных из летописи условиях и снимают осаду Трубчевска. Олег же, добавив к своей дружине еще и смоленские войска ( очевидно не без согласия смоленского князя и своего брата Давыда) отправляется с войском на восток.
Надо сказать, что в то время черниговской землей считались Ростов, Суздаль, Муром и Рязань - словом вся Северо-Восточная Русь. Владимир и Святополк поставили к тому моменту в этих землях своих людей - Олег идет отвоевывать все обратно.
Отредактировано svis (12-09-2021 15:29:44)