#p354210,vv9m83 написал(а):И если у меня наука феноменологическая, то "экономика" - вообще не наука. Слишком она многофакторная и зависит от процессов в обществе. Даже экономика предприятия. Что-то происшедшее посчитать еще можно, а на будущее - только "тыки" при рассмотрении существующих в настоящий момент условий или при изменении ограниченного количества факторов.
В нынешнем виде экономика - не наука. Она не стала надежным инструментом для проектирования политики государств и международных организаций.
Когда говорят, что в теории одно, а на практике получается совершенно иное, то это означает, что реализовался один из двух возможных вариантов негативного взаимоотношения теории и практики. Либо люди не овладели теорией в достаточной степени, чтобы пользоваться ею в практической деятельности. Либо теория оказалась ложной и непригодной для ее использования.
Нет ничего практичнее и полезнее для общества, чем использование в качестве главного инструмента для достижения высоких результатов ПРОВЕРЕННЫХ НА ПРОЧНОСТЬ И НАДЕЖНОСТЬ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ. Примером этому может служить научно-технический прогресс, который и создал современную цивилизацию.
Использование же социально-экономических идей и теорий, НЕ ДОКАЗАВШИХ СВОЮ НАДЕЖНОСТЬ, приводило и будет приводить к экономическим кризисам и социальным катастрофам. Гораздо практичнее не слушать советов любых экономических идеологов при проектировании экономической политики государств, перейдя на метод проб и ошибок.
При Горбачеве в СССР и при Ельцине в России реформаторство характеризовалось именно таким негативным взаимоотношением общества и науки. Теоретики - экономисты (сначала представители академической науки Абалкин, Аганбегян, а затем экономисты либералы Гайдар, Чубайс и их соратники) получили возможность проводить безответственные эксперименты над народом. Сначала Горбачев, а затем Ельцин поставили во главе экономических реформ людей, не только не обладающих истинными знаниями реальных процессов в экономике, но и здравым смыслом. Они оказались не только неспособными точно предвидеть последствия своих действий, но и вовремя понять их ошибочность, когда уже были получены значительные отрицательные результаты. Отсюда и разрушительные последствия проводимых ими реформ.
Пока не изменится отношение общества и государственной власти к экономической науке выйти на путь социально-экономического прогресса невозможно.
Социальный прогресс человечества возможен только в том случае, если будут использованы в практической деятельности надежные и прочные научные знания. Прогресс невозможен, если не будет использован богатый опыт проверки знаний на прочность и надежность в естественных науках. В технике, прежде чем использовать научные знания, они подвергались жесточайшей проверке на истинность или ложность. Без надежных научных знаний проблемы общества по-прежнему будут решаться только силой (вооруженной, политической, экономической), как и сотни лет назад, а не человеческим разумом. Сила есть – ума не надо.
ВЫВОД
Путь к социальному прогрессу человечества возможен при одном условии, если во всех областях деятельности общества, а не только в естественных науках, будут пользоваться единым критерием истины, установленный благодаря деятельности Коперника и Галилея: НИ ОДИН ДОСТОВЕРНЫЙ ФАКТ НЕ ДОЛЖЕН ПРОТИВОРЕЧИТЬ ВЫВОДАМ ИЗ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ, И ТОЛЬКО ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ ЛИБО О ЛОЖНОСТИ, ЛИБО ОБ ОГРАНИЧЕННОСТИ ИХ ДЕЙСТВИЯ.
Без постановки в общественных науках такого жесточайшего фильтра обеспечить научную честность и ответственность ученых невозможно, а, следовательно, и невозможно организовать научно-социальный прогресс человечества, аналогичный научно-техническому.