События конца 1096 года в Северо-Восточной Руси рассказаны летописцем весьма подробно, даже про то кто-что думал рассказано. Такое чувство что Мстислав это рассказывал летописцу лично, мысли и поступки Мстислава понятны и логичны, мысли и поступки Олега нелогичны, но изложены так как посчитал бы Мстислав.
Первым делом Мстислав отправил Олегу из Новгорода посла:
Иди назад в Муром, а в чужой волости не сиди. И я с дружиною своей пошлю просить отца моего и помирю тебя с ним. Хоть и брата моего убил ты, то дело обычное: в бою ведь и цари и мужи погибают
Олег же слушать не захотел и замыслил еще и Новгород захватить, направив вперед своего младшего брата Ярослава со сторожевым полком.
Мстислав же отправил вперед сторожевой полк новгородского воеводы Добрыини Рагуиловича, который стал хватать Олеговых спорщиков дани.
Ярослав получил информацию о захвате сборщиков дани и о том, что Мстислав вышел из Новгорда с дружиной и передал ее Олегу.
Олег и Ярослав отошли к Мурому, а Мстислав сел в Суздале и повторно выслал Олегу предложение о мире. Олег согласился. Некоторые историки полагают, что именно в это время Олег получает письмо от Мономаха. Это первое известное письмо одного русского государственного деятеля другому
О, я, многострадальный и печальный! Много борется, душа, с сердцем и одолевает сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным судьей, не покаявшись и не помирившись между собою.
Ибо кто молвит: «Бога люблю, а брата своего не люблю», – ложь это.
И еще: «Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец ваш Небесный».
Пророк говорит: «Не соревнуйся лукавствующим, не завидуй творящим беззаконие». «Что лучше и прекраснее, чем жить братьям вместе».
Но все наущение дьявола! Были ведь войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому.
Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой, крещенный тобою, что сидит близко от тебя; прислал он ко мне мужа своего и грамоту, говоря в ней так: «Договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим». И я видел смирение сына моего, сжалился и, Бога устрашившись, сказал: «Он по молодости своей и неразумению так смиряется, на Бога возлагает; я же – человек, грешнее всех людей».
Послушал я сына своего [Мстислава], написал тебе грамоту: примешь ли ты ее по-доброму или с поруганием, то и другое увижу из твоей грамоты. Этими ведь словами я предупредил тебя, чего я ждал от тебя, смирением и покаянием желая от Бога отпущения прошлых своих грехов.
Господь наш не человек, но Бог всей вселенной, – что захочет, во мгновение ока все сотворит, – и все же Сам претерпел хулу, и оплевание, и удары и на смерть отдал себя, владея жизнью и смертью.
А мы что такое, люди грешные и худые? – сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и чести, а завтра в гробу и забыты, – другие собранное нами разделят.
И так далее, письмо довольно длинное. Владимир предлагает Олегу мир и прощает ему гибель в бою своего сына Изяслава.
Олег согласился и Мстислав распустил свою дружину по селам. И как пишет летописец - это было только для отвода глаз. В Федорову субботу сидит Мстислав за обеденным столом в Суздале, никого не трогает и в этот момент ему сообщают, что Олег с войском неожиданно появился на Клязьме, не предупредив.
Мстислав быстро за два дня собирает свою дружину обратно - новгородцев и суздальцев (не знаю как это у него получилось). Олег с войском при этом стоит на месте, хотя если нападать - то сейчас.
Мстислав собирает дружину и выходит навстречу Олегу. Четыре дня они стоят друг напротив друга, пока наконец Мстислав не получает еще подкреплений от отца с юга.
Войска Мстиславу приводит его младший брат Вячеслав и среди них - отряд половцев из пленных, которые изьявили желание сражаться за Мономаха.
То есть, написав письмо Олегу с предложением мира Владимир Мономах не забыл вместе с тем послать сыну войска.
На следующий день Олег видимо решает, что сил у Мстислава достаточно и идет в бой. Так 27 февраля 1097 года начинается битва на Кулачке на реке Колокше.
Отряд половцев по предводительством некоего Кумана, усиленный пехотой, который идет в атаку под знаменем самого Мономаха производит конечно впечатление на войско Олега.
Это как матросы на зебрах. Но думаю что летописец написав, что при виде этого - Олег испугался, и ужас напал на него и на воинов его. несколько преувеличил.
Тем не менее битва идет упорная и когда половцам Кумана удалось зайти Олегу в тыл, опытный Олег понял, что пора отступать.
И, убоявшись, бежал Олег, и одолел Мстислав
На сей раз князья видимо решили, что войн достаточно и в то же году 1097 году в Любече состоялся княжеский сьезд, который провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов - Да отныне объединимся чистосердечно и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей
Изяславу достался Киев с Туровом и Пинском. Мономаху - Переяславль, Суздаль, Ростов, Смоленск и Белоозеро, Святославичи наконец-то дожали свои права на Черниговское княжество - Чернигов, Новгород-Северский, Муром и Рязань, Давыду Игоревичу дали Владимир-Волынский с Луцком, Ростиславичам - Теребовль, Червен и Перемышль.
И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной» ... И попрощавшись, пошли восвояси.
Полоцкие Рюриковичи в сьезде не участвовали - Полоцкая земля была признана их уделом за десятки лет до того. Теперь же принцип "каждый держит отчину свою" был распространен на всю Русь.
Над страной всходило солнце нового прогрессивного строя - феодализма.
Отредактировано svis (18-09-2021 03:15:55)